Interested Article - Осознанность

Осознанность понятие в современной психологии , которое определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего [ источник не указан 654 дня ] . Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации , и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности .

Концепция осознанности

Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать , подсознательно осознавать или совсем не осознавать события [ источник не указан 3632 дня ] . Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье ( интуиция ) или чувственное восприятие внешних событий.

Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание».

Осознанность в психологии

Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга, отвечающий за познавательные способности, может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.

Психотерапия

Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии . Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связано с понятием интенциональности , развитым феноменологией . Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз , утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу ( англ. respons-ability ), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определённой ситуации» . Его ученик, К. Наранхо , считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность» . Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности .

Нейрофизиология осознанности

Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер , независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроцефалией . Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга . Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» — как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, — отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.

Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание . Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа , продуцированных другими нервными клетками.

Осознанность в философии

Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт . Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» ( лат. Cogito ergo sum ). Под мышлением ( cogito досл. : «сознаю») Декарт понимал всё то, что совершается осознанно . Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных . Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения ( интроспекции ), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом .

Осознанность является одной из центральных тем в философии Гурджиева . Он предлагает практики для развития осознанности с целью достичь «полного пробуждения». Он одним из первых попытался сделать восточные духовные практики подходящими и эффективными для современных западных людей .

Актуальные точки зрения

Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:
«Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё».

Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.

Другие применения

Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии .

«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.

Скрытая осознанность

Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.

Примечания

  1. Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15 , no. 2 . — P. 204—223 . — doi : . 20 ноября 2014 года.
  2. Козловский, Станислав (журнал). Издательство « Вокруг света » (15 ноября 2006). Дата обращения: 6 февраля 2014. 10 июня 2010 года.
  3. Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
  4. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X .
  5. Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
  6. от 15 апреля 2008 на Wayback Machine , Science News Online, September 2007
  7. Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5 .
  8. Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
  9. . modernlib.net . Дата обращения: 19 мая 2021. 19 мая 2021 года.
  10. Capra, Fritjof. (англ.) . — Garden City, N.Y: (англ.) , 1996. — ISBN 0-385-47676-0 .
Источник —

Same as Осознанность