Interested Article - Хиджра

Хи́джра ( араб. هجرة ‎, букв. «переселение») — переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммада из Мекки в Медину , произошедшее в 622 году . Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).

Общий вид старого города Медина

Развитие событий

Предпосылки и первые попытки переселения

Ранние проповеди пророка Мухаммада не волновали мекканскую аристократию — но только до тех пор, пока он, увещевая не принявших ислам лиц, не стал утверждать, что их предки горят в адском огне . Затрагивание священной для арабов темы — темы предков и уважения к ним — привело к волнениям среди не принявших ислам мекканцев.

Под давлением соплеменников на молодую мусульманскую общину, пророк Мухаммад предложил своим последователям укрыться в Эфиопии (тогда Аксумское царство ) — первая группа беженцев отправилась туда под предводительством Усмана ибн Аффана — одного из сподвижников Мухаммада. Первая группа мусульман выехала в апреле-мае 614 года , вторая — не позднее конца 615 года , на 5-м году пророчества .

Аристократия Мекки вынуждала родственников мусульман, покинувших город, разрывать все отношения с покинувшими их родственниками. Мусульманам был объявлен бойкот: с ними запрещалось вести любые виды торговых сделок и заключать браки. Подобная мера, никогда ранее не применявшаяся, постепенно вызвала крупное недовольство среди мекканцев. Живые родственники, как и умершие предки, для арабов являлись священной темой, вследствие чего представители различных родов так или иначе тайно и явно нарушали бойкот . Через 2—3 года несколько наиболее влиятельных мекканцев взяли на себя гарантию неприкосновенности и покровительства и положили конец бойкоту.

Пещера, в которой прятались Мухаммад и Абу Бакр во время миграции в течение трёх ночей

С каждым днём опасность нахождения в Мекке увеличивалась, и в этих условиях пророк Мухаммад принял решение переселиться в Медину. Население этого оазиса не было чисто арабским: значительную часть его составляли еврейские (а также иудаизированные арабские) племена бану кайнука, курайза, надир, фитьяун. Арабское население Ясриба составляли племена аус и хазрадж, тесно связанные родственными узами с южноарабскими племенем азд и претендовавшие на родство с Гассанидами . Постоянные распри между этими племенами побудили их обратиться к пророку Мухаммаду как к третейскому судье и предводителю.

Переселение (хиджра)

Переговоры о переселении мусульманской общины в Ясриб состоялись 14 июля 622 года на Акабе . Для переселения мусульман потребовалось приблизительно три месяца, отъезд быстро принял тотальный характер. Обеспокоенные происходящим, соплеменники установили слежку за Мухаммадом, как инициатором и руководителем отъезда. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммад укрылся в доме Абу Бакра , одного из своих ближайших последователей; ночью они бежали за город и в течение трёх суток скрывались от соплеменников, всполошённых внезапным исчезновением возмутителя спокойствия. Лишь после прекращения поисков, в последние дни июля 622 года, Пророк присоединился к переселившейся в Ясриб общине. Это событие может считаться началом первого исламского государства. Период до Хиджры именуется джахилия (последний термин в широком смысле означает доисламский период в целом).

Исламская история в музее турецкого города Конья

Прибытие Мухаммада в Ясриб (названный позже «городом Пророка», то есть Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина) большинство историков датирует 24 сентября 622 годом . Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 году , в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба . При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю .

Мусульманская община, переселившаяся в Ясриб, насчитывала 80—100 человек; в дальнейшем этих людей стали называть мухаджирами , то есть «совершившими переселение». Именно они, наиболее преданные последователи Пророка, считались в грядущем наиболее авторитетными и уважаемыми членами мусульманской общины. В ближайшие годы мухаджиры так или иначе породнились между собой посредством браков между своими детьми — например, Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму , взяв в то же время в жёны дочерей Абу Бакра ( Аишу ) и Умара ( Хафсу ). Население же Ясриба, принявшее к себе мусульманскую общину, стали называть ансарами .

Именно в этот период Мухаммад отверг старую практику распределения доходов (в частном случае — военной добычи), согласно которой 1/4 доставалась вождю. Он задал более скромную долю — 1/5, называемую хумс . Именно в этот период Мухаммад постановил, что наибольшую долю оставшегося дохода должны получать мухаджиры, после них — ансары, и лишь в последнюю очередь — прочие члены общины.

Примечания

  1. .
  2. К. Королев Ислам классический: Энциклопедия. — МИДГАРД. 2005. С. 167.
  3. .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Хиджра