Ашуралиев, Руслан Нуралиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Зиярат Ашура ( араб. زيارة عاشوراء ) — молитва мусульман - шиитов , содержащая в себе заверения в верности и почтения к имаму Хусейну и Ахль аль-Байт , равно как и проклятия в адрес их врагов ( Муавии , Язида , Умара ибн Са’да, Шимра и других) и слова отречения от тех, кто был причастен к мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников при Кербеле . В более широком смысле слова чтение зиярата знаменует собой неподчинение тираническим правителям и поддержку восстания против них, а также непризнание той версии ислама, которую шииты считают искажённой.
В составе шиитских исламских богословских наук (в частности, хадисоведения) зиярат Ашура расценивается как часть Сунны и как хадис кудси, то есть такой хадис , которые содержит в себе слова Аллаха .
Верующие шииты читают зиярат Ашура при посещении гробниц имама Хусейна и других имамов и членов семейства пророка Мухаммада . Зиярат к имаму Хусейну, в свою очередь, обязателен ( ваджиб ) для каждого шиита хотя бы один раз в жизни. В шиитском исламе рекомендуется читать зиярат Ашура каждый день и знать его наизусть.
Текст зиярата приписывается имаму Мухаммаду аль-Бакиру , который передал её своим сподвижникам, и благодаря цепочке повествований она была опубликована во множестве книг .
Об аутентичности зиярата Ашура говорится в двух шиитских текстах — в труде « Камиль аз-зиярат » за авторством Ибн Каулавейха аль-Кумми (4 в. хиджры ) и в книге «Мисбах аль-мутахаджид» шейха ат-Туси (5 в. хиджры). Кроме того, текст зиярата содержится в книгах учёных последующих поколений: «Аль-мазар аль-кабир» Мухаммада ибн Джафара аль-Машхади (6 в. хиджры), «Мисбах аз-заир» сейида Али ибн Мусы ибн Тавуса (7 в. хиджры), «Аль-мазар аль-кабир» Алламе Хилли (8 в. хиджры), «Аль-мазар» Первого Мученика (аш-шахид аль-авваль), « Бихар аль-анвар » Мухаммада Бакира аль-Маджлиси , «Мафатих аль-джинан» шейха Аббаса Куми и др.
Все богословы шиитов-двунадесятников на протяжении истории признавали текст зиярата Ашура подлинным. Современный шиитский законовед аятолла сейид аш-Шубайри аз-Занджани так оценил степень достоверности зиярата Ашура:
Вне зависимости от того, что говорится в авторитетных источниках о ниспослании этого зиярата из сокрытого мира (ат-тайидат аль-гайбиййа) — что уже само по себе является доводом в пользу его аутентичности — цепь его передатчиков, упомянутая в “Мисбах аль-мутахаджид”, надёжна.
Доводы, служащие для шиитских богословов свидетельством аутентичности зиярата Ашура, приводятся в шиитских трудах по науке хадисоведения ( ильм аль-хадис ). Согласно принятой в данной дисциплине классификации, зиярат Ашура относится к категории хадисов- мутаватир (имеющих несколько параллельных иснадов , включающих в себя надёжных передатчиков).
В шиитских источниках указываются следующие аспекты этикета зиярата к могиле имама Хусейна: