Публий Орфидий Сенецион
- 1 year ago
- 0
- 0
Стигия ( англ. Stygia ) — вымышленное доисторическое царство, преимущественно фигурировавшее в цикле произведений Роберта Говарда о Конане . Название государства происходит от названия реки Стикс из греческой мифологии . Как и многие имена собственные, использованные при создании Хайборийской эры, по мнению исследователей творчества автора, Роберт Говард почерпнул Стигию из «Очерков мифологии» Булфинча . Она создавалась в качестве предшественницы древнеегипетской цивилизации, в общем контексте Хайборийской Эры .
Как сказано в эссе Хайборийская Эра, Стигия зародились ещё до катаклизма, разрушившего Атлантиду и Лемурию . Жителями страны были представители дочеловеческой цивилизации. Что эта за «дочеловеческая цивилизация», не уточняется, однако в романе «Час дракона» говорится, что многие древние постройки Стигии сделаны не людьми. Кроме того, в «Боге из чаши» говорится, что некогда Стигией правили короли-гиганты, поклоняющиеся разумным змеям. Далее, как сообщает Говард в эссе «Хайборийская эра», спустя многие века с дальнего востока континента некий загадочный народ, пришедший из безымянного южного материка (по-видимому из Австралии ), был вынужден бежать на запад из-за бунта своих рабов, выходцев с затонувшей Лемурии. Опальные беженцы поселились у реки Стикс ассимилировавшись с местными жителями .
В романе « Час дракона » несколько раз упоминается, что стигийская цивилизация, в том виде которая предстаёт в эпоху Конана, возникла 10000 лет до событий романа. В рассказе « Чёрный колосс » говорится о том, что земли Стигии простирались до земли Шем, а в « Часе дракона » об и Стигии, граничащих друг с другом, пока хайборийцы не завоевали Ахеронскую империю 3000 лет до эпохи Конана. Хайборийцы освободили Шем от стигийцев, отодвинув границы Стигии на юг. В таком виде государство просуществовало ещё 500 лет спустя после Конана, когда начавшееся оледенение и прочие природные катаклизмы, вкупе с упадком хайборийской цивилизации, заставили изменить облик Стигии. В процессе завоевательных походов своих соседей Стигии только и остаётся, что и обороняться от туранцев с востока, пиктов с севера и Чёрных королевств с юга. Так продолжается многие века, пока обессиленную Стигию не захватывают переселенцы из Ванахейма. Привнеся варварскую культуру, ваниры становятся привилегированным классом господ в стране, приведя многотысячелетнюю культуру государства в упадок. После ванирской оккупации вскоре начинается исторический период, известный как цивилизация Древнего Египта .
Датировка | Псевдоистория Говарда | Реальная история |
— | Завоевание достигийского населения народом с восточной окраины континента. Последних изгнали потомки лемурийцев. Местное население постепенно ассимилируется с захватчиками . | В это время на территории доисторического Египта, была культура, называемая Фахури. Она продлилась примерно 1600 лет. В период между 22 500—19 600 лет назад ознаменовались Куббанийской, Идфу, Баллано-Сильсилийской и Себильской культурами . |
— 13 тыс. до н. э. | Разрушение Ахеронской империи хайборийцами. Стигия лишается могущественного союзника на севере и вынуждена уступить земли Шема, отодвинув свои границы к южному берегу Стикса . | Исследования этого периода истории на территории Египта говорят о культуре Афи , действовавшей около 16,7—14,15 тысяч лет назад (13,5—12,3 тыс. радиоуглеродных лет назад) на территории Верхнего Египта . 15 100—13 350 лет назад (некалиброванных 12,7—11,5 тыс. лет назад) действовала культура Исна также в Верхнем Египте . |
