Interested Article - Верблюжья битва
- 2021-05-26
- 1
Верблюжья битва ( араб. موقعة الجمل ) — битва между сторонниками четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и группой восставших против его правления во главе со вдовой исламского пророка Мухаммеда Аишей и его сподвижниками Тальхой ибн Убайдуллахом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом . Произошла 8 декабря 656 года.
Источники
Большая часть истории раннего ислама передавалась устно . Неизвестно, существовали ли другие исторические источники времён Праведного халифата в принципе . Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов , писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата . Кроме них значительная информация о ранней истории ислама находится в сборниках хадисов , записей традиций и изречений Мухаммеда . Их развитие — важный элемент первых трёх веков исламской истории . В связи с тем, что они были написаны значительно позже его смерти, ранние западные учёные не доверяли им . Итальянский востоковед и исламовед начала XX века Леоне Каэтани считал приписывание сообщений и высказываний Ибн Аббасу и жене Мухаммеда Аише в основном вымыслом и больше доверял сведениям ранних арабских историков, таких как Ибн Исхак . Современный исламовед Вилферд Маделунг же считает, что не избирательное игнорирование того, что не вошло в «ранние источники», — неправильный подход. Вместо этого он подходит к ним в контексте сравнения с данными историков .
Единственным историческим источником о событиях эпохи Верблюжьей битвы, написанным в годы мусульманской экспансии является «Китаб ас-Сакифа» шиита — сборник хадисов и исторических отчётов первого века исламского летоисчисления . Он достаточно подробно повествует о событиях тех лет, в том числе и о вопросе преемственности . Однако ранее относительно надёжности этого источника существовали сомнения, поскольку некоторые историки и исламоведы полагали, что данная работа на деле была написана позднее, учитывая, что её самое раннее упоминание в других трудах датируется XI веком .
Предыстория
Правление третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана отметилось непотизмом , фаворитизмом , коррупцией и моральной деградацией . 17 июня 656 года, после длительной осады дома халифа , недовольные происходящим убили его, а здание разграбили . Среди ярых критиков Усмана были сподвижники Мухаммеда Тальха и аз-Зубайр и его вдова Аиша . Широко известна ведущая роль в подстрекательствах против Усмана, которую сыграли Тальха и Аиша , хотя последняя потом и отрицала свою причастность . Скорее всего, Тальха и аз-Зубайр имели амбиции стать избранными халифами после смерти Усмана .
Во время осады дома Усмана в качестве посредника между мятежниками и халифом выступал Али , двоюродный брат и зять Мухаммеда , а его сын Хасан стоял на страже здания и был ранен мятежниками . Хотя Али осудил убийство халифа, по мнению пакистанского историка , он мог рассматривать сопротивляющихся ему как движение по защите бедных и бесправных и как минимум сочувствовать мятежникам .
Вскоре после убийства Усмана в Медине собрались толпы, которые обратились к Али, умоляя его занять место убитого. Однако он отказался от этой чести . По мнению Резы Аслана , это связано с высоким уровнем поляризации мусульманской общины после убийства халифа . Существует и другая трактовка — Уильям Дюрант предполагает, что Али как мог избегал жизни «в которой религия была вытеснена политикой, а преданность — интригами» . Тем не менее, в отсутствии других серьёзных претендентов и при поддержке со стороны бывших иракских сторонников халифа Усмана и некоторых ансаров , через некоторое время Али всё же согласился взять на себя ответственность управлять халифатом. Мусульмане собрались в Масджид ан-Набави в Медине, чтобы присягнуть ему на верность . Согласно историку Мухаммаду Шабану, Али сделал это, чтобы избежать хаоса в ходе смуты из-за убийства халифа .
