Interested Article - Касб

Касб ( араб. كسب ‎ — приобретение, присвоение‎) — исламский термин, обозначающий религиозно-этическую концепцию, согласно которой в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» (фа’илан) — Бог, который их творит, и человек, который их «присваивает». Сторонники данной концепции занимают компромиссную позицию по отношению к доктринам кадаритов и джабаритов .

Расхождения в толковании источника человеческой воли (ирада) и способности (кудра) породили различные варианты концепции касба . Бывший мутазилит Дирар ибн Амр считал, что способность человека к «присваиванию» и сам этот акт являются результатом его свободной воли, ввиду чего он является подлинным инициатором «присваивания» . Концепция Дирара нашла сторонников в лице Хишама ибн аль-Хакама и ряда сифатитов. утверждал, что способность и акт творятся Богом в человеке вместе с сотворением действия, и в этом смысле человек выступает в качестве инициатора «присваивания» только в «метафорическом смысле». Концепция ан-Наджжара нашла сторонников в лице куллабитов. У аль-Бакиллани и аль-Джувайни намечается усиливающаяся тенденция к выделению роли человеческой способности в «присваивании» . Неясная роль воли и способности человека в «присваивании» породило крылатое выражение, сохранившееся до сих пор, во всяком случае в среде образованных людей: « Это более непонятно, чем касб ашаритов » .

Мутазилиты обозначали словом касб волевые действия человека в соответствии с употреблением коранических терминов касб и иктисаб в смысле «делать», «совершать» ('амила) . Такое понимание касба было характерно для багдадских мутазилитов и зейдитов. Мутазилитский богослов аш-Шаххам подобно Дирару и ан-Наджжару утверждал, что любое человеческое действие потенциально имеет двух инициаторов — Бога и человека, однако он полагал, что в действительности реализуется одна из двух возможностей, так что у действия оказывается только один инициатор. Этой точки зрения придерживались Абу Али аль-Джуббаи , употреблявший вместо касба употреблял термин халк («творение»), и ан-Наши аль-Акбар (ум. в 906 г.) .

Абу Хамид аль-Газали использовал термин касб для обозначения для действия, осуществляемого человеком произвольно, и в то же время вынужденно, так как и само это решение оказывается в конечном счете вынужденным. Согласно аль-Газали такие действия человека занимают промежуточное положение между действиями, осуществляющимися по «принуждению» (джабр) и действиями, основанными «на свободе выбора» (ихтияр) .

Ибн Рушд (1126—1198) противопоставлял ашаритской концепции касба концепция иктисаба , согласно которой место «принуждения» и «свободного выбора бога» в его учении занимает «необходимость». Согласно Ибн Рушду внешние обстоятельства детерминируют человеческую волю .

Примечания

  1. , с. 134.
  2. , с. 135.
  3. Игнатенко А. А. . НГ-религии (15 июля 1998). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано из 11 мая 2013 года.
  4. ан-Ниса , ат-Тур , ат-Тур

Литература

на русском языке
на других языках
  • Gardet L. Les grands problemes de la thoologie musulmane. Dieu et la destinee de l'homme (фр.) . — P. , 1967. — P. 60—64.
  • Watt W. M. The origin of the Islamic doctrine of acquisition (англ.) . — «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland». — 1943. — P. 234—247.

Ссылки

Источник —

Same as Касб