Мухаммад аш-Шафии
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́ ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Идри́с аш-Ша́фи‘и ( араб. أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي ; 767 , Газа , Палестина — 20 января 820 , Фустат , Египет , Аббасидский халифат ) — исламский учёный-богослов , правовед , хадисовед и третий из четырёх имамов суннитских школ. Основатель и эпоним шафиитского мазхаба . Играл важную роль в формировании мусульманской правовой мысли, внёс основной вклад в религиозно-правовую методологию в отношении использования преданий. Его книга ар-Рисаля написанная в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться «отцом мусульманской юриспруденции» .
Его полное имя: Абу́ ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Идри́с ибн аль-‘Абба́с ибн Усма́н ибн Ша́фи‘ ибн ас-Са́иб ибн ‘Убайд ибн Абд Язид ибн Ха́шим ибн аль-Мутта́либ ибн ‘Абд Мана́ф аль-Мутта́либи аль-Кураши́. Он родился в год смерти имама Абу Ханифы (ум. 767). Относительно места его рождения у биографов есть разногласия. Некоторые биографы считают, что Мухаммад аш-Шафии родился в палестинском городе Аскаляне ( Ашкелон ), или в Йемене , или в долине Мина вблизи Мекки . Однако большинство источников сходится на том, что он родился в Газе , который находится в южной части Палестины .
Отец Мухаммада был военачальником из рода курайшитов и умер, когда тот был ещё младенцем . Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухаммеда ). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени , либо из рода Алидов . Сам имам аш-Шафии часто говорил: « Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери» . Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» ( муджаддид ) 2-го века хиджры , который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века» .
В возрасте двух лет мать аш-Шафии перевезла его из Аскаляна к знатным родственникам отца в Мекку . Согласно источнику, утверждающему, что аш-Шафии родился в Йемене, переезд в Мекку состоялся в десятилетнем возрасте. Причиной для переезда, скорее всего, стало отсутствие средств к существованию . В Мекке он оказался в среде выдающихся учёных-богословов, знатоков языка , хадисов и исламского права ( фикх ), к числу которых относились, например, его дядя Мухаммад ибн Шафии, Суфьян ибн Уяйна (ум. 811) и Муслим аз-Занджи (ум. 796), о котором известно только того, что он был муфтием города. Около 10 лет он проживал в кочевом племени , которое славилось красноречием. Имам аш-Шафии говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени хузайль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию» . Наряду с изучением религии Мухаммад аш-Шафии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Он был отличным лучником, мог «попадать в цель десять раз из десяти», и даже сочинил трактат о стрельбе из лука .
С раннего детства аш-Шафии разрывался между мирской деятельностью и «стремлением к знаниям» ( таляб аль-ильм ). Среди биографов известна история о том, как однажды после демонстрации Мухаммадом аш-Шафии своих навыков стрельбы из лука, один из зрителей, Амр ибн Савваб, сказал ему, что для него было бы лучше стать учёным ( улемом ), чем лучником. Эти слова, по-видимому, убедили аш-Шафии в том, что он должен посвятить себя учёбе . Сам аш-Шафии впоследствии писал: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за своё обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вёл я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно. Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран , включая его толкование , а в 10 лет я выучил „ аль-Муватту “ имама Малика » .
На формирование мировоззрения аш-Шафии в первую очередь воздействовали традиции населения города Мекки. В городе жили потомки сподвижников пророка Мухаммеда, которые передавали хадисы. Здесь также действовало медресе основателя исламской экзегетики Ибн ‘Аббаса . В Мекке проживали представители различных течений и сект ( хариджиты , мутазилиты и др.), с которыми представители суннитской ортодоксии постоянно проводили бурные дебаты и полемики. Знакомство с доводами представителей этих школ значительно расширили кругозор аш-Шафии. По словам современников аш-Шафии, он отличался высочайшими моральными и этическими качествами, богобоязненностью , логикой, имел великолепную память и ораторские способности .
В пятнадцать (или восемнадцать) лет аш-Шафии обладал глубокими познаниями в исламском праве, мог выдавать правовые предписания ( фетвы ) и передавать хадисы .
В конце VIII века в Медине жил выдающийся исламский правовед — Малик ибн Анас . Мухаммад аш-Шафии решил закончить у него своё юридическое образование и перед поездкой в Мекку приобрел и внимательно изучил сборник хадисов имама Малика аль-Муватта . В 787/786 году он прибыл к имаму Малику и стал настойчиво просить разрешения прочитать перед ним аль-Муватту. Имам Малик несколько раз отказывал ему, но юноша был настойчив и имам всё же согласился послушать его. Услышав то, как аш-Шафии красноречиво читает книгу, имам Малик был приятно удивлён. Имам Малик принял его на полное содержание и сделал своим помощником .