Вероятно, среди присягнувших на верность были и Тальха с аз-Зубайром . В дальнейшем они оба заявили, что действительно присягнули ему на верность, но под давлением . Но, по словам Маделунга, нет никаких свидетельств насилия на присяге , а некоторые исламские источники напрямую заявляют о запрете со стороны Али на подобное давление . Востоковед Лаура Веччия Вальери посчитала, что само утверждение о присяге со стороны аз-Зубайра и Тальхи было сфабриковано . Кроме того в источниках есть мнение, что они вдвоём покинули Али после того, как он не доверил им управлять Басрой и эль-Куфой и принялся отменять ранее назначенные Усманом значительные выплаты для сподвижников и элиты халифата .
Под предлогом совершения хаджа , Тальха и аз-Зубайр направились из Медины в Мекку. Здесь они встретили сильного своим влиянием на мусульманскую общину союзника в лице Аиши, главной среди вдов Мухаммеда. Она относилась к Али с неприязнью . Узнав о том, что Али избрали халифом, Аиша, несмотря на своё раннее подстрекательство к убийству халифа Усмана, теперь публично обвиняла его в укрывательстве преступников и призывала мекканцев отомстить за содеянное . Вместе с Тальхой и аз-Зубайром она потребовала свержения Али и организации традиционного совета , который должен был избрать нового халифа, которым вполне мог стать кто-то из её союзников . Али осудили и другие сподвижники Усмана, включая Марвана ибн аль-Хакама из Омейядов , и некоторые назначенные Усманом служащие, оставшиеся не у дел . Центром всего восстания стала священная Мекка .
Подготовка к сражению
В рамках подготовки к сражению Аиша, аз-Зубайр и Тальха во главе отряда в 600—900 бойцов выдвинулись в город Басра , Ирак, примерно в 1300 километрах от Хиджаза . Здесь им удалось собрать значительные силы . Они добились финансирования кампании от богатых мекканцев, например представителя династии Омейядов , бывшего наместника Усмана, смещённого халифом Али . По словам арабского историка ат-Табари , в местечке под названием Хаваб на пути в Басру Аиша была обескуражена непрекращающимся воем собак, который напомнил ей о зловещем предупреждении Мухаммада своим жёнам много лет назад: «Придет день, когда собаки Хаваба будут лаять на одну из вас, и это будет день, когда подверженная этому лаю будет глубоко заблуждаться» . Она даже планировала отказаться от кампании, но Тальха и аз-Зубайр её отговорили . Последние при подготовке к сражению постоянно спорили о том, кто из них должен быть главным как в бою, так и в мирной жизни .
В Басре Аишу и компанию ждала неудача — хоть население города и было политически разделено, большая его часть всё же находилась стороне Али, поскольку он сместил коррумпированного наместника Усмана . До прихода Аиши и компании, две группы, находящиеся в разных политических углах, устроили безрезультатное сражение, которое привело к большому количеству жертв, но закончилось перемирием и статусом-кво . Аиша, аз-Зубайр и Тальха разбили лагерь за пределами Басры . Ожидание Али было неблагоприятным для повстанцев, которые позже совершили ночной налёт на город, убив десятки людей и в конечном итоге захватив контроль над Басрой. Наместника халифа они пытали, а затем заключили в тюрьму
Узнав об этом событии, Али с небольшой армией лично отправился в город, а своего сына Хасана отправил в эль-Куфу для того, чтобы он заручился поддержкой у её жителей. Согласившиеся помочь Али встретились с его армией у Басры. Друг напротив друга расположились две армии, каждая из которых насчитывала примерно 10 тысяч человек . Между армиями был разбит шатёр, в котором трое суток проходили переговоры между Тальхой, аз-Зубайром и Али. Стороны пытались прийти к соглашению и избежать надвигающейся полномасштабной войны . Несмотря на то, что подробности переговоров остаются неясными, многие арабские источники сообщают о том, что Али тогда напомнил аз-Зубайру случай из их детства, когда Мухаммед предсказал то, что между ними однажды будет несправедливое сражение .
