Interested Article - Малаика

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория
Ангелы, кланяющиеся Адаму — персидская миниатюра (неизвестный автор, ок. 1560, Шираз, Иран)
Ангел, стоящий на коленях (Шах Кули, сер. XVI века, Османская империя)

Мала́ика ( араб. ملائكة ‎, в ед. ч. маляк ملاك ‎ или малак مَلَكْ ‎ от др.-сев.-западн.-семит. *malʾāk — «посланник», «вестник», ср. угар. mlʾk‎ — «посланник» ) — в исламе, разумное существо, обычно невидимое человеком, беспрекословно выполняющее все приказы Аллаха. В персидской традиции известны как фариштаха ( ферештеха ) ( перс. فرشته‌ها ‎) или фариштеган ( فرشتگان ), в ед. ч. фаришта ( фереште ) ( فرشته ) в значении «ангел», от пехл. frēstag — «апостол», «ангел» . То же, что и ангелы в других авраамических религиях. Ангелы упоминаются более чем в восьмидесяти аятах Корана . Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина .

Природа ангелов

По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света , бесполые, невероятно сильны и могут менять облик. Ангелы безгрешны, так как, в отличие от людей и джиннов, не наделены соблазном ( нафс ) и способностью делать выбор (то есть не имеют свободы воли ), а соответственно не будут судимы в Судный день . Вместе с тем, ангелы наделены разумом, и значит они должны служить Аллаху , в чём собственно и заключается смысл их существования . Все множества ангелов никогда не восстанут против божьих заповедей; они подчиняются Аллаху всецело и хвалят его постоянно . Исполняя волю Аллаха, они могут находиться как на небесах, так и на Земле.

Аллах отвечает на молитвы верующих, посылая ангелов им на помощь . Люди лишены способности видеть ангелов, за исключением тех случаев, когда они являлись к пророкам и когда это было необходимо.

Группы ангелов

  • мукаррабун (иначе мукаррабин , макрибун , араб. الْمُقَرَّبُونَ ‎ — «приближённые») — высшие ангелы , пребывающие в горных сферах, «те, кто занимают высокие места», «находящиеся на возвышенности» (на небесах) ( иллийун араб. علىىن ‎, иллиййун عليون ‎, с огласовкой عِلِّيِّينَ ‎ — «возвышенное») и непрерывно служащие Аллаху . Они также заняты выказыванием любви к Господу. Среди них по имени известны четверо:
  1. Джибриль ( араб. جِبْرِيل ‎ или Джабраил , Джибраил جبرائيل ‎ в Каирском Коране ) , также называемый аль-рух аль-куддус ( араб. الروح القدس ‎ — «святой дух»), ар-pyx аль-амин ( الروح الأمين ‎ — «верный дух») или просто ар-рух ( الروح ‎ — «Дух») — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам. В иудаизме и христианстве аналогами выступают Гавриил ( др.-евр. גבריאל ‏‎, греч. Γαβριήλ , лат. Gabriel ) и Святой Дух ( др.-евр. רוח הקודש ‏‎ — руа́х ха-коде́ш , греч. πνεῦμα τὸ ἅγιον пне́вма то хагион , лат. spīritus sānctus спи́ритус са́нктус ).
  2. Микаил ( араб. ‏مِيكَائِيل ‎ или Михаиль ميخائيل ‎, Микал ميكال ‎) — раздаёт творениям Аллаха пропитание (средства к существованию) , управляет дождём, облаками и ответственен за растения , также известен как ангел милосердия. В иудаизме и христианстве аналогом выступает Михаил ( др.-евр. ‏מיכאל ‏‎, греч. Μιχαήλ , лат. Michael ).
  3. Маляк аль-маут ( араб. ملك الموت ‎ — букв. «вестник смерти») — ангел смерти , лишающий жизни живых существ, и который в конце мира заберёт жизнь у всего живого и у самого себя . Этого ангела часто называют Азраил ( араб. عزرایل ‎) или ‘Изра’ил ( араб. عزرائيل ‎), среди персов известен под именем Мордад ( перс. مرداد ‎); один из эпитетов — Абу-Джария ( араб. أبو جارية ‎ — «отец милости [то есть смертного покоя], постоянства»). В иудаизме — мала́х ха-мавэ́т ( др.-евр. מלאך המות ‏‎), Азриэль ( др.-евр. עזריאל ‏‎), Азраэль ( др.-евр. עזראל ‏‎), Самаэль ( др.-евр. סמאל ‏‎, греч. Σαμμανή , Σεμιέλ ), или Сариэль ( др.-евр. שריאל ‏‎, арам. זהריאל , греч. ‘Ατριήλ , лат. Saryel , Suriel ); в христианстве — Эсраил .
  4. Исрафил ( араб. إسرافيل ‎, иначе Рафаил رافائيل ‎) — ему поручено дуть в рог в Судный день. В иудаизме и христианстве вероятно ту же роль исполняет какой-то из трех ангелов: Рафаил ( др.-евр. רפאל ‏‎, греч. Ραφαήλ , лат. Raphael ) или Уриил ( др.-евр. ‏אוריאל ‏‎, греч. Ουριήλ , лат. Uriel ), или Сарафиил ( др.-евр. שרףיאל ‏‎ или Серафиил שרפיאל , греч. Σεραφιήλ ) [ источник не указан 1737 дней ] .

