Преемственность Мухаммеда
- 1 year ago
- 0
- 0
Допустимость изображения Мухаммеда , одного из пророков в исламе , всегда была и продолжает оставаться объектом споров и критики в истории этой религии . Устные и письменные описания разрешены всеми течениями ислама, но по поводу допустимости рисованных изображений общего мнения нет . В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, а в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на изображение живых существ.
Большинство суннитов считает, что следует запретить все изображения пророков ислама и особенно нетерпимы к изображениям Мухаммеда , в основном это продиктовано боязнью идолопоклонства . В шиизме изображения Мухаммада весьма нередки, несмотря на то, что богословы всегда выступали против них . Многие мусульмане, придерживающиеся жёстких ограничений, считают недопустимыми любые изображения Мухаммеда, включая те, что были сделаны иноверцами .
Учёные также спорят по вопросу того, являются ли изображения Мухаммеда исламским искусством . Они встречаются в сборниках стихов и книгах по истории, включая религиозные; Коран никогда не иллюстрируют, так как, согласно исламской традиции, изображения не должны быть предметом поклонения , хотя учёные сходятся во мнении, что подобные картины имели «духовный элемент» и иногда использовались в неформальных церемониях, например, в праздновании дня мираджа . На многих изображениях лицо Мухаммеда скрыто тканью, на других он показан символически в виде пламени. На рисунках, созданных до XIV века, зачастую показано его лицо . Тем не менее, изображения пророка были редки в любую эпоху , появляясь почти исключительно в персидских и других миниатюрах , иллюстрирующих книги . Основным массовым искусством в исламе являлась и продолжает оставаться каллиграфия .
У некоторых крупных религий были периоды иконоборства, когда под запрет попадали те или иные изображения. В иудаизме одна из Десяти заповедей запрещает изображения «того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Византийской империи было два периода иконоборчества : в VIII и IX веках. В это время изображения святых были запрещены, в церквях могли находиться только христианские кресты . В новейшее время различные группы протестантов участвовали в спорах о допустимости икон святых. В целом разногласия вызывает вопрос, не становится ли изображение важнее того, что оно собственно изображает . В одних хадисах содержится прямой запрет на изображения живых существ, в других к таким изображениям относятся спокойно, но нигде не одобряют их. Из-за этого большинство мусульман избегает изображений Мухаммеда и других пророков ислама, к примеру, Исы и Мусы .
В хадисах и других литературных произведениях раннеисламского периода имеются описания портретов Мухаммеда. Абу Ханифа ад-Динавари , Ибн аль-Факих , Ибн Вахшия и Абу Нуайм аль-Исфахани рассказывают историю о том, как византийский император Ираклий I принимает двоих жителей Мекки . Он показывает им сундук с отделениями, в каждом из которых хранится по портрету пророка, в том числе портрет Мухаммеда. рассказывает такую же историю о посещении мекканцами короля Китая . Ибн Вахшия и Абу Нуайм рассказывают ещё одну историю, в которой мекканский купец, поехавший в Сирию, посещает христианский монастырь, где хранится несколько скульптур и картин, изображающих пророков и святых. Там же он видит портреты Мухаммеда и Абу Бакра , не опознанных христианами . В истории XI века говорится о том, как Мухаммед позировал придворному художнику сасанидского шахиншаха Кавада II . Каваду портрет настолько понравился, что он хранил его под подушкой .
Позднее Макризи записал историю о том, как правитель Египта Мукаукис встречается с послом Мухаммеда и просит посла описать внешность пророка. Сравнив описание с изображением неизвестного пророка, Мукаукис обнаруживает, что на изображении действительно Мухаммед .
В китайской легенде XVII века император Китая приглашает Мухаммеда ко двору, но Мухаммед в ответ присылает свой портрет, который настолько очаровывает императора, что он принимает ислам. После этого портрет, выполнивший свою миссию, исчезает .
