Уитмер, Гретхен
- 1 year ago
- 0
- 0
Вопрос Гретхен — это общий термин, используемый для описания прямого вопроса, затрагивающего суть проблемы и предназначенного для выявления намерений и отношения человека, которому задают вопрос. Обычно этот вопрос оказывается неудобным для спрашиваемого, так как склоняет его к признанию, которого он еще не сделал.
Происхождение термина связывают с трагедией Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст. Часть 1». В нем Маргарита, иначе Гретхен, спрашивает главного героя Генриха Фауста:
Скажи ты мне прямей:
Как дело обстоит с религией твоей?
Ты славный, добрый человек, но к ней
Относишься как будто беззаботно.
В более узком смысле под Вопросом Гретхен понимается вопрос о религиозности человека или социальной группы. В более широком смысле подобные вопросы с явной или неявной структурой («Как дело обстоит с ...») также называются Вопросами Гретхен .
Так называемый Вопрос Гретхен из трагедии « Фауст. Часть 1 » Иоганна Вольфганга фон Гёте, опубликованной в 1808 году в Штутгарте/Тюбингене, появляется в сцене «Сад Марты» и касается вопроса Маргариты о религиозной принадлежности Фауста. Маргарита, также известная как Гретхен, — молодая девушка возрастом около четырнадцати лет, за которой ухаживает старший ученый Фауст. Маргарита поднимает вопрос о религии со словами: «Скажи ты мне прямей: Как дело обстоит с религией твоей? Ты славный, добрый человек, но к ней. Относишься как будто беззаботно». Фауст, несмотря на последовавшие многочисленные вопросы Гретхен, уклоняется от прямого ответа. В конце концов Гретхен прекращает расспросы, потому что уверена, что Фауст не христианин («В душе ты не христианин»).
Маргарет, которую зовут Гретхен, очень юная девушка, за которой ухаживает почтенный ученый Фауст. После того, как они несколько раз встретились и поцеловались, Гретхен и задает свой решающий вопрос.
Поскольку Фауст уклоняется и начинает ее спрашивать, что именно она подразумевает, интересует ли ее более глубокое содержание веры или беспрекословное соблюдение традиций, Гретхен, наконец, перестает спрашивать; она не чувствует себя на уровне дискуссии и приходит к заключению, что Фауст не христианин и, следовательно, отрицает Бога как Троицу Отца , Сына и Святого Духа . Убеждение Маргарет оправдано, поскольку Фауст ясно дал понять в монологе, произнесенном во время Пасхального бдения, что ему не хватало веры в воскресение Иисуса . Этим вопросом Маргарет интуитивно задевает — она не знает, что Фауст заключил договор с дьяволом — его «за живое».
« Дилемма Фауста, возможно, может быть описана следующим образом: он больше не может верить и еще не воинствующий атеист» .
В этом месте Гёте с помощью Гретхен и Фауста противопоставляет два образа: Гретхен здесь олицетворяет девушку простого происхождения, которая сделала веру в Бога и церковную религиозность центром своего Я, а ученый Генрих Фауст здесь бросает вызов традиционной религии, утверждая, что он может испытывать те же чувства, что и Гретхен, по поводу того, что хорошо, красиво и достойно. Однако эти ценности не обязательно должны проповедоваться с кафедры, чтобы к ним прислушивались.
Поскольку во времена Гёте христианская религия определяла сексуальную мораль , Гретхен хочет знать отношение Фауста к религии. Её вопрос о вере Фауста — это также вопрос о его жизненной практике и социальной интеграции.
Вне контекста трагедии Гете термин Вопрос Гретхен описывает «свободную лексему ». Вопрос Гретхен можно узнать не только по тому, что он прямо обозначен как таковой; часто также имитируются синтаксическая структура и вводная формула исходного вопроса.
Пример: […] что Социалистической партии [Франции] задают один и тот же большой вопрос от левых и правых: „Как вы относитесь к коммунистам? “
Иногда тот, кто обращается к Вопросу Гретхен , не задает явно соответствующий вопрос только потому, что предполагает, что его читатели уже знают его. Это происходит, например в статье Штефана Дж. Крамера «Несколько иной Вопрос Гретхен », в которой аллюзия, содержащаяся в заголовке, явно не поясняется в тексте.
Понятие Вопрос Гретхен относится к вопросу совести (или вопросу о воле), на который респондент не любит отвечать. Как правило, человек, произносящий их, вникает в суть дела и требует от респондента четкого высказывания по теме, которая может иметь для него неприятное или двойственное значение. Спрашивающий часто с подозрением относится к намерениям человека, которого спрашивают. Этот вопрос часто задают в момент принятия решения, когда спрашивающий хочет защитить себя от «слепого попадания в ловушку того, кого спрашивает». На Вопрос Гретхен не обязательно нужно давать прямой и точный ответ, чтобы спрашивающий получил ясность; уже уклонения от честного ответа может быть достаточно, чтобы указать на замыслы респондента.
Вопрос Гретхен следует отличать от простого вопроса с подвохом или подвоха .