В течение девяти лет аш-Шафии был рядом с имамом Маликом, лишь изредка покидая его для посещения Мекки. После смерти имама Малика (795 г.) аш-Шафии вернулся в Мекку .
Мухаммад аш-Шафии всегда считал имама Малика величайшим учителем, но, будучи человеком решительным и независимым, позднее позволял себе критику в книге Ихтилаф Малик ва аш-Шафии . На самом деле «Опровержение имама Малика», в том виде, в котором она сохранилось, является работой его египетского ученика ар-Раби аль-Муради (ум. 884). В ответ на эту книгу, египетские маликиты написали полемический труд, направленный непосредственно против аш-Шафии Китаб ар-радд аля аш-Шафи‘и , написанный Абу Бакром Мухаммадом аль-Кайравани (ум. 944).
Помимо имама Малика, в Медине были и другие преподаватели, у которых учился Мухаммад аш-Шафии. Среди них был и мутазилит Ибрахим ибн Абу Яхья (ум. 800/807), который, как говорят биографы, учил его только исламскому праву и хадисоведению, но не обучал основам религии ( усуль ад-дин ) .
После возвращения из Медины у него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка. По просьбе курайшитов, наместник Йемена вызвал аш-Шафии в провинцию Наджран (Северный Йемен ) для выполнения некоторых официальных функций. Там он отличался справедливостью в судебных разбирательствах и обрёл популярность среди населения .
В Наджране Мухаммад аш-Шафии познакомился со взглядами египетского имама аль-Лайса ибн Сада , у которого в Йемене было много последователей. Вероятно из-за близкого знакомства с зейдитским имамом Яхьёй ибн Абдуллахом имам аш-Шафии был обвинён в призыве к восстанию. Арабский литератор X века Ибн ан-Надим писал, что имам аш-Шафии был ревностным шиитом ; если он действительно был шиитом, то только в чисто политическом смысле, а не богословском. Этот период биографы называют «испытанием» ( михна ) или «смутой» ( фитна ) имама аш-Шафии .
В 796 году Мухаммада аш-Шафии арестовали и в кандалах отправили в резиденцию халифа в Ракке (Северная Сирия) . Там аш-Шафии имел беседу с халифом Харуном ар-Рашидом , которому он очень понравился. Помимо этого, за него заступился верховный судья ( кади ) Багдада — Мухаммад аш-Шайбани . Харун ар-Рашид отпустил аш-Шафии (хотя остальные девять участников восстания были казнены) и отпустил его под поручительство и ответственность Мухаммада аш-Шайбани, у которого аш-Шафии впоследствии учился два года. Мухаммад аш-Шафии никогда больше не вмешивался в государственные дела и даже отказался от предложения халифа стать судьёй Йемена .
За два года пребывания в Ираке , аш-Шафии познакомился с ханафитской школой фикха, которая продолжала процветать благодаря усилиям двух учеников имама Абу Ханифы — Абу Юсуфа и аш-Шайбани. Аш-Шафии часто посещал лекции Мухаммада аш-Шайбани и иногда даже спорил с ним. На одном из занятий Мухаммаду аш-Шафии показалось, что аш-Шайбани с некоторым предубеждением рассказывает о мазхабе имама Малика. Из-за уважения к имаму аш-Шайбани он не стал открыто вступать с ним в спор. После того, как аш-Шайбани закончил лекцию и ушёл, аш-Шафии занял его место и начал критиковать все те доводы, которые аш-Шайбани выдвинул против Малика ибн Анаса. Узнав о произошедшем, имам аш-Шайбани предложил аш-Шафии устроить публичный научный диспут ( муназарат ), но тот не соглашался, не желая, чтобы люди видели, как друзья спорят друг с другом. После долгих уговоров аш-Шафии всё же согласился на диспут. По окончании спора всем было ясно, что аш-Шафии превзошёл своего учителя; однако на их тёплые дружеские отношения это ничуть не повлияло . Текст диспута между аш-Шайбани и аш-Шафии сохранился в книге Манакиб Фахруддина ар-Рази . Впоследствии опровержению аш-Шайбани был посвящён труд Китаб ар-радд аля Мухаммад ибн аль-Хасан .
За десять лет пребывания в Багдаде аш-Шафии смог посетить Персию, Сирию и другие области Халифата. Харун ар-Рашид регулярно одаривал его большими суммами денег .
Около 806 года аш-Шафии вернулся в Мекку. Перед отъездом он отправился в мечеть имама Абу Ханифы , где, в знак уважения к великому имаму, совершил молитву в соответствие с канонами ханафитского мазхаба . Приехав в Мекку, аш-Шафии раздал половину своих богатств беднякам и организовал кружок в Запретной мечети .