Один из самых ранних источников, книга Ибн Сад аль-Багдади « Большая книга разрядов », приводит множество словесных описаний Мухаммеда. Одно из них, приписываемое Али ибн Абу Талибу , сообщает, что он был среднего роста, с тёмными волнистыми волосами и длинными ресницами, близко растущими бровями, блестящим лбом, крупным черепом, красноватой кожей, широкими плечами и мясистыми ногами и ладонями. От шеи до пупка у него росли волосы .
Атар Хусейн приводит другое описание в книге «Послание Мухаммеда». Согласно Хусейну, Мухаммед был чуть выше среднего роста, крепкого телосложения и мускулист. У него были длинные пальцы, длинные волнистые волосы и густая борода, в которой на момент смерти было 17 седых волосков. Мухаммед описывается как очень привлекательный. Он ходил в быстром темпе, с тростью, и всегда старался быть занятым. Не говорил понапрасну, всегда по делу, не был эмоционален. Обычно носил чистые рубаху, штаны, шарф на плечах и тюрбан .
Со времён Османской империи описания Мухаммеда каллиграфически выписывали в хильи , обычно в обрамлении сложных узоров. Зачастую хильи включали в муракки и книги, а также помещали в рамки и украшали ими дома . Традицию создавать хильи приписывают османскому каллиграфу Хафизу Осману . В них никогда не содержится изображений пророка, даже стилизованных и символических .
Наиболее часто встречающаяся в исламском искусстве форма изображения Мухаммеда — каллиграфическое написание его имени, разновидность монограммы круглой формы, зачастую в декорированной рамке. В подавляющем большинстве случаев изображается на арабском языке, может включать повторяющиеся формы, гоноративы , благословения и другие фразы, а также их сокращения. Встречаются также амбиграммы и частые отсылки к розе, символу Мухаммеда.
Наиболее сложные варианты исполнения связаны с исламской традицией записи имён Аллаха и к оттоманским туграм .
На протяжении всей исламской истории изображения Мухаммеда были редки , хотя их существует значительное количество, в основном в виде иллюстраций к манускриптам . Первые изображения также были иллюстрациями в книгах с персидскими миниатюрами . Книга «Варка и Гулшах», хранящаяся в библиотеке Топкапы , содержит наиболее ранние из известных изображений пророка . Книга создана до или во время монгольского завоевания Анатолии в 1240-х. Несмотря на то, что до нынешних времён дошло мало ранних изображений живых существ, изобразительное искусство было давним традиционным ремеслом в исламских землях с VIII века, к примеру, оно процветало в Аббасидском халифате .
Грубер провёл анализ изображений от подробных, демонстрирующих тело и лицо, в XIII—XV веках до более абстрактных в XVI—XIX веках . Переходная разновидность, появившаяся в начале XIII века, содержит изображение Мухаммеда без лица, вместо этого на лице написано «О, Мухаммед!» или аналогичная надпись. Возможно, такие изображения имеют отношение к суфизму . Иногда надпись позже закрывалась вуалью или изображением лица, чтобы художник оставался богобоязненным, но другие могли увидеть лицо . Согласно Груберу, многие подобные изображения позже подверглись порче — лица были стёрты или соскоблены, так как мнения о допустимости подобных изображений изменились .
Имеется несколько дошедших до нас персидских манускриптов периода господства монголов , включая 1299 года. Сочинение « » Аль-Бируни содержит 25 изображений, на пяти из которых присутствует Мухаммед, включая два завершающих. На одной из последних иллюстраций изображены Мухаммед и Али ибн Абу Талиб в традиционной суннитской интерпретации . Согласно Кристиане Грубер, имеются и другие иллюстрации в книгах, пропагандирующих суннизм , в частности, в нескольких работах, посвящённых мираджу начала XIV века , хотя некоторые другие историки датируют эти картины джаларидским периодом .
