Interested Article - Акида
- 2020-03-27
- 1
Аки́да ( араб. عقيدة — убеждение, воззрение, кредо ) — мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана , «символ веры». Представляет собой своеобразный фонд догматов, идей и представлений. Краткая акида является необходимым элементом традиционного мусульманского образования.
Вера
Хотя самым важным для мусульманина является уверовать в сердце, для принятия в общину мусульман нужно произнести свидетельство веры ( шахады ) вслух, хотя Аллаху о вере человека будет известно и без этого . У суннитов свидетельством акиды является следование пяти столпам веры , у шиитов количество столпов отличается в зависимости от течения: исмаилиты насчитывают , у двунадесятников — . Если человек отрицает хотя бы один из основополагающих принципов ислама или не выполняет обязательных действий, указанных в столпах веры, он лишается акиды и может быть либо наказан Аллахом, либо прощён .
Литературный жанр
Акидой также называют особый род литературы , появившийся в период активного сложения исламской догматико-правовой системы ( VIII век ), непосредственным предшественником которой явились написанные в жанре «опровержения» ( радд ) сочинения. В отличие от опровержений, носивших откровенно полемический характер, акида представляла собой сжатый, четкий текст прокламативного характера, в котором изложена позиция догматической школы или отдельного автора в основных вопросах исламской догматики и права ( фикх ) . В основу жанра акиды положено «свидетельство веры» ( шахада ). Постулируемые в акиде положения предваряются формулами «необходимо уверовать в…» ( аль-иман би… ), «мы убеждены, что…» ( на’такиду ) и подобными им .
Текст одной из первых акид восходит к группе сирийских богословов (Умайя ибн ’Усман, Ахмад ибн Халид ибн Муслим, Мухаммад ибн ’Абдуллах), которые в начале VIII века выступили от имени суннитов ( ахлю с-сунна валь-джама’а ) с кратким изложением концепции веры . Расцвет жанра относится к периоду образования в исламе основных догматических школ ( мазхаб ) . В IX—XI веках появились такие известные книги по акиде, как «аль-Фикх аль-акбар» и «Китаб аль-васия», приписываемые имаму Абу Ханифа , «Акида» ат-Тахави , а также ряд акид, принадлежавших перу виднейших представителям мутазилизма . В середине IX века с серией акид выступили багдадские традиционалисты, наиболее известными из которых являются шесть акид Ахмада ибн Ханбала . В X — начале XI века создаются первые ашаритские акиды (Акида аль-Аш’ари), антитрадиционалистская — «аль-'Акида ан-Низамия» аль-Джувайни , маликитская — «ар-Рисаля» Ибн Абу Зейда аль-Кайрувани .
С IX веке в акиды вводятся системы доказательств основных положений, которые включают особые «доксографические» части. Развитие исламской догматики и права в X веке привело к появлению сводов, получивших в мусульманской традиции название «акида» или «и’тикад». Эти своды включали изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, этических, ритуальных норм и правил. Наиболее значительные работы такого рода принадлежат Абу-ль-Хасану аль-Аш’ари (X век), Ибн Батта (X век), Абу Хамиду аль-Газали (XI век), аш-Шахрастани (XII век), Абду-ль-Кадиру аль-Джилани (XII век), Наджму-д-дину ан-Насафи (XIV век), Ибн Таймия (XIV век) и другим авторам .
Несмотря на появление развёрнутых сводов, простая и доступная краткая акида по-прежнему оставалась одной из главных форм публичного «провозглашения» основ веры. В XI веке она избирается для объявления «правоверия» от имени верховной власти («Кадиритский символ веры») .
Книги по акиде
- Фикх акбар: В 2 т. Хайдерабад, 1903;
- Баян ас-сунна ва-ль-джама’а. Алеппо, 1924;
- аль-Акида ан-низамия. Каир, 1948;
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 17.
- ↑ .
- ↑ , с. 18.
Литература
- // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 17—18. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 336. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- 2020-03-27
- 1