Interested Article - Осецимская, Галина Романовна

Галина Романовна Осецимская ( 1936 , Москва 2000 , Москва ) — советский и российский коллекционер неофициального советского искусства и российского искусства 1990-х годов.

Биография

Современным ей неофициальным советским искусством Галина Осецимская увлеклась в 1960-х годах, а коллекционированием занялась в 1970-х — 80-х годах, уже состоявшись в первой профессии переводчика . Осецимская посещала многие выставки советского андерграунда и поддерживала дружеские отношения с Алексеем Тяпушкиным , Андреем Гросицким и другими художниками. Некоторые выставки, например экспозиция ранних работ Дмитрия Врубеля , проходили у неё дома . Художественный критик Михаил Боде , рассуждая о подходах к коллекционировнаию искусства, отмечал, что для Осецимской оно стало не факультативным, второстепенным занятием, а главным делом жизни. Сама она писала о начале своего пути в качестве коллекционера следующее:

Реально же, я осознала свою потребность в собирательстве, как ни странно, в Варшаве, когда на смену выставке Макса Эрнста в тот же выставочный зал завезли выставку советского „современного искусства“ со звеньевыми, сталеварами, генсеками и домнами. Было жутковато, но еще более — стыдно. Особенно перед друзьями. Один из них, известный польский сценограф, сказал, что это чистый Оруэлл . К тому времени я уже знала много хороших художников в Москве и понимала, что на этой выставке должны быть именно они, а если их здесь нет и никогда не будет, то я должна их собрать и выставить сама. Начало коллекции, ее первые ласточки — это длинная история, которая только ждет своего озвучивания. Островская, Гинзбург, Слепышев , Тяпушкин, Гросицкий … Коллекция начиналась с них…

Коллекция

Игорь Осецимский, муж Галины Осецимской, отмечал, что её интерес к искусству был тесно связан с интересом к личности художника . Осецимская не останавливалась на одном авторе или течении, а постоянно следила за актуальным искусством . В её коллекции были представлены почти все значимые имена и направления неофициального советского и российского искусства, включая шестидесятников , концептуалистов , московских акционистов представителей Новой академии изящных искусств Тимура Новикова и молодых художников 1990-х годов . Рассматривая её коллекцию в ретроспективе, Михаил Боде подчёркивал, что если собрание работ 1970-х — 1980-х годов действительно было обязано провенансом дружеским отношениям с конкретными художниками, то в конце 1980-х и начале 1990-х у Осецимской сформирровалась полноценная коллекция, целевой корпус произведений. Ей удалось подметить ключевые тенденции в отечественном искусстве, главные акции и выставки .

В работе коллекционера Осецимская полагалась сперва на интуицию, а затем на приобретённый опыт и понимание того, как должно работать современное искусство. Она уделяла много времени знакомству с художниками, посещению мастерских, тщательно отбирала работы и избегала лишних приобретений. Пополняя коллекцию работами конкретного автора, Осецимская покупала только самые значимые произведения, внимательно отслеживала новые работы и выискивала ценные старые. Иногда она в некоторой степени становилась соавтором работ, подсказывая знакомым художникам оригинальные завершающие штрихи . Почти все произведения в коллекции Осецимской были приобретены у художников напрямую, без участия галерей или других посредников .

Осецимская ушла из жизни в 2000 году. К этому времени её коллекция насчитывала несколько сотен работ, принадлежащих более чем 60 художников. Произведения были дополнены рецензиями, фотографиями и каталогами . Впервые собрание Осецимской было во всей полноте представлено на ярмарке «Арт-Манеж» в Москве в 1999 году. Художественный критик Алексея Мокроусова в рецензии на посмертную выставку коллеции в Московском центре искусств на Неглинной улице отмечал, что она сделала бы честь любому музею . Развитием коллекции и организацией выставок после смерти супруги продолжил заниматься Игорь Осецимский . В 2018 году он передал музею современного искусства «Гараж» для исследования архив Осецимской: газетные вырезки и записные книжки, изложения бесед с художниками и арт-критиками , посвящённые выставкам дневники .

В числе прочих в коллекцию Осецимской входили следующие художники:

Выставки

  • Арт-Манеж (международная ярмарка современного искусства), Московский Манеж , 1999
  • Первая выставка проекта «Новые русские коллекции», Московский центр искусств на Неглинной , 2000
  • Russisk kunst efter Perestrojka ( дат. Русское искусств после перестройки , (англ.) , Сорё , Дания , 2014

Примечания

  1. . Искусство. Дата обращения: 20 декабря 2019. 28 февраля 2020 года.
  2. З. Б. Стародубцева. // Неофициальное искусство в СССР. 1950—1980-е годы : сборник / под ред. А. К. Флорковской, отв. ред. М. А. Бусев. — М. : НИИ теории и истории изобразительных искусств, БукСМарт, 2014. — ISBN 978-5-906190-31-4 .
  3. . Sorø Kunstmuseum. Дата обращения: 20 декабря 2019. 28 февраля 2020 года.
  4. Михаил Боде. // Искусство. — 2003. — № 2 (526) . 28 февраля 2020 года.
  5. Марина Розанова. Если у вас нет картины... // Ведомости. — 1999. — 3 декабрь.
  6. Елена Зайцева. Спасительная страсть // Журнал нового тысячелетия. — 2000. — Февраль.
  7. . RAAN. Дата обращения: 20 декабря 2019. 28 февраля 2020 года.
  8. Оксана Хмара. . Коммерсантъ (19 декабря 2000). Дата обращения: 20 декабря 2019. 28 февраля 2020 года.
  9. Алексей Мокроусов. . Ведомости (18 декабря 2000). Дата обращения: 20 декабря 2019. 28 февраля 2020 года.
  10. Пётр Ширковский. Коллекция Галины Оцесимской. Художники 90-х гг. Арт-Манеж' 99. — 28 с. — 750 экз.
  11. . Коммерсантъ (16 декабря 2000). Дата обращения: 20 декабря 2019.
  12. Michelle Korbø. . Kopenhagen News. Дата обращения: 20 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
Источник —

Same as Осецимская, Галина Романовна