Помимо высших ангелов, в Коране , сунне , тафсире и иной богословской литературе описываются и другие группы ангелы, без называния их имён (за редким исключением):

  • ангелы вокруг Трона Аллаха :
    • ( араб. حملة العرش ‎ — «те, кто несут Трон, престолоносцы») — четыре ангела, несущие Трон Аллаха . В Судный день Аллах увеличит их число до восьми . Комментатор Абдуллах аль-Байдави отмечает, что эти восемь ангелов «настолько высоки, что их ноги стоят на самом низу земли, а их головы достигают самых высоких небес, Вселенная не достигает до их пупков, и нужно потратить семь сотен лет, дабы добраться от ушей до плеч!» . Четырёх ангелов, несущих Трон в настоящий момент, по именам называет теоретик суфизма Ибн Араби в сочинении «Путы для готовящегося вскочить», это ангел в образе Исрафила , ангел в образе Джибриля , третий в образе Микаила и четвёртый в образе Ридвана , Ибн Араби также указывает, что пятый ангел будет в образе Малика , шестой в образе Адама , седьмой в образе Ибрахима , а восьмой в образе Мухаммеда . Между тем, как замечает Ибн Араби, образы этих ангелов — это образы их положений, а не их сущностей как таковых ;
    • карубин ( араб. كروبين ‎ от др.-евр. כְּרֻבִים ‏‎ — крувим ) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом» . Этот еврейский термин Абдуллах аль-Байдави использует для ангелов, упомянутых в суре Гафир . Как сообщал Аль-Байдави, «карубин» — это наивысший ангельский ранг и первые из сотворённых . Суфийский учёный Камалуддин Хусейн ибн Али аль-Ваиз аль-Кашифи (1436/1437—1504/1505) сообщал, что существует 70000 рядов этих ангелов вокруг Трона (см. Мафвахиб-и Алия=Тафсир-и Хусаини).
  • ( араб. حفظ ‎ — «хранители, защитники, сохраняющие до суда») или хафизун ( араб. حافظون ‎)— стражи, ангелы-хранители :
    • ( араб. معقبات ‎ — «те, кто следуют друг за другом») или аль-хафата ( араб. الحفظة ‎ — «хранители») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости . В книге по исламскому экзорцизму ( дават араб. دعوة ‎ — «призывание», «вызывание», «приглашение») и магии суфийского шейха Абу-ль-Муайяда из Гуджарата, озаглавленной «Джавахир-уль-Хамшах» (1549 год), приводятся несколько имен ангелов-хранителей: Исрафил , Джибраил , , Дардаил, Дурбаил, Рафтмаил, Шаркаил, Танкафил, Исмаил , Саракикаил, Кхарураил, Татаил, Руйяил, Хулаил, Хамвакил, Лулаил, Сархамаил, Аджмаил, Итраил, Амвакил, Амраил, Азраил , Микаил , Махкаил, Хартаил, Атаил, Нураил, Нукхаил .
    • ( араб. كراماً كاتبين ‎ — «почтенные писцы») или Атид ( араб. عتيد ‎ — «готовый») и Ракиб ( араб. رقيب ‎ — «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день . Вопреки мнению некоторых богословов, Ракиб и Атид — это не имена, а описание-эпитет ангелов, фиксирующих все дела человека .
  • мудаббират ( араб. مُدَبِّرَات ‎ — «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка .
  • муккосимат ( араб. مُقَسِّمَات ‎ — «те, кто распределяет») — ангелы, распределяющие указания Аллаха .
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микаила среди них:
    • заажират ( араб. زَّاجِرَات ‎ — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями ;
    • маляк аль-раат ( араб. ملك الرعد ‎ — «ангел грома») — один из помощников Микаила , отвечающий за облака, имеет огненные орудия, которыми гонит облака ;
    • маляк аль-джибаль ( араб. ملك الجبال ‎ — «ангел гор») — ангел-хранитель гор , известен под именем Джабил ( араб. جبيل ‎) (или Джабиил ), и упоминается Мухаммадом Бакиром Маджлиси в «Хайат аль-кулуб» (XVII век) ;
    • ангел, надзирающий над живыми (растения и животные) и неживыми (камни, почва и т. п.) «нижними» творениями, известен как Раббан-Нау ( араб. رب النوع ‎ — «господин видов»), и упоминается Мухаммадом Гийасом аль-Дином ибн Джал аль-Дин ибн Шараф аль-Дин Рампури в его толковом персидском словаре «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) ;