Также изображения Мухаммеда находятся в персидских работах династий Тимуридов и Сефевидов , а также в османском искусстве вплоть до XVII века и дальше. Вероятно, наиболее детальные иллюстрации к жизни Мухаммеда находятся в копии биографии , завершённой в 1595 году и заказанной султаном Османской империи Мурадом III для сына, будущего Мехмеда III . В этой книге более 800 иллюстраций . Одна из самых часто встречающихся сцен с Мухаммедом — это мирадж; с XV по XX век в Персии и Турции появляется бесчисленное множество произведений на этот сюжет . Данные изображения также используются для празднования годовщины мираджа в 27-й день месяца раджаб . Пересказ этого чуда имел религиозный смысл, и хотя проще найти описания празднований XVIII и XIX веков, имеются упоминающие его манускрипты значительно более раннего времени .
Самые ранние изображения Мухаммеда иногда не содержат ореола пламени , а первые ореолы были круглыми, как христианские нимбы . Позже появляется ореол в виде пламени, охватывающего голову пророка или его целиком, даже зачастую скрывая его тело . Если тело Мухаммеда при этом видно, то лицо может быть закрыто; такой тип ореола появился с начала правления Сефевидов и отражал почтение .
(1864—1930), ранний историк исламского искусства, утверждал, что живопись никогда так активно не использовалась в исламе, как в буддизме и христианстве . Мечети никогда не украшали картинами и росписями, никогда не демонстрировали иллюстративный материал при прозелитизме и в религиозном обучении . Соответственно, не существовало школ религиозной живописи, как в христианстве .
Изображения Мухаммеда во многих странах Ближнего Востока запрещены. К примеру, в 1963 году доклад о хадже гражданина Турции был запрещён в Пакистане, так как содержал репродукции миниатюр, на которых находилось лицо Мухаммеда .
Несмотря на запрет, в Иране изображения Мухаммеда встречаются. Шииты не столь нетерпимы к ним, как сунниты , и на иранских открытках и плакатах их можно встретить .
С конца 1990-х годов востоковедами были обнаружены различные напечатанные в Иране изображения Мухаммеда в виде подростка в тюрбане . У этих картин есть несколько вариантов, все они либо содержат отсылку на легенду о происхождении изображения и эпизод в жизни Мухаммеда, либо просто надпись «Мухаммед, посланник божий» . Некоторые версии приписывают изображение Бахире , христианскому монаху, встретившему молодого Мухаммеда в Сирии. Таким образом создатели картины дистанцируются от неё и показывают, что ничего дурного не сделали .
Основой таких картин стала фотография молодого тунисца, сделанная немцами и в 1905 или 1906 году. Это фото появлялось на открытках и в печати до 1921 года . Данное изображение было популярно в Иране как диковина .
Фильмов о Мухаммеде очень мало. Фильм « Мухаммед — посланник Бога » 1976 года не показывает внешность ни Мухаммеда, ни многих членов его семьи. Когда требовалось показать, что Мухаммед присутствует в сцене, камера демонстрировала обзор с его местоположения . О фильме каирским университетом Аль-Азхар и Шиитским советом Ливана было выпущено две известные фетвы , осуждающие демонстрацию жён Мухаммеда .
В 1926 году в Египте ожидался выход фильма о ранних годах исламской истории. Узнав об этом, университет Аль-Азхар выпустил фетву, напоминающую общественности о запрете изображения Мухаммеда и членов его семьи. Король Ахмед Фуад I отправил актёру Ю́суфу Вахби́ предупреждение, угрожая депортацией и отзывом гражданства .
Некоторые современные шиитские учёные занимают мягкую позицию по отношению к изображениям Мухаммеда и членов его семьи, Ахль аль-Байт . В фетве иракца Али Систани , шиитского марджа ат-таклида , говорится о том, что Мухаммеда разрешено изображать даже в фильмах и на телевидении, если это изображение сделано с уважением . Религиозный мультфильм « Мухаммед: последний пророк » был выпущен в США в 2004 году .
Изображения Мухаммеда были очень редки до появления печатного пресса . Мухаммед изображён на нескольких средневековых картинах, обычно в неприглядной манере, зачастую на его изображение влияло краткое упоминание в « Божественной комедии ». Иногда Мухаммеда рисовали среди других «влиятельных людей», один из примеров такого изображения хранится в здании Верховного суда США . Оно создано в 1935 году, и также содержит портреты Хаммурапи , Моисея , Конфуция и других. В 1997 году его изображение вызвало полемику, в результате которой в туристическую литературу были внесены изменения: теперь изображение описано как «выполненная с добрыми намерениями попытка выразить уважение Мухаммеду», которая «не имеет отношения к его внешности» . В 1955 году по запросу послов из Индонезии, Пакистана и Египта из здания суда в Нью-Йорке была убрана статуя Мухаммеда .
