Interested Article - Хаммер, Барбара

Барбара Джин Хаммер (15 мая 1939 — 16 марта 2019) — американский режиссёр документального кино и ЛГБТ-активистка , наиболее известная экспериментальными фильмами, исследующими лесбийскую сексуальность и историю репрезентации ЛГБТ-отношений в кино.

Биография

Барбара Джин Хаммер родилась 15 мая 1939 года в Лос-Анджелесе в семье владельца автозаправки Джона Хаммера и секретарши Мариан Хаммер (урождённой Кус), детство и юность она провела в Инглвуде (Калифорния) . После окончания Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе со степенью бакалавра по литературе Хаммер вышла замуж за Клейтона Уорда. Затем она окончила магистерскую программу по английской литературе в Колледже штата Калифорния в Сан-Франциско .

Хаммер экспериментировала с рисованием, а в автобиографии подробно описала момент, когда в конце 1960-х годов поняла, что должна снимать кино: войдя в живописный заброшенный дом с кинокамерой, она расположила перед объективом бифокальную линзу своих очков и увидела, как изображение двигается и двоится. Проверяя этот эффект на убранстве дома, собственной тени на тротуаре и сидящем неподалёку в кресле мужчине, Хаммер почувствовала, что эти ощущения совпадают с её представлениями об ощущениях «женщины, живущей в мире мужчин» . В 1968 году Хаммер сняла свой первый короткометражный фильм «Schizy», который был показан на местном фестивале для фильмов на плёнке « 8 Супер » и получил почётное упоминание . В своём втором фильме «Barbara Ward Will Never Die» (1969) она отразила расставание с мужем, фамилию которого носила в браке: героиня, от лица которой ведётся съёмка, опрокидывает надгробия на католическом кладбище и пишет «Барбара Уорд» на одном из крестов. Вскоре она оформила развод и вернула девичью фамилию. После развода Хаммер преподавала английский в колледже в Санта-Розе , посещала феминистскую группу и однажды осознала себя как лесбиянку .

Хаммер получила вторую магистерскую степень — по истории кино — в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско в 1973 году. В университете она впервые увидела экспериментальный короткометражный фильм Майи Дерен « Полуденные сети », произведший на неё колоссальное впечатление тем, как отдельные эпизоды поэтически соединялись не логикой действия, а общей эмоцией или идеей и тем, как в нём была показана «женщина, отбрасывающая пелену, туман, ограничения прочь со своих глаз и своего бытия» . Хаммер прямо цитировала «Полуденные сети» в короткометражном фильме «Я была/Я стала» («I Was/I Am», 1973), в котором изображено превращение героини-«принцессы» (её играет сама Хаммер) в байкершу-дайк .

Работы Хаммер 1970-х посвящены преимущественно женскому телу и лесбийской сексуальности. Знаковой работой считается четырёхминутный фильм «Дайктактикс» («Dyketactics», 1974). В первой части группа обнажённых женщин танцует в буколическом пейзаже, вторая представляет собой эротическую сцену с Хаммер и её девушкой, возможно, первую в своём роде, снятую открытой лесбиянкой . В других фильмах этого периода Хаммер тоже снимала своих партнёров — видеохудожницу (англ.) в «Супердайк встречает Мадам X» («Superdyke Meets Madame X», 1975), фотографа (англ.) в «Женщинах, которых я люблю» («Women I Love», 1976), танцовщицу (англ.) в «Удвоенной силе» («Double Strength», 1978) . Хаммер работала обособленно от преимущественно мужского сообщества авангардных кинематографистов и показывала свои фильмы в феминистских книжных магазтинах, кафе, кружках и воркшопах, часто сама добывая кинопроекционное оборудование. Чтобы получить возможность демонстрировать фильмы более широкой аудитории, она учредила дистрибьюторскую компанию Goddess Film .