    • ангел, водящий солнце и т. п.
  • ангелы семи небес . Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо :
  1. сфера Луны , форма — коровы , ангел — Исмаил ;
  2. сфера Меркурия , форма — орлы , ангел — Микаил (или Шамаил );
  3. сфера Венеры , форма — стервятники , ангел — Сайдаяил (или Сайид );
  4. сфера Солнца , форма — лошади , ангел — Салсаил (или Салсафил );
  5. сфера Марса , форма — гурии , ангел — Калькаил ;
  6. сфера Юпитера , форма — небесные юноши ( гулямы ) или человекоголовые птицы , ангел — Самкхаил ;
  7. сфера Сатурна , форма — люди , ангел — Руфаил (или Бармаил ).
  • малаикат аль-архам ( араб. ملائكة الأرحام ‎ — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام ‎ — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
  • малаикат аль-маут ( араб. ملائكة الموت ‎ — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила , приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших :
    • назиат ( араб. نازعات ‎ — «вырывающие») или малаикат аль-азаб ( ملائكة العذاب ‎ — «ангелы наказания, обреченности») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел , с чёрными лицами, завернутые в грубые могильные ткани из преисподней, и пахнет от них падалью ;
    • нашитат ( араб. نَّاشِطَات ‎ — «извлекающие») или малаикат аль-рахмат ( ملائكة الرحمة ‎ — «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел ; имеют белое сияющее словно солнце лицо, завернуты в ткани из небесного шелка, и источают благоухание .
    • сабихат ( араб. سَّابِحَات ‎ — «плывущие») ;
    • сабикат ( араб. سَّابِقَات ‎ — «опережающие») .
  • хазана-и Джаннат ва Джаханнам — ангелы-стражи рая и ада .
    • аз-Забания ( араб. ‏الزبانية ‎, возможно «стражи» ) — 19 ангелов-истопников, «грубые и сильные», наказывающие грешников в аду и поддерживающие адское пламя . Возглавляет их ангел Малик (иначе Маалик араб. مالك ‎) — ангел, охраняющий ад; вероятно является одним и тем же что и ханаанский Молох ( др.-евр. מלך ‏‎ от מולך , греч. Μολοχ , лат. Moloch ) ;
    • хазанат-уль-джанна ( араб. خازنات ال جنة ‎) — стражи рая, возглавляемые известным из ранних хадисов Ридваном ( араб. رضوان ‎), другое его имя Исмаил ( араб. إسماعيل ‎).
  • джундалла ( араб. جند الله ‎ — «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми .
  • саффат ( араб. صافات ‎ — «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему .
  • таилят ( араб. زَّاجِرَات ‎ — «те, кто читает») — ангелы, читающие напоминание (перечитывающие слова, наставления Аллаха) , среди них известен Ридван .
  • сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха ( Зикр ) , и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан . Они же передают приветствия всех мусульман Пророку Мухаммеду. Возглавляет их Дардаил ( араб. دردائيل ‎), двукрылый ангел, одно крыло которого рубиново красное простирается до запада, а второе изумрудно зелёное, усыпанное жемчугом и рубинами — до востока, головой он подпирает Трон Аллаха, а ноги погружены глубоко в землю.
  • ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир ( араб. نكير ‎) и ( араб. منكر ‎), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир ( араб. مبشر ‎) и Башир ( араб. بشير ‎), которые опрашивают только не грешивших правоверных , или приходят в могилу после допроса, осуществленного Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно . Ряд богословов, например , сообщают, что ангелов все же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
  • аль-укуль уль-ашара ( араб. العشرة العقول ‎ букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.