Данте Алигьери в « Божественной комедии » поместил Мухаммеда в ад со вспоротым животом:
Не так дыряв, утратив дно, ушат,
Как здесь нутро у одного зияло
От самых губ дотуда, где смердят:
Копна кишок между колен свисала,
Виднелось сердце с мерзостной мошной,
Где съеденное переходит в кало.
Несчастный, взглядом встретившись со мной,
Разверз руками грудь, от крови влажен,
И молвил так: «Смотри на образ мой!
Смотри, как Магомет обезображен!
Передо мной, стеня, идет Али,
Ему весь череп надвое рассажен».— Перевод М. Л. Лозинского . Данте Алигьери. Божественная комедия (неопр.) . — Правда , 1982.
Эта сцена часто изображается на иллюстрациях. Мухаммед находится на фреске XV века « Страшный суд » Джованни да Модена (Giovanni di Pietro Falloppi), которая расположена в базилике Сан-Петронио в Болонье и на картинах таких художников как Сальвадор Дали , Огюст Роден , Уильям Блейк и Гюстав Доре .
Начало XXI века было ознаменовано несколькими прениями об изображениях Мухаммеда, как в контексте карикатур, фильмов и мультфильмов, так и в отношении исторических картин.
В декабре 1999 года немецкий новостной журнал Der Spiegel опубликовал на одной странице изображения «апостолов морали» — Мухаммеда, Иисуса , Конфуция и Иммануила Канта . В течение следующих недель редакция получила множество писем с протестами, петициями и угрозами из-за публикации портрета Мухаммеда. Турецкий канал Show TV показал телефонный номер редактора, которому с тех пор ежедневно поступали звонки . Надим Эльяс, глава , сказал, что «изображение не следовало печатать, чтобы не расстраивать верующих». Он рекомендовал закрасить лицо Пророка белым . В июне 2001 года Spiegel опубликовал изображение Мухаммеда с закрашенным лицом на главной странице . Картина 1847 года была опубликована ранее, в 1998 году, в особом выпуске, посвящённом исламу, и не вызвала проблем в тот раз .
В 2002 году полиция Италии сообщила о том, что ею был предотвращён теракт в Болонье: исламский террорист собирался взорвать базилику, где находится фреска с изображением Мухаммеда .
В 2005 году датская газета опубликовала несколько карикатур, на многих из которых был изображён Мухаммед. В конце 2005 и начале 2006 датские мусульмане устроили несколько акций протеста и широко распространили информацию о скандале . Согласно профессору исламской истории Чикагского университета Джону Вудсу, мусульман разозлили не только сами изображения, но и намёки на то, что Мухаммед поддерживал терроризм . 12 февраля 2008 датская полиция арестовала троих мужчин, вовлечённых в заговор с целью убийства автора одного из комиксов Курта Вестергора .
В эпизоде реалити-шоу 2005 года под названием «Мусульмане и Америка» Мухаммед был изображён дважды в мультфильме, объясняющем суть исламской веры. В следующем году известный провокационными выпусками комедийный мультфильм « Южный парк », ранее изображавший Мухаммеда супергероем и показывавший Мухаммеда в открывающем фрагменте , сатирически изобразил карикатурный скандал. В эпизоде « Мультипликационные войны, часть II » предполагалось показать Мухаммеда, передающего Питеру Гриффину лососевый шлем. Однако канал Comedy Central , которому принадлежит мультфильм, отклонил данную сцену, и вместо этого создатели мультфильма высмеяли двойные стандарты канала, который одобрил сцену дефекации Иисуса на флаг США, но отклонил сцену, оскорбляющую мусульман.
