Interested Article - Натаревич, Михаил Давидович

Михаил Давидович Натаревич ( 29 сентября 1907 , Витебск , Российская империя — 23 февраля 1979 , Ленинград , СССР) — российский советский художник , живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР .

Биография

Натаревич Михаил Давидович родился 29 сентября 1907 года в городе Витебске . Получил первоначальное художественное образование в студии Ю. Пэна (1854—1937) , живописца и педагога, окончившего Императорскую Академию художеств в Петербурге.

В 1929 году Михаил Натаревич был призван в Красную Армию . Службу проходил в полку связи в Московском военном округе . После демобилизации работал бутафором в московских театрах, однако театральным художником не стал. В 1932 приехал в Ленинград и поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. В 1934 году стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры . Занимался рисунком у Михаила Бернштейна и Семёна Абугова , живописью у Александра Савинова .

В 1936 году женился на Ольге Алексеевне Раевской, студентке второго курса архитектурного факультета института, с которой прожил в браке 44 года. В 1937 году у них родилась дочь Наталия, также окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая архитектором. В 1940 году родился сын Аркадий , окончивший впоследствии Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной и ставший художником-монументалистом. В 1946 году родилась дочь Елена, окончившая впоследствии Ленинградский институт имени И. Е. Репина и ставшая художником-графиком .

В 1940 году Натаревич окончил институт по мастерской Бориса Иогансона . Дипломная работа — историческое полотно «Котовский», посвященное герою Гражданской войны 1918—1921 годов . Вместе с Натаревичем институт в 1940 году окончили Давид Альховский, Евгения Байкова , Андрей Бантиков, Ольга Богаевская, Александр Дашкевич, Всеволод Дружинин, Залман Зальцман, Марианна Зернина, Павел Ивановский, Нина Нератова, Мария Перепёлкина, Глеб Савинов , Сергей Сидоров и другие молодые художники, ставшие впоследствии известными живописцами. Тесное творческое общение и дружба с ними сохранялось у Натаревича на многие годы.

В июле 1940 года был принят преподавателем на кафедру рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры . С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Натаревич был в действующей армии, участвовал в боях на Карельском фронте в должности командира взвода связи. Был награждён медалями « За оборону Советского Заполярья », « За Победу над Германией ». Демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта.

После демобилизации в 1945—1951 годах преподавал на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , в 1955—1956 годах преподавал рисунок в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной . Одновременно работал творчески, сначала восстанавливая утраченные за годы войны навыки, а затем в поисках собственной темы, героя и живописного языка.

Впервые участвовал в выставке в 1941 году. С 1947 года Натаревич — постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок, где он имел возможность экспонировать свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Часто обращался к событиям и героям Октябрьской революции 1917 года (например, в триптихе «Октябрь» , 1963). Работал в технике масляной и темперной живописи.

В ряде известных произведений конца 1940-х и начала 1950-х годов (картины «Не забудем», «Возрождение» , «Гражданин», «Снова в строй», « Анри Барбюс в окопах в 1915 году» ) обращается к теме подвига народа в годы войны. Стилистически эти, а также другие произведения этого времени, показанные на выставках, например, «Утро» (1951) , «Полдень» (1950) , являются ещё продолжением и обобщением опыта, накопленного при работе над дипломной картиной . В них художник подтверждает профессиональное владение мастерством жанриста в духе классических традиций построения бытовой картины.

В работах 1956—1957 годов художника увлекала тема молодости, молодого современника, нового облика страны. Его поворот к обретению нового образного языка начался с картины «Студенты на мосту» (1957), отмеченной в том же году дипломом Всесоюзной художественной выставки .

В работах начала 1960-х годов формируется узнаваемый индивидуальный почерк художника. Его отличительными чертами являются обобщённость формы и цвета, общее усиление декоративности живописи и особое внимание к пластической выразительности композиции. К этому времени относится и переход Натаревича к работе в технике темперной живописи, которая в большей мере отвечала поставленным задачам.

В 1960—1970-е годы две главные темы проходят через творчество Натаревича: люди в водовороте событий Октября 1917 года («Патруль» , триптих «Октябрь» и «Красногвардейцы» , «Призыв» и другие), а также образы современной деревни. Материал для последней темы он находил под Ленинградом на Оредеже, где работал каждое лето. Обе темы объединяет образ героя — человека из гущи народа, твёрдо стоящего на земле, способного принять на себя ответственность, живущего по нравственным законам. Если в первой теме его герои исполнены пафоса революционной романтики, то деревенские образы открывают художника тонкого, порой ироничного, но глубокого поэтического дарования. В этом отношении характерны работы «Вечер» и «Полдень» (обе 1959—1960 годы, из серии «Простые люди») , «Полощут бельё», «В субботний день» (обе 1961) , «Встречают коз», «У плетня» (обе 1962) , «У автобусной остановки» (1968) , «Механизаторы» (1964) , «Колхозный почтальон» (1971) , «С новоселья» (1975) , «Вечер», «Суббота», «У старой яблони» (все 1976) , «Встреча стада» (1977) и другие.

Проникновенны женские образы, созданные художником. Особое место здесь занимает тема материнства, к ней Натаревич обращался на протяжении всей жизни. Среди произведений, показанных автором на выставках, работы «Три возраста» и "В санатории «Мать и дитя» (обе 1961) , «Молодые мамы» (1964) , «Первенец» (1971) , «Материнство», «Бабушка» (обе 1973) и другие. В них проявилось и желание воспеть возвышенную красоту материнского чувства, и особое отношение художника к таким непреходящим ценностям, как семья, сыновний и отцовский долг.

С 1946 года Михаил Натаревич был членом Ленинградской организации Союза художников РСФСР . Персональные выставки его произведений были показаны в 1983 году в Ленинградском Союзе художников и в 2008 году в Государственном Русском музее .

Скончался 23 февраля 1979 года в Ленинграде на 72-м году жизни.

Произведения М. Д. Натаревича находятся в Государственном Русском музее , Сосновоборском художественном музее современного искусства , в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании , Германии, Франции , США и других странах.

Примечания

  1. Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — С. 110.
  2. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.3.
  3. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.90.
  4. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.53.
  5. Никифоровская И. Песнь революции. // Ленинградская правда, 1963, 5 ноября.
  6. Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — С. 47.
  7. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.12.
  8. — Л: Лениздат, 1951. — С.15.
  9. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог . — М-Л: Искусство, 1951. — С.19.
  10. Михаил Давидович Натаревич . — Санкт-Петербург: НП — Принт, 2009. — С.13.
  11. — М: Советский художник, 1957. — С.52.
  12. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.20.
  13. — Л: Художник РСФСР, 1965. — С.36.
  14. Михаил Давидович Натаревич . — Санкт-Петербург: НП — Принт, 2009. — С.20.
  15. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог . — М: Советский художник, 1960. — С.57.
  16. . — Л: Художник РСФСР, 1964. — С.28.
  17. . — Л: Художник РСФСР, 1962. — С.19.
  18. — Л: Художник РСФСР, 1971. — С.12.
  19. — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.16.
  20. . — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.17.
  21. Художники — городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. Каталог . — Санкт-Петербург: Петрополь, 2003. — С.180.
  22. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1974. — С.10.

Галерея

Выставки

Источники

  • Вторая выставка дипломных работ художественных вузов 1940 года. — М: Комитет по делам искусств при СНК СССР, 1941.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1947 года. Каталог. — Л: ЛОСХ, 1948.
  • Всесоюзная художественная выставка 1947 года. Каталог . — М — Л: Комитет по делам искусств при СМ СССР, 1947.
  • Отчетная выставка произведений живописи, скульптуры и графики за 1947—1948 годы. Каталог . — Л: Ленизо, 1949.
  • Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. — М: Советский художник, 1950. — С. 47.
  • Выставка произведений ленинградских художников. Каталог . — М-Л: Искусство, 1951. — С.19.
  • — Л: Лениздат, 1951. — С.15.
  • Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Каталог . — М: Оргкомитет Союза советских художников, 1957.
  • — Л: Ленинградский художник, 1958. — С.22.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство. // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
  • Передвижная выставка произведений ленинградских художников. Каталог . — Мурманск: ЛССХ, 1957.
  • — М: Советский художник, 1957. — С.52.
  • Никифоров Б. Черты нового в жанровой картине наших дней // Искусство. 1958, № 2. С.9—18.
  • Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Каталог. — М: Министерство культуры СССР, 1958.
  • Передвижная выставка ленинградских художников. Каталог . — Новгород, Псков, Кохтла-Ярве, 1958.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1963. — С.13.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1961. — С.28.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог . — М: Советский художник, 1960. — С.57.
  • . — Л: Художник РСФСР, 1964. — С.28.
  • . — Л: Художник РСФСР, 1962. — С.19.
  • Никифоровская И. Песнь революции. // Ленинградская правда, 1963, 5 ноября.
  • — Л: Художник РСФСР, 1965. — С.36.
  • Колесова О. Две тысячи встреч. На выставке «Ленинград». // Ленинградская правда, 1964, 4 ноября.
  • Молдавский Д. «Ленинград». На зональных художественных выставках // Литературная Россия, 1964, 27 ноября.
  • Буткевич О. От находок к открытиям. Заметки с выставки «Ленинград» // Советская культура, 1964, 26 декабря.
  • — Л: Художник РСФСР, 1971. — С.12.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 25-летию победы над фашистской Германией. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.8.
  • — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.16.
  • Богданов А. Ярче показывать жизнь . // Вечерний Ленинград, 1971, 21 декабря.
  • Вьюнова И. Мерой времени . // Ленинградская правда, 1971, 31 декабря.
  • Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.) . — М: СХ РСФСР, 1972. — С.73.
  • Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог . — Л: Художник РСФСР, 1974. — С.10.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 3. 1941—1947 годы. — М: Советский художник, 1973. — С.11,225,334,342.
  • — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.20.
  • . — Л: Художник РСФСР, 1983. — С.16.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки . — Л: Художник РСФСР, 1976. — С.24.
  • . — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.17.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — С.110.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954—1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — С.27,121,341,376,386,420,534,567,571.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.83.
  • Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1982.
  • Les Paintres du Bonheur. Auction Catalogue . — Paris: Drouot Richelieu, 8 Novembre 1993. — Р. 15.
  • . — Санкт-Петербург: Выставочный центр ПСХ, 1994. — С.4.
  • . — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. — С.4.
  • Saint-Petersbourg — Pont-Audemer. Dessins, Gravures, Sculptures et Tableaux du XX siecle du fonds de L' Union des Artistes de Saint-Petersbourg . — Pont-Audemer: 1994. — Р. 74.
  • — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. — С.4.
  • . — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996. — С.4.
  • Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник. // Невское зеркало. 1996, № 7.
  • Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.294.
  • Художники — городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. Каталог . — Санкт-Петербург: Петрополь, 2003. — С.180.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С. 9, 19, 20, 365, 385, 387—399, 401, 404, 405, 444. — 450 c. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.53.
  • Михаил Давидович Натаревич . — Санкт-Петербург: НП — Принт, 2009. — 144 с.

См. также

Ссылки

  • на сайте
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Натаревич, Михаил Давидович