В 811 году аш-Шафии вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание . В столице Халифата он обрёл большую популярность и уважение самых широких слоёв общества. Здесь же, в Багдаде, была написана первая версия книги ар-Рисаля и другие сочинения, которые относятся к «старой школе мысли» ( мазхаб аль-кадим ) .
В 813 году он вернулся в Мекку, но через год снова выехал в Багдад . Вероятно в этот период пребывания в Мекке аш-Шафии встречался с Ахмадом ибн Ханбалем (ум. 855), но, несмотря на обилие связывающих из обоих рассказов, маловероятно, что они были близко знакомы .
В 815/816 году имам аш-Шафии уехал в Египет. По одной версии ему пришлось покинуть Багдад из-за аббасидского халифа аль-Мамуна , который порицал аш-Шафии за склонность к шиизму . По другой версии, хиджазские маликиты и иракские ханафиты не желали распространения школы аш-Шафии; по совету аш-Шайбани, аш-Шафии отправился в Египет ( Фустат ) для распространения своего мазхаба .
Маликитская семья Бану Абду-ль-Хакам первоначально приняла его хорошо, вероятно, посчитав его учеником имама Малика. Один из самых ярых последователей имама аш-Шафии в Египте Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Хакам (ум. 881) через некоторое время вернулся в ряды маликитов и написал «опровержение» Мухаммаду аш-Шафии. Вскоре египетские маликиты стали критиковать аш-Шафии и безуспешно пытались изгнать его с помощью властей.
Живя в Египте, аш-Шафии глубоко изучил мазхаб имама аль-Лайса ибн Сада и пересмотрел многие свои прежние позиции по вопросам права, сформировав так называемую «новую школу мысли» ( мазхаб аль-джадид ). Мухаммад аш-Шафии читал лекции в «венце мечетей» мечети Амра ибн аль-Аса . Его египетские ученики успешно конкурировали с доминировавшими в то время маликитами. Здесь он написал новую (сохранившуюся) версию ар-Рисаля и большинство сочинений, вошедших в Китаб аль-умм .
Мухаммад аш-Шафии умер в Каире в последний день месяца раджаб 204 года по хиджре (20 января 820 года) . Обстоятельства его смерти остаются неопределёнными: по одним данным, он умер в результате жестокого нападения от рук фанатично настроенных маликитов , по другим — из-за болезни. Погребальную молитву возглавил правитель Египта. На похоронах присутствовали двое его сыновей — Мухаммад и Усман. Имама аш-Шафии похоронили в гробнице племени Бану Абду-ль-Хакам у подножия горы . Архитектурный комплекс, окружающий его гробницу, был воздвигнут при Айюбидах . Со временем его гробница вместе с близлежащей гробницей имама аль-Лайса и других богословов стала объектом паломничества мусульман.
Мухаммад аш-Шафии был дважды женат. У него было четверо детей: сыновья Абу Усман Мухаммад (судья Алеппо ) и Абу-ль-Хасан Усман, дочери Фатима и Зайнаб .
Вероубеждения аш-Шафии соответствовали положениями суннитского ислама и основывались на явных и ясных смыслах Корана и сунны . Он отказывался рассуждать на эти темы и не допускал вмешательство разума в вопросы основополагающих принципов ислама. Он является автором сочинения по усуль аль-фикху ( ар-Рисаля ), фикху ( аль-Худжа , аль-Умм , Ахкам аль-Куран ) и хадисоведению ( Муснад , Ихтиляф аль-хадис ).
Биографы часто упоминают о широких познаниях имама аш-Шафии в области медицины ( тибб ), физиогномики ( фираса ), а также о том, что некоторое время он интересовался астрологией ( нуджум ) .
На протяжении многих лет вопрос о вероубеждениях имама является объектом пристального внимания. Опровергая в своих работах «сторонников калама » ( ахль калам ), к которым в то время причисляли мутазилитов , имам аш-Шафии касался юридических вопросов, а не богословских .
Мухаммад аш-Шафии считал необходимым установление Халифата ( Имамата ). Он считал, что халифом должен быть представитель племени курайшитов . Халиф должен править справедливо на основе шариата . Если кто-то силой захватит власть у халифа-курайшита, но затем станет справедливым правителем и добьётся поддержки народа, то его правление станет законным. Идеальным правлением он считал методы Праведных халифов , к которым он, возможно, относил и омейядского халифа Умара ибн Абду-ль-Азиза .
В вопросе противостояния Али ибн Абу Талиба с Муавией ибн Абу Суфьяном имам аш-Шафии считал законным халифом Али и подвергал критике хариджитов, выступивших против халифа .