начался в июле 2007 года, когда шведский художник Ларс Вилкс выпустил карикатуры, на которых Мухаммед был изображён в виде бездомной собаки . Несколько картинных галерей в Швеции отказались демонстрировать эти изображения, ссылаясь на страх насильственной реакции. Скандал привлёк к себе международное внимание после того, как газета из Эребру напечатала 18 августа одно из изображений на передовице о самоцензуре и свободе вероисповедания . Хотя некоторые газеты уже публиковали эти карикатуры, данная публикация привела к протестам шведских мусульман , а также официального порицания правительств Ирана , Пакистана , Афганистана , Египта и Иордании , а также международной конференции Организации исламского сотрудничества .
, прошедший в 2007 году, был вызван арестом бангладешского художника Арифура Рахмана за «неуважение к Мухаммеду». Правительство конфисковало тираж бенгальской газеты , в которой были опубликованы карикатуры следующего содержания: мальчик, держащий на руках кошку, говорит со стариком. Старик спрашивает, как зовут мальчика, и тот отвечает: «Бабу». Старик попрекает мальчика за то, что тот не упомянул имя Мухаммеда прежде своего, а затем показывает пальцем на кошку и спрашивает, как её зовут, на что мальчик отвечает: «Мухаммед, кошка». Карикатура вызвала бурю в Бангладеш, местные исламисты требовали казнить Рахмана за богохульство . Группы людей сжигали экземпляры газеты . В Бангладеш нет закона о богохульстве, хотя радикальные исламисты и требовали его ввести. В итоге Арифур отсидел четыре месяца в тюрьме и был назван узником совести организацией « Международная амнистия » .
В 2008 году несколько мусульман протестовали против включения изображений Мухаммеда в статью «Мухаммед» Английской Википедии . за удаление изображений собрала 450 000 подписей с декабря 2007 по февраль 2008. В петиции отмечалась репродукция османской миниатюры XVII века, которая изображала Мухаммеда, запрещающего добавлять 13-й месяц к лунному году ( ) . Джереми Хензелл-Томас, колумнист журнала «The American Muslim», назвал петицию «даром тем, кто ищет возможности дискредитировать ислам и посмеяться над мусульманами» .
Википедия отказалась удалять изображения, в сообществе обсуждали возможность создания инструмента, который бы позволил посетителям выбрать, хотят ли они видеть эти изображения; в результате обсуждения было решено отвергнуть данное предложение . На особой подстранице находится список часто задаваемых на эту тему вопросов и ответов, где указано, что Википедия не цензурирует материал в угоду одной из групп людей .
Метрополитен-музей подтвердил в январе 2010 года газете New York Post , что он удалил из экспозиции все изображения, на которых находился Мухаммед, из-за угроз со стороны консервативных мусульман. Действия музея подверглись критике за чрезмерную политкорректность , как и переименование «Галереи примитивного искусства» в «Искусство Африки, Океании, Северной и Южной Америк», а «Исламской галереи» в «Арабскую, турецкую, иранскую, центральноазиатскую и южноазиатскую» .
Протестом против угроз художникам стала акция «Everybody Draw Mohammed Day» (день, когда все нарисуют Мухаммеда). Начавшись из-за действий Comedy Central, запретившего эпизод «Южного парка» « 201 », позже он получил международную поддержку. 20 апреля 2010 года в Интернете появился плакат, сопровождавшийся текстом, призывавшим нарисовать Мухаммеда 20 мая 2010 года в качестве акции против ограничения свободы слова .
Офис французского сатирического издания Charlie Hebdo 2 ноября 2010 года подвергся атаке зажигательным снарядом, а кроме того сайт газеты был взломан. Эти действия последовали в ответ на обещание выпустить специальный номер с Мухаммедом в качестве «главного редактора». В сентябре 2012 журнал опубликовал несколько карикатур на Мухаммеда, на некоторых из них он был изображён голым.
7 января 2015 года группой террористов произведено нападение на офис издания, в результате чего погибло 12 человек и ранено 11.
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) (
ссылка
)
от 3 декабря 2004 на
Wayback Machine