По словам Маделунга, на переговорах Тальха, Аиша и аз-Зубайр требовали отставки Али и организации выборного совета для избрания преемника . В ответ на их обвинения в свой адрес о нежелании выдать убийц Усмана Али напомнил Тальхе и Зубайру о своих усилиях по спасению третьего халифа и обвинил Аишу и Тальху в подстрекательствах к насилию против него . Многие источники отмечают как усилия Али, призывавшего к сдержанности, так и ведущую роль Тальхи и Аиши в противостоянии Усману . Через три дня после начала переговоры закончились ничем, и обеим сторонам ничего не оставалось, кроме как подготовиться к началу битвы . В ранних исламских источниках популярна теория об успешности переговоров в которой рассказывается, что битву спровоцировали убийцы Усмана, однако, по словам Маделунга, она является чистейшим вымыслом .
Участники и командующие
Армия Али
Армия мятежников
Не идентифицированные
Ход битвы
Битва началась в полдень 8 декабря 656 года . В последней попытке её избежать Али приказал одному из своих людей пронести копию Корана между линиями воинов на вытянутых руках, взывая к соблюдению его содержания. Однако повстанцы в ответ убили данного воина стрелой. Тогда Али отдал приказ начать наступление . Аишу вывезли с поля боя верхом на красном верблюде , на котором стоял бронированный навес. Именно в честь этого животного битва и получила своё название . По словам , вдова пророка, вполне вероятно, была центровой фигурой, обеспечивающей сплочённость мятежной армии, которая постоянно призывала их сражаться дальше несмотря ни на что во имя мести за Усмана .
Примечания
- Комментарии
- Источники
- MacLean Derryl N. . — Thesis ( PhD ). — Montreal: Department: Institute of Islamic Studies, McGill University , 1984. — P. 309. — 477 p.
- ↑ , p. 107.
- ↑ , p. 177.
- ↑ , pp. 6—7.
- , с. 163.
- . (англ.) . Encyclopædia Britannica .
- , p. xi.
- Caetani Leone. . — Milano: Ulrico Hoepli, 1907. — Vol. II. — P. 691—692. — 778 p. (итал.)
- , p. 20.
- / edited by & , . — L. ; N. Y. : I.B. Tauris , 2005. — P. . — 558 p. — ISBN 978-1-85043-470-2 .
- . — Albany, N.Y.: SUNY Press, 1981. — P. 54—55. — 240 p. — ISBN 0-87395-458-0 . 17 марта 2022 года.
- . — L. : , 2003. — P. —88. — 464 p. — ISBN 978-1-85168-331-4 .
- . — Albany, N.Y.: SUNY Press, 2012. — P. 270. — 335 p. — ISBN 978-0-7914-7033-6 . 17 марта 2022 года.
- Khetia Vinay. . — Thesis ( PhD ). — Montréal: Concordia University , 2013. — P. 60. — 101 p. 7 октября 2021 года.
- , с. 154—156; , p. 117; , p. 86; , p. 81.
- , pp. 49—50; , p. 119; , pp. 138—139.
- ↑ , p. 122—125; , pp. 118—119; , pp. 87—95; , pp. 62—64; , p. 289.
- , p. 101.
- , p. 141; , p. 104; , p. 63.
- , pp. 112—113; , pp. 122—123; , pp. 93—95.
- , p. 125; , p. 95; , p. 62.
- , pp. 63—64.
- , p. 131; , p. 129; , p. 142.
- , p. 131.
- , p. 128.
- , p. 99; , pp. 141—142; , p. 63; , pp. 286—287.
- , p. 71.
- , pp. 144—145; , p. 287.
- ↑ / Veccia Vaglieri L. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by B. Lewis ; & Ch. Pellat . Assisted by J. Burton-Page , C. Dumont and V. L. Ménage . — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 2. (платн.)
- , pp. 144—145; , pp. 130—132; , p. 289.
- , pp. 144—145.
- , pp. 130—132; , p. 145.
- , p. 132; , p. 104.
- , pp. 106 & 135—136; , pp. 107 & 157; , p. 27; , p. 104; , p. 294.
- , pp. 147 & 155—156; , pp. 146—147.