13 — 4 тыс. до н. э. | Через пятьсот лет после правления Конана (середина 13 тысячелетия до н. э. ), пережив апогей своего развития, Хайборийская цивилизация разрушена. Туран, Чёрные королевства и Империя пиктов теснят Стигию с Востока, Юга и Севера. Спустя несколько тысяч лет вследствие катаклизма образовывается Средиземное море , тем самым та часть Нила , которая пролегала с Запада на Восток, впадая в Западный океан, оказалась частью нового моря. Согласно эссе Говарда Хайборийская эра , Стигия, немногим ранее исторического периода, была завоёвана ванирами , носителями протоарийской культуры, которые вскоре ассимилировались со стигийцами, и первые правители египетской земли были именно ванирского происхождения . | На самом деле Средиземное море образовалось около 5 миллионов лет назад . С середины XIII тысячелетия до н. э. уровень воды в Ниле повысился, тем самым понизив число поселений у реки . К этому же времени датируются захоронения Джебель-Сахаба в Нижней Нубии . Древнейшие изображения сфинкса датируются 10-м тыс. до н. э., местонахождение — Гёбекли-Тепе . Начиная с 8-го — 7-го тыс. до н. э., через мало пригодные для обитания заболоченные джунгли долины Нила мигрируют различные племена, являвшиеся носителями афразийских языков. Не позже чем в 5-м — 1-й пол. 4-го тыс. до н. э., в долине Нила формируется европеоидное протоегипетское население, являвшееся потомками афразийских мигрантов, в течение веков оседавших здесь и смешивавшихся с аборигенными и пришедшими позднее племенами . Засуха 5900 лет назад приводит к опустыванию территории Сахары . Реальная история показывает, что самыми первыми известными правителями Египта была так называемая 00 династия . |
Стигия была расположена вдоль южного берега реки Стикс , также называемой Нилусом , реки давшая название государству. В Хайборийскую эпоху, река отделяла земли хайборийцев со странами Чёрных королевств. Истоки реки начинались там же где и современный Нил . Река текла от истока на юге прямо на север до земель Шема , а затем сворачивала перпендикулярно, устремляясь на запад и впадала около города Кеми в Западный океан . После завершения Хайборийской эры очередной виток катаклизмов превратил часть Стикса, впадающую в океан, в Средиземное море . Столицей Стигии являлся город Луксур , он был административным центром за 10000 лет до событий « Часа дракона », вплоть до начала исторического периода. Название города заимствовано Говардом из названия египетского города Луксор . Другой крупный город, Кеми — религиозный центр Стигии. Кеми ещё древнее чем Луксур, был построен дочеловеческой расой. Является резиденцией ордена магов Чёрный круг . Название очевидно позаимствовано от слова Ке́ми ( копт. Kὴμε ), которое являлось исконным названием Египта у самих египтян. На границе с Дарфаром располгагался город Сухмет . Город отличается большей благосклонностью к чужеземцам, чем другие стигийские города. До событий рассказа « Гвозди с красными шляпками » Конан служил наёмником в Сухмете, но дезертировал, влюбившись в Валерию и последовав за ней. Кешатта — город магов, известен по произведению « ». Недалеко от границы с Тураном располагалось озеро Зуад. На юго-западе Стигия граничит с Кушем . Аристократия Куша имеет стигийские корни и потому находится в определённой зависимости от своего северного соседа. На юге Стигия граничит с Дарфаром , на юго-западе с Кешаном, а на западе с Тураном. Когда-то, до времён Конана, Стигия простиралась ещё западнее, охватывая город Замбулу, описанную в рассказе « Призраки Замбулы », однако Туран давно захватил Замбулу и окрестности. На севере проходит река Стикс, разделяющая от Стигии Шем. Стигия также имеет выход к океану на западе .
Несмотря на неприязнь к чужим народам, стигийцы весьма преуспели в культурном плане. Они были развитой цивилизацией ещё, когда катастрофа не уничтожила Турийскую культуру вместе с Атлантидой и Лемурией. Письменность представляет собой подобие египетских иероглифов .