В период « сексуальных войн » в феминистском движении конца 70-х — начала 80-х радикальные феминистки критиковали ранние фильмы Хаммер за объективацию женского тела. В фильме 1982 года «Публика» («Audience») Хаммер документировала реакцию зрителей на свои фильмы и дискуссии на кинопоказах . В 1983 году режиссёр переехала из Сан-Франциско в Нью-Йорк . Её фильмы 1980-х посвящены самым разным темам: смерти бабушки («Зрительный нерв» («Optic Nerve»), 1985), отчуждённости людей в городском транспорте («Хочешь познакомиться с соседом? Запись из Нью-Йоркского метро» («Would You Like to Meet Your Neighbor? A New York City Subway Tape»), 1985), киберсексуальности («No No Nooky T.V.», 1987; фильм создан при помощи раннего персонального компьютера Amiga 1000 ) . «Зрительный нерв» попал в программу выставки Биеннале Уитни , что ознаменовало признание Хаммер важнейшими институциями современного искусства США .

С середины 1980- Хаммер под влиянием её партнёрши правозащитницы (англ.) (они оставались вместе до смерти Хаммер) стала снимать фильмы о ВИЧ-инфекции и истории ЛГБТ-движения . В 1992 году Хаммер благодаря гранту Национального фонда искусств сняла свой первый полнометражный фильм « (англ.) » — эссе о маргинализации и «невидимости» ЛГБТ-отношений в течение XX века на примерах писательницы Уиллы Кэсер (Хаммер была убеждена, что Кэсер была лесбиянкой, и рассматривала уничтожение писательницей части своего архива как подтверждение этому, но споры исследователей о сексуальности Кэсер продолжаются), немого фильма 1933 года « Лот в Содоме », отношения к гомосексуальности в среде афроамериканцев и воспоминаний узниц нацистских концлагерей . «Нитратные поцелуи» были показаны в том числе на крупнейших фестивалях американского независимого кино — кинофестивале в Торонто и « Сандэнс » . Наследию режиссёра «Лота в Содоме» Джеймса Сибли Уотсона " посвящены два короткометражных фильма Хаммер «Sanctus» (1990) и «Рентгеновские лучи доктора Уотсона» («Dr. Watson’s X-Rays», 1991), а проблематика невидимости ЛГБТ была развита ещё в двух полнометражных фильмах, вместе с «Нитратными поцелуями» рассматриваемыми как трилогия: «Нежных вымыслах» («Tender Fictions», 1995) и «Уроках истории» («History Lessons», 2000) . В интервью Хаммер объясняла обращение к полнометражному формату в том числе и проблемами восприятия короткого метра: для короткометражного фильма было сложнее найти финансирование, а фестивали, даже начинавшиеся как активистская самодеятельность, получая доступ к спонсорскому финансированию, тоже начинали ориентироваться на показ полного метра . В 2001 году Хаммер на грант фонда «Открытое общество» выпустила фильм «Моя бабушка: в поиске украинской идентичности» о своей поездке на Украину — родину бабушки по материнской линии .

Фильм 2008 года «Лошадь это не метафора» («Horse Is Not a Metaphor»), документировавший терапию рака яичников , которую проходила Хаммер, получил премию « Тедди » 59-го Берлинского кинофестиваля . В 2010-х Хаммер получила полноценное институциональное признание как режиссёр экспериментального кино и ЛГБТ-активистка. Её ретроспективы прошли в нью-йоркском Музее современного искусства (2010) и Тейт Модерн (2012), в 2010 году вышла её автобиография «HAMMER! Making Movies Out of Sex and Life».

Хаммер умерла от рака яичников 16 марта 2019 года.

