Монеточка
- 1 year ago
- 0
- 0
Чайлдфри ( англ. childfree — свободный от детей ; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология , характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей.
Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и тому подобное бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию ; с другой стороны, возможно наличие своих или приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри .
Также не стоит путать понятие чайлдфри с понятием «чайлдхейт» ( англ. childhate — дословно «детоненавистники»). Чайлдфри, в отличие от , не испытывают ненависти или других негативных чувств к детям, их может не устраивать лишь дискомфорт, который сопровождает наличие детей, их поведение или другие ограничения, связанные с наличием детей .
Термин « childfree » возник в США в противовес слову « childless » («бездетный»). На волне эмансипации защитники прав человека придумали термин childfree (буквально «свободный от детей»), утверждая, таким образом, что отсутствие детей — это привилегия развитого социума .
История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной организацией для не-родителей США (ныне не существующей) . Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network [ источник не указан 1415 дней ] .
В русском языке термин чайлдфри прижился из-за появления сообществ в социальных сетях с таким названием и упоминаний в музыкальном искусстве, но также некоторые представители чайлдфри называют себя «свободными от детей» или используют термин «сознательная бездетность».
Снижение рождаемости и отказ части населения от рождения детей является общемировой тенденцией вследствие глобального демографического перехода населения Земли, изменения социальных правил, норм, образа жизни людей и изменение устройства самой семьи . Этот процесс является частью глобального перехода населения Земли от традиционного общества к индустриальному , а затем и к постиндустриальному . Так что большинство людей, не заводящих в современном обществе детей по выше перечисленным причинам, могут даже не задумываться или не знать, что они чайлдфри. В современном обществе среди мужчин большинство чайлдфри — это малообразованные мужчины с небольшими доходами, а среди женщин, наоборот, — это более образованные и с большими доходами. Это связано с тем, что в современном обществе женщины, выбирающие образование и карьеру, дающую больший доход, имеют меньше времени рожать и воспитывать детей, чем менее образованные и бедные женщины. В свою очередь в современном обществе малообразованные мужчины, имеющие небольшие или нестабильные доходы, не пользуются популярностью у женщин, так как они не могут дать современным женщинам должную на современном уровне экономическую подушку безопасности, и в связи с этим такие мужчины имеют намного меньше шансов завести стабильные отношения с женщинами, заключить брак и завести детей, чем более богатые мужчины в современном обществе, которые зачастую имеют много детей и от большого количество партнёрш. Примерами может послужить целые новые поколения молодёжи, такие как южнокорейские поколения Сампо и N-по , отказывающиеся от свиданий, брака и рождения детей из-за социально-экономическим проблем, сопровождающих современную жизнь. Также появились целые новые поколения, которые из-за своего образа жизни имеют крайне низкие шансы завести детей: хикикомори , поколение NEET , поколение Сатори , клубничное поколение , поколение Y , паразит-одиночка , травоядные мужчины , кидалт , синглтоны , твикстер , фурита , макджоб и так далее.
С экономической точки зрения, чайлдфри как массовое явление может возникнуть только в странах, где введено пенсионное обеспечение по старости (большинство стран мира кроме наименее развитых стран ), причём качество или эффективность государственной пенсионной системы не важна (примеры: , , Япония , , Россия , Европа ), которое позволяет старикам не зависеть финансово от своих детей и внуков, живя на пенсию (так, Аллан Карлсон указывал, ссылаясь при этом также и на Гуннара Мюрдаля, что с принятием пенсий потеряна ценность детей как инвестиций на старость, и человеку выгодно иметь одного (а лучше — ещё меньше) ребёнка; согласно исследованиям Алессандро Чиньо, обеспечение старости является побудительным мотивом для заведения детей и доминирующим фактором увеличения рождаемости , охват же населения пенсионной системой уменьшает рождаемость ; по мнению Роберта Фенге и Беатрис Шойбель, введение пенсий в Германии на рубеже 19 и 20 веков объясняет до 15 % снижения рождаемости в 1895—1907 годах ). В странах, где пенсионное обеспечение по старости распространяется только на отдельные категории граждан, или же ещё не пройден демографический переход (в настоящее время — в основном страны Африки южнее Сахары ), старики в случае утраты трудоспособности могут рассчитывать только на своих детей и внуков . Этим объясняется и разное понимание целей человека в жизни в рамках обеспечения своей старости: для населения большинства стран мира главное — заработать максимально большую пенсию (дети при этом могут восприниматься как помеха в достижении данной цели); для населения наименее развитых стран мира в основном стран Африки южнее Сахары, где крайне слабо развита экономика, низка урбанизация и не введено пенсионное обеспечение по старости, главная задача человека — родить как можно больше детей, чтобы те обеспечили его старость (отсутствие детей равносильно обречению себя на голодную смерть, малое количество детей — обречению на полуголодную старость) .
