Дом ребёнка при исправительной колонии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Эту бедную пятилетнюю девочку эти образованные родители подвергали всевозможным истязаниям. Они били, секли, пинали её ногами, не зная сами за что, обратили всё тело её в синяки; наконец дошли и до высшей утончённости: в холод, в мороз запирали её на всю ночь в отхожее место, и за то, что она не просилась ночью (как будто пятилетний ребёнок, спящий своим ангельским крепким сном, ещё может в эти лета научиться проситься), — за это обмазывали ей всё лицо её калом и заставляли её есть этот кал, и это мать, мать заставляла! И эта мать могла спать, когда ночью слышались стоны бедного ребёночка, запертого в подлом месте! Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к „боженьке“, чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без неё, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чёртово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слёзок ребёночка к „боженьке“… Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискуплёнными слезами своими к „боженьке“!»
Слезинка ребёнка — крылатое выражение из романа Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы », где Иван Карамазов , беседуя со своим братом Алёшей ( послушником православного монастыря ), говорит о своём неприятии Бога , допускающего страдание невинных детей, противопоставляя «слезинку ребёнка» грядущей мировой гармонии и отвергая гармонию, достигаемую такой ценой (тем самым в ситуации моральной дилеммы становясь на категорически ригористскую позицию) .
Выражение обычно используется, когда речь идёт о соотношении цели и средств , с целью отрицания попыток оправдать страдания невинных людей во имя тех или иных высоких целей .
Моральная дилемма, вводимая этим крылатым выражением, в практической жизни разрешима одним из способов , каковым решаются моральные дилеммы .
Предметом дискуссии является вопрос, разделял ли сам Фёдор Михайлович категорический моральный ригоризм, считал ли писатель, что « гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка ». По мнению богослова В. А. Цыпина , так как эти слова в романе произносятся не от имени автора, но от имени Ивана Карамазова , который пытается доказать этой дилеммой невозможность существования благого бога, то такой богоборческий пафос убеждённый православный христианин Достоевский разделять не мог .