Режиссёрская фильмография

  • Schizy (1968)
  • Barbara Ward Will Never Die (1969)
  • Traveling: Marie and Me (1970)
  • The Song of the Clinking Cup (1972)
  • I Was/I Am (1973)
  • Sisters! (1974)
  • A Gay Day (1973)
  • Dyketactics (1974)
  • X (1974)
  • Women’s Rites, or Truth is the Daughter of Time (1974)
  • Menses (1974)
  • Jane Brakhage (1975)
  • Superdyke (1975)
  • Psychosynthesis (1975)
  • Superdyke Meets Madame X (1975)
  • Moon Goddess (1975) — with G. Churchman
  • Eggs (1972)
  • Multiple Orgasm (1976)
  • Women I Love (1976)
  • Stress Scars and Pleasure Wrinkles (1976)
  • The Great Goddess (1977)
  • Double Strength (1978)
  • Home (1978)
  • Haircut (1978)
  • Available Space (1978)
  • Sappho (1978)
  • Dream Age (1979)
  • Lesbian Humor: Collection of short films (1980—1987)
  • Pictures for Barbara (1980)
  • Machu Picchu (1980)
  • Natura Erotica (1980)
  • See What You Hear What You See (1980)
  • Our Trip (1981)
  • Arequipa (1981)
  • Pools (1981) — with B. Klutinis
  • Synch-Touch (1981)
  • The Lesbos Film (1981)
  • Pond and Waterfall (1982)
  • Audience (1983)
  • Stone Circles (1983)
  • New York Loft (1983)
  • Bamboo Xerox (1984)
  • Pearl Diver (1984)
  • Bent Time (1984)
  • Doll House (1984)
  • Parisian Blinds (1984)
  • Tourist (1984-85)
  • Optic Nerve (1985)
  • Hot Flash (1985)
  • Would You Like to Meet Your Neighbor? A New York Subway Tape (1985)
  • Bedtime Stories (1986)
  • The History of the World According to a Lesbian (1986)
  • Snow Job: The Media Hysteria of AIDS (1986)
  • No No Nooky T.V. (1987)
  • Place Mattes (1987)
  • Endangered (1988)
  • Two Bad Daughters (1988)
  • Still Point (1989)
  • T.V. Tart (1989)
  • Sanctus (1990)
  • Vital Signs (1991)
  • Dr. Watson’s X-Rays (1991)
  • Nitrate Kisses (1992)
  • Out in South Africa (1994)
  • Tender Fictions (1996)
  • The Female Closet (1997)
  • Devotion: A Film About Ogawa Productions (2000)
  • History Lessons (2000)
  • My Babushka: Searching Ukrainian Identities (2001)
  • Resisting Paradise (2003)
  • Love/Other (2005)
  • Fucking Different New York (2007) (эпизод «Villa Serbolloni»)
  • A Horse is not a Metaphor (2009)
  • Generations (2010)
  • Maya Deren’s Sink (2011)
  • Welcome to this House (2015)

Примечания

  1. (англ.) — 2008.
  2. Barbara Hammer // — 2005.
  3. Barbara Hammer // Музей Соломона Гуггенхайма — 1937.
  4. (англ.)
  5. Sandomir, R. . The New York Times (20 марта 2019). Дата обращения: 29 августа 2020. 21 марта 2019 года.
  6. , p. 13—14.
  7. Майзель, Е. . Искусство кино (20 августа 2020). Дата обращения: 29 августа 2020. 21 августа 2020 года.
  8. . (англ.) Смитсоновского института . Дата обращения: 29 августа 2020. 6 августа 2020 года.
  9. , p. 86.
  10. Schwartz, A. Modern Women: Women Artists at The Museum of Modern Art. — New York: The Museum of Modern Art, 2010. — P. 309. — 528 p. — ISBN 9780870706608 .
  11. . Афиша Daily (21 августа 2020). Дата обращения: 30 августа 2020. 3 сентября 2020 года.
  12. , p. 170.
  13. Mayer, S. . Sight and Sound (4 апреля 2019). Дата обращения: 15 ноября 2020. 17 января 2021 года.
  14. Churner, R. Artforum (апрель 2018). Дата обращения: 15 ноября 2020. 27 сентября 2020 года.
  15. , p. 176—177.
  16. . Sundance Film Festival (1993). Дата обращения: 15 ноября 2020. Архивировано из 21 июня 2020 года.
  17. , p. 173—174.
  18. , p. 174.

Литература

  • Blaetz, R. Women's Experimental Cinema: Critical Frameworks. — Durham: Duke University Press, 2007. — 421 p. — ISBN 9780822340447 .
  • Hammer, B. HAMMER! Making Movies Out of Sex and Life. — New York: The Feminist Press at CUNY, 2010. — 288 p. — ISBN 9781558616851 .

Ссылки

Источник —

Same as Хаммер, Барбара