В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлдфри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального центра статистики здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих .
Основателем движения чайлдфри в России считается Эдвард Лисовский , открывший несколько сообществ в социальных сетях и активно пропагандирующий движение в России и за её пределами.
Чайлдфри для России достаточно новое явление. В 2020 году почти половина россиян от 18 до 45 лет не хотят заводить детей . Но если среди жителей Москвы бездетность в основном добровольная, то среди жителей остальной России в основном вынужденная . Чаще всего от заведения детей отказываются образованные, обеспеченные и амбициозные, которые не желают жертвовать своим комфортом и карьерой ради детей . Среди москвичей-чайлдфри доля мужчин выше, чем доля женщин (22 % против 14 %). При этом доля чайлдфри особенно велика среди выходцев из однодетных семей (62,1 % против 36,7 %), поэтому по прогнозам ученых доля бездетных будет возрастать .
По прогнозам социологов и экономистов, данным в 2014 году, процент бездетных женщин в России с нынешних 8 % может приблизиться к среднеевропейскому уровню в 15 % .
В России по состоянию на 2018 год большая часть населения поддерживает классическую семью с детьми. Однако социологи отмечают тенденцию постепенного увеличения тех, кто поддерживает или хотя бы не осуждает чайлдфри. Особенно это проявляется в молодёжной среде .
В социальной сети « ВКонтакте » существует множество как открытых для публичного просмотра, так и закрытых групп о движении чайлдфри. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ . Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников — сторонников идеологии . По другим данным, если раньше у чайлдфри в России была только страница в живом журнале, то сейчас есть десятки групп в социальных сетях, форумы и даже своё интернет-телевидение с тысячами подписчиков .
Противники движения чайлдфри — люди с традиционным взглядом на семью — нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно . Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри — это «пролайферы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции ), в том числе представители Русской православной церкви , общество, которое навязывает традиционные семейные ценности (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мясо»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки») . В свою очередь, люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию») .
Психотерапевт Н. Н. Нарицын и его жена М. Нарицына считают, что вследствие нетактичности и нападок со стороны людей с традиционным взглядом на семью чайлдфри вынуждены объединяться в интернет-сообщества и защищаться, зачастую даже агрессивно . По его мнению, обычно ненависть к добровольно бездетным имеют те, кто рожал не потому, что хотел детей, а потому, что считал: «детей иметь положено, это некий долг перед обществом» .
В 2013 году прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по её требованию несколько групп , в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения, и аккаунт с миллионом подписчиков владельца сообществ и основателя движения чайлдфри в России . Прокуратура сочла, что Эдвард Лисовский и его сообщества пропагандировали «отрицание семейных ценностей» .
В 2015 году было заблокировано новое сообщество Эдварда без объяснений причин, основатель движения в срочном порядке покинул Санкт-Петербург .
В 2018 году Общероссийское общественное движение «За жизнь!» направило обращение Владимиру Путину с инициативой блокировать сообщества чайлдфри в социальных сетях.
Некоторые исследователи считают, что идеология чайлдфри чаще всего становится интересной молодым людям, чьи взгляды на семейные ценности до конца не сформированы и могут быть разрушены «красивой историей» представителя чайлдфри, рассказывающего о том, как хорошо не иметь детей и жить в своё удовольствие .
По некоторым оценкам, представители чайлдфри являются менее «социально удобными», так как им присущ эгоизм и индивидуализм , а гедонистическая философия не позволяет взять на себя огромную ответственность, связанную с появлением детей .
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II осудил женатые пары, желающие быть бездетными .
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию . Однако бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20—30 лет (возможно, из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные , стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Женская стерилизация является самым распространенным методом контрацепции в мире. Его использует в среднем каждая пятая женщина репродуктивного возраста, состоящая в партнерстве.
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся всё более и более политизированными. Книга «Благо ребёнка» утверждает, что чайлдфри оказываются перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
С другой стороны, возмущение, широко распространённое среди чайлдфри, не ведёт к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному .
Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:
Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал — перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл — все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы — нет .
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как . Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно.
Однако данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.
Эдвард Лисовский: Я свободный человек и делаю, что хочу. При этом я, конечно, не собираюсь нарушать какие-либо законы. Я говорю, что у меня есть девушка. Что не хочу обременять себя ребёнком. Мне это нравится. Но я не утверждаю, что вам это должно нравиться. Я говорю, что мне нравится сыр, но не настаиваю на том, что сыр должен нравиться всем. Люди могут согласиться. Могут не согласиться .