Еда вместо бомб
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сумбу́р вме́сто му́зыки» — редакционная статья в газете « Правда » от 28 января 1936 года об опере Д. Д. Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда ». В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный», « формалистический » характер.
Статья была опубликована без подписи, как «редакционная», что породило различные версии об её авторстве: назывались имена и самого И. Сталина , и П. М. Керженцева , и сотрудника «Правды» Бориса Резникова . Однако, как установлено ныне по архивным данным, автором был Давид Заславский .
Событийным фоном статьи была ситуация вокруг другой оперы — « Тихий Дон », написанной И. И. Дзержинским по одноимённому роману Михаила Шолохова . Шостакович в своей статье, опубликованной 4 января 1936 года в газете « Вечерняя Москва », охарактеризовал оперу Дзержинского как слабую, а 19 января того же года Сталин лично посетил представление оперы Дзержинского и одобрил её.
Статья «Сумбур вместо музыки» открыла наиболее мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронувшую также театр (прежде всего, Всеволода Мейерхольда ) и другие виды искусства. В то же время преследование лично Шостаковича продолжилось 6 апреля новой статьёй «Правды» «Балетная фальшь», с обвинениями противоположного характера (если «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в сложности, то балет « Светлый ручей » — в легковесности).
Вскоре после описанных событий в журнале « Шахматы в СССР » была опубликована статья М. Ботвинника и Л. Спокойного «Сумбур в шахматной композиции», где название — явная аллюзия на оригинал. В статье содержалась критика задачной композиции . Правда, в 1987 году Ботвинник признал, что не может принять негативного отношения к задачной композиции, тогда как критика, содержащаяся в статье, в целом ему по-прежнему представляется обоснованной, несмотря на «политический подтекст» названия и наличие идеологических выпадов, написанных его соавтором. [ источник не указан 1035 дней ]
Вместе с тем раздавались и голоса протестующих, среди которых были Андрей Платонов , Исаак Бабель , Николай Мясковский , Юрий Шапорин . Юрий Олеша : «Авторы этой статьи дискредитируют себя. Большое искусство будет жить вопреки всему».
В 2006 году при издании перевода монографии Кшиштофа Мейера «Шостакович» на русский язык в серии ЖЗЛ Святослав Бэлза написал статью «Музыка вместо сумбура», в которой пояснил современное значение наследия Д. Д. Шостаковича в музыковедении постсоветской формации и абсурдность выражения, ставшего заглавием статьи в «Правде».