Религия в Стигии играет одну из важнейших ролей, каста священнослужителей обладает огромным влиянием на государственном уровне. Главенствующим культом в Стигии является культ Змея, представленного верховным божеством стигийского пантеона Сетом , которому по-видимому, поклонялись ещё в Турийскую эру . Характер верований в Сета имеет зоолатрическую форму. Известный стигийский обряд предписывает с наступлением темноты выпускать из храмов священных питонов, которые могут беспрепятственно бродить по городу и убивать прохожих. Убийство такого священного змея считается святотатством и карается смертью. «Детьми Сета» зовутся говорящие змеи, фигурирующие в рассказе «Бог из чаши». Образ древнеегипетского Сета явно не совпадает с образом змееподобного Сета у Говарда, по-видимому автор частично использовал иконографию другого древнеегипесткого божества Апофиса . Согласно рассказу «Долина червя» Сета позднее стали идентифицировать с Сатаной. Возможно, Роберт Говард черпал вдохновение от высказываний Рене Генона , который говорил о демонопоклонском характере верований древних египтян, в частности касаясь идентификации Сета и Сатаны .
Ибис сражается с Сетом с первого рассвета над землёй, а Карантес борется со жрецами Сета всю свою жизнь
…
Это знак Сета, Старого Змия, божества стигийцев!..
Это реликт из времён, когда Сет ходил по земле в обличье человека. Возможно, раса, которая пошла от него, хранила останки своих царей в таких футлярах, как этот.
Деркето является вторым по значимости божеством Стигии. Она представлена в качестве богини сладострастия, соответствующая хайборийской Иштар . Жрицы богини представляют собой гетер и имеют большое влияние в стране. В частности, известно, что стигийских принцесс отдают на воспитание жрицам, «обучаться» искусству любви. Деркето имеет змеиные черты, так в произведении « Чёрный колосс », друг Конана , в подтверждение своих слов, клянётся «змеиными волосами Деркето», что вполне соответствует мифологической Горгоне . В рассказе Гвозди с красными шляпками герои воспользовались ядовитыми яблоками Деркето , дабы отравить дракона .
Также известен культ Ибиса , конкурирующего за власть с культом Сета. Предположительно, Ибис является единственным добрым божеством в Стигии .
Стигия ведёт торговлю с соседними государствами, такими как Туран, Шем, Чёрные королевства. В силу раздоров стигийцы имеют не очень крепкие связи со странами хайборийской цивилизации, исключая Аргос и Зингару, с которыми имеют морскую границу. Также известно, что Стигия имеет прочные связи с Кхитаем.
Как Стигия в целом, так и его туземное население, описывалось Говардом в отрицательном свете. Практически нет стигийцев, которые введены Говардом в сюжет того или иного произведения в качестве положительных героев. Так или иначе Стигия фигурирует у Говарда в качестве Империи зла , а сами стигийцы — змеепоклонниками . Как и большинство других имён собственных, имена персонажей-стигийцев даны Говардом по принадлежности к египетским именам. Имя злодея Тот Амона является слиянием имён древнеегипетских богов Тота и Амона , также как например имя Тутанхамон . Самого Тот-Амона Говард вводит как действующее лицо лишь в одном рассказе — « Феникс на мече ». В трёх других рассказах Говарда, « Бог из чаши », « Час Дракона » и « », он лишь упоминается. Последователи и продолжатели творчества Роберта Говарда, такие как Лин Картер и Леон Спрэг де Камп , в своих собственных рассказах и доработках незаконченных произведениях Говарда сделали Тот-Амона заклятым врагом Конана , однако Тот-Амон и Конан лично друг с другом не были знакомы, хотя колдун и покушался на его жизнь через слугу-демона в «Фениксе на мече».
Другим персонажем, оказавшим влияние на последователей Роберта Говарда стала — древняя вампирша, которая когда-то была стигийской принцессой. После того, как она стала бессмертной, её стали почитать как святую вознёсшуюся к богам , не зная, что на самом деле она стала монстром. В 1999 году был снят фильм « Кулл-завоеватель », сюжет которого был основан на романе « Час дракона ». Хоть Акиваша в романе и являлась эпизодическим персонажем, однако она стала главной злодейкой в адаптации, заменив Ксальтотуна. Очевидно имя Акиваша происходит от древнеегипетского наименования ахейцев — Аккайваша . Имя отца Акиваши Тутхамон восходит к той же этимологии, что имя Тот-Амона .
Государство по большей части фигурирует и упоминается в цикле произведений про Конана . В других рассказах Говард лишь упоминает Стигию.