Interested Article - Аят Вилаят

Аят Вилаят ( араб. آية الولاية ‎) — пятьдесят пятый аят коранической суры « Аль-Маида », в котором содержится важное для шиитского вероучения положение о вилаяте (руководстве) имама Али ибн Абу Талиба :

Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.


Обстоятельства ниспослания

Во многих суннитских и шиитских сборниках указывается, что данный аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе .

Хадис о нищем

В разных своих версиях этот хадис возводится к Гиффари, , , Аммару Ясиру , , , Абдулле ибн Аббасу , Билалу , , Анасу ибн Малику и Али ибн Абу Талибу .

В разных вариациях хадиса, служащего комментарием относительно обстоятельств ниспослания ( асбаб ан-нузул ) данного аята, рассказывается, что во время дневного намаза зухр , когда сподвижники совершали молитву вместе с пророком Мухаммадом , в мечеть зашёл нищий, который начал просить у людей помощь. Однако никто не дал ему никакого подаяния. И тогда нищий воздел руки к небу, воскликнув: «О, Аллах! Будь свидетелем, что в мечети Твоего пророка мне не была оказана помощь». В этот момент Али ибн Абу Талиб находился в состоянии поясного поклона (руку) и знаком указал нищему на кольцо на собственном пальце, которое нищий снял с него. Когда пророк Мухаммад увидел это, он сказал: «О, Аллах ! Мой брат Муса обращался к Тебе с мольбой, говоря: “Расширь мне грудь, и облегчи моё дело, и развяжи узел в моём языке, пусть они возьмут мою речь, и дай мне помощника из моей семьи – Харуна, моего брака!” О, Господи, Ты принял его мольбу, сказав: “Мы укрепим твою мышцу твоим братом!” Господи! Я Мухаммад! Я Твой Пророк и избранный Тобой! Господи, расширь мне грудь и облегчи моё дело, и дай мне помощника из моей семьи (мин ахли) – Али, моего брата!» После этого, по словам Абу Зарра, появился Джибрил, обратившийся к пророку Мухаммаду с поздравлениями: «О, Мухаммад! Поздравляю тебя с тем, что дано твоему брату Али», после чего был ниспослан аят Вилаят .

Источники, содержащие в себе хадис о нищем

  • , Ал-Кашф ва-л-Байан;
  • , Ад-дурр аль-мансур;
  • , Ансаб аль-ашраф;
  • Вахиди , Асбаб ан-нузул;
  • Ибн Асакир , Тарих ад-Димашк;
  • , Аль-Бидайа ва-н-нихайа;
  • , Манакиб;
  • , Фадаил;
  • , Аль-Каф аш-шаф;
  • , Канз аль-Уммал;
  • , Му‘джам аль-васит;
  • , Захаир аль-Укба, Ар-рийад ан-назара;
  • , Тазкират;
  • , Ма‘рифат аль-улюм аль-хадис ва-ль-фикх;
  • , Шавахид ат-танзил;
  • , Манакиб;
  • Хорасани , Фараид ас-самтайн .

Аят Вилаят и события в Гадир Хуме

Ас-Сафи упоминает, что пророк Мухаммад читал данный аят, когда объявлял Али ибн Абу Талиба своим преемником во время прощального хаджа близ местечка Гадир Хум , и что сам имам Али неоднократно цитировал именно этот аят в подтверждение своего права на руководство .

Алламе Табатабаи в тафсире «Аль-Мизан» передаёт хадис пророка Мухаммада от Аммара Ясира, согласно которому пророк Мухаммад произнёс следующие слова после эпизода с нищим и перстнем, за которым последовало ниспослание аята Вилаят:

Для всякого, кому я являюсь покровителем, тому и Али покровитель .

Интерпретация множественного числа

Различные экзегеты и хадисоведы по-разному объясняли тот феномен, что хотя аят ниспослан об одном человеке – Али ибн Абу Талибе, в нём, тем не менее, употреблено множественное число.

Так, известный экзегет (муфассир) аз-Замахшари в своём тафсире «Кашшаф» отмечает, что множественное число в данном случае служит призывом следовать примеру Али ибн Абу Талиба, адресованным другим людям .

Согласно другой интерпретации, множественное число в данном случае указывает на важность данной личности, что является обычным для арабского языка стилистическим приёмом, неоднократно применяющимся как в тексте Корана, так и в практике словоупотребления в целом .

Примечания

  1. Алмат Абсаликов, «Истинность шиизма», Иран, Кум: «Ансариан», стр. 128-133.
  2. Там же, стр. 128-130.
  3. Там же, стр. 131-132.
  4. Свет Священного Корана (разъяснения и толкования), том 3, Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-му’минин Али (ДБМ), Исфахан, стр. 91.
  5. Там же.
  6. Алмат Абсаликов, «Истинность шиизма», Иран, Кум: «Ансариан», стр. 133.
  7. Свет Священного Корана (разъяснения и толкования), том 3, Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-му’минин Али (ДБМ), Исфахан, стр. 92.

Литература

  • Алмат Абсаликов, «Истинность шиизма», Иран, Кум: «Ансариан».
  • Коран, перевод М.-Н. Османова.
  • Свет Священного Корана (разъяснения и толкования), том 3, Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-му’минин Али (ДБМ), Исфахан.
Источник —

Same as Аят Вилаят