Мухаммад аш-Шафии был автором первого сочинения по усуль аль-фикху («основам юриспруденции»). Свою книгу ар-Рисаля он написал, вероятно, по просьбе басрийского традиционалиста Абду-р-Рахмана ибн Махди (ум. 813). Сохранившиеся на сегодняшний день две рукописи скорее всего были написаны в Египте и отразили окончательный этап в правовой мысли аш-Шафии, который существенно отличается от иракского этапа ( ар-Рисаля аль-кадим ). В нём впервые систематизированы источники права и сформулированы принципы методологии, которой необходимо строго придерживаться при вынесении правовых предписаний . Разработанные имамом аш-Шафии принципы вынесения правовых предписаний ( истинбат ) получили название усуль аль-фикх . Ар-Рисаля записана Абу Якубом аль-Бувайти и дополнена и перекомпонована другим учеником имама — ар-Раби ибн Сулейманом .
Основная идея, высказанная имамом аш-Шафи в ар-Рисале заключается в том, что каждому действию верующего ( мукалляфа ) соответствует узаконенное предписание ( хукм ), указанное в Коране и сунне ( асль ). Если в Коране и сунне отсутствует ясное указание, то предписание выводится с помощью суждения по аналогии ( кияс ). Основные достижения имама аш-Шафии заключаются в определении сунны и систематизации кияса. Что касается сунны, то здесь имам аш-Шафии разделил высказывания и действия пророка Мухаммада на строгие изречения ( акваль ), действия ( афаль ) и молчаливое согласие ( икрар ) .
Мухаммад аш-Шафии критиковал конформизм ( таклид ) маликитов, которые применяли в качестве шариатского источника обычаи жителей Медины. Что касается кияса, отождествляемого с иджтихадом , то имам аш-Шафии делил его на «кияс дела» ( кияс аль-мана ) и «кияс сходства» ( кияс аль-хиля или кияс аш-шабах ). Для обоих видов кияса важно обязательно полагаться на юридические доказательства ( ), которые иногда бывает трудно определить. Данное положение направлено скорее против ханафитов, которые полагались на «независимое суждение» ( ар-рай ) и «предпочтительное решение» ( истихсан ). Он утверждал, что вынося правовое решение на основании собственных суждений, человек берёт на себя функции Бога и Пророка, которые являются единственными законодателями .
Кроме ар-Рисаля сохранились ещё два сочинения по усуль аль-фикху, но им уделяется меньше внимание, чем они заслуживают. Это книга Ибталь аль-истихсан и Джима аль-ильм .
После смерти аш-Шафии правоведы были бы обязаны выносить правовые решения, ссылаясь на правовую теорию, которая стала ещё более сложной .
Мухаммад аш-Шафии получил своё образование у двух великих правоведов Мухаммада аш-Шайбани и Малика ибн Анаса, став блестящим знатоком ханафитского и маликитского фикха. В возрасте около 35 лет аш-Шафии выступил как независимый муджтахид в Багдаде и Мекке. Он использовал в своих трудах положения обеих школ и попытался максимально сблизить их положения, разработав вместе с этим и свою методику.
Вернувшись в Мекку после своей первой поездки в Багдад, аш-Шафии детально сопоставил и проанализировал методологические положения маликитской и ханафитской школы. В результате этого анализа он написал два сочинения:
В отношении произведений по фикху среди биографов имеются большие разногласия. Так же, как в области усуль аль-фикха, существуют два различных периода в деятельности аш-Шафии. Первый этап проходил в Хиджазе и Ираке, завершившись написанием сочинения аль-Худжа , записанного в Багдаде Абу-ль-Хасаном аз-Зафарани. Данная работа не сохранилась .
«Новая доктрина» ( аль-джадид ) была разработана в Египте в последние годы жизни аш-Шафии. В Египте были написаны:
Находясь в Египте, аш-Шафии обнаружил новые хадисы по вопросам права и пересмотрел многие свои прежние взгляды. Взгляды Мухаммада аш-Шафии оказали сильное влияние на всю дальнейшую разработку вопросов фикха . За короткое время шафиитский мазхаб собрал большое число последователей. На сегодняшний день шафиитский мазхаб занимает второе место в мире по распространенности после ханафитского мазхаба, имея около 100 миллионов приверженцев .
В области хадисоведения Мухаммадом аш-Шафии был написан сборник хадисов под названием . Он также написал сочинение о сопоставлении хадисов .
Сам он был объектом многочисленных критических замечаний маликитов и ханбалитов . Его критиковали по следующим причинам:
Наиболее известные учителя Мухаммада аш-Шафии:
Среди учителей имама Шафии были также: Муслим аз-Занджи, Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абу Яхья, Хишам ас-Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил, Дауд ибн Абду-р-Рахман, Исмаил ибн Джафар , Хишам ибн Юсуф и другие известные богословы .
Наиболее известные ученики Мухаммада аш-Шафии:
Имам аш-Шафии относился к своим ученикам с добротой и уважением. Для получения знаний к нему приезжали люди даже из далёких мест .