- , pp. 157—158; , pp. 289—291.
- , p. 135; , p. 147.
- , p. 155.
- , pp. 157—158; , p. 290.
- , pp. 155—157; , p. 290.
- , p. 131; , pp. 101—105.
- , p. 138.
- , p. 138; , pp. 158—162.
- , p. 137; , p. 106; , p. 294.
- , p. 162.
- , p. 137; , pp. 162—163; , p. 107; , p. 294.
- , p. 166; , p. 107; , p. 295.
- , p. 139; , p. 169; , p. 295.
- ↑ , p. 169.
- , p. 139; , p. 169.
- , p. 169; , p. 295.
- ↑ / // Encyclopaedia of Islam . THREE : [ англ. ] . — Leiden : Koninklijke Brill , 2021. — ISSN . (платн.)
- (англ.) . . London: Institute of Ismaili Studies. Дата обращения: 2 мая 2022. 9 июля 2006 года.
- ↑ , pp. 165—173; , pp. 139—142; , pp. 113—120.
- , pp. 169—170; , p. 295.
- , p. 170.
- , p. 139; , p. 113.
- , p. 114.
Литература
- На русском
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 68. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- ас-Салляби А. М. Али ибн Абу Талиб. Четвёртый праведный халиф = علي بن ابي طالب / Пер. с араб., прим., комм. Е. Сорокоумовой; Ответственный редактор Кабир Кузнецов. — М. : Умма, 2013. — 768 с. — (История Халифата). — ISBN 978-5-94824-146-3 . — ISBN 978-5-94824-191-3 .
- Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье . — 2-е изд. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1966. — 279 с. — 9000 экз.
- Большаков О. Г. : в 4 т. . — 2-е издание. — М. : ГРВЛ, 2002. — Т. II : Эпоха великих завоеваний 633—656. — 294 с. — ISBN 978-50-201-6552-6 . — OCLC .
- На английском
- Abbas Hassan. . — complete ed. — New Haven: Yale University Press , 2021. — 256 p. — ISBN 978-0-300-25205-7 . 17 марта 2022 года. (англ.)
- Aslan Reza. No god but God: The Origins, Evolution, and Future of Islam . — Updated ed. — N. Y. : Random House , 2011. — xxxi, 338 p. — ISBN 9780812982442 . — ISBN 0812982444 .
- Crone Patricia . (англ.) . — 2nd edition, first published in 1980. — Cambr. • L. • N. Y. • New Rochelle • Melbourne • Sydney: Cambridge University Press , 2003. — 302 p. — ISBN 0-521-52940-9 . 5 декабря 2021 года. (англ.)
- Hazleton Lesley. . — N. Y. • L. • Toronto • Sydney • Auckland: Knopf Doubleday Publishing Group , 2009. — 239 p. — ISBN 978-0-385-52393-6 . (англ.)
- Jafri S.H.M. . — L. : Longman , 1979. — 344 p. — (Millennium). — ISBN 978-0-195-79387-1 . (англ.)
- Madelung Wilferd. . — Cambr. : Cambridge University Press , 1997. — 413 p. — ISBN 0-521-56181-7 . — ISBN 978-0-521-56181-5 . (англ.)
- . — N. Y. : NYU Press , 2003. — P. 6—7. — 320 p. — ISBN 978-0-8147-7564-6 . (англ.)
- . — 1st ed. — L. : Abacus , 2006. — 415 p. — ISBN 978-0-349-11757-7 . (англ.)
- Shaban Muhammad A. . — 2nd reprinted ed. — Cambr. : Cambridge University Press, 1976. — Vol. I, AD 600–750 (A.H. 132). — 206 p. — ISBN 0-521-29131-3 . — ISBN 978-0-521-29131-6 .
- Wellhausen Julius . = Das Arabische Reich und sein Sturz (нем.) / translated by Margaret Graham Weir. — Calcutta: University of Calcutta , 1927. — 592 p. (англ.)
- 2021-05-26
- 1