Другие ангелы

Примечания

  1. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Encyclopédie de l’Islam. — Brill Online, 2014
  2. Ср. маних. ср.-перс. prystg — «посланник», и среднеиранское заимствование в грабар հրեշտակ , hreštak, вавил. иуд.-арам. פרסתקא, prestəqāʾ и сир. ܦܪܣܬܩܐ , prestəqāʾ — «царский стражник», «посланник».
  3. аль-Бакара
  4. Сахих Муслим — хадис № 2996
  5. См.: хадис № 587 // ابو الليث السمرقندي، نصر بن محمد / Наср ибн Мухаммед Абу аль-Лейс ибн Мухаммад ас-Самарканди , تنبيه الغافلين / Танбих аль-гафилин (Пробуждение беспечных). — Египет: аль-Иман, 1994. — С. 304. — 490 с.
  6. аль-Бакара
  7. Гафир
  8. аль-Анфаль
  9. аль-Мутаффифин
  10. ан-Ниса
  11. (англ.) . Encyclopaedia of Islam, THREE . Brill (12 декабря 2011). — «Gabriel (Ar. Jibrīl, as in the Cairo Qurʾān, or Jabrāʾīl; from Hebr. Gabrīʾēl, probably through Christian Palestinian Aramaic Gabrīl) appears in two passages of the Qurʾān (Q 2:97–98; 66:4).» Дата обращения: 5 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  12. аль-Бакара
  13. ан-Нахль
  14. аш-Шу‘ара
  15. аль-Кадр
  16. Ибн Касир , аль-Бидая ва-н-нихая, 1/50
  17. ас-Саджда
  18. Умар бин Сулайман аль-Ашкар. // Мир благочестивых Ангелов (‘Алам ал-малаика ал-абрар) / Вступ. сл., пер. с арабск. и прим. Э. Р. Кулиева . — М. : Издательство «Мир», 2008. — С. 38. — 116 с. — (Вероучения в свете Корана и Сунны, 2). — ISBN 978-5-904005-05-4 .
  19. аль-Хакка
  20. Тафсир аль-Байдави , Бомбейская редакция, Том II. — С. 23
  21. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 160. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
  22. Ибн Араби , Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя) / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. — СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — C. 115, 116. — 288 с. — (Памятники культуры Востока. т. 5). — ISBN 5-85803-040-8 , ББК Э 383-4, УДК 297.2:491.1
  23. аз-Зумар
  24. Тафсир аль-Байдави , Бомбейская редакция, Том II. — С. 23 ff.
  25. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 50, 261. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
  26. аль-Ан‘ам
  27. ар-Ра‘д
  28. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — PP. 15—16, 73—76. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
  29. Каф
  30. аль-Инфитар
  31. аз-Зухруф
  32. Алям Аль-Малаика Аль-Абрар, P. 18
  33. ан-Нази‘ат
  34. аз-Зарият
  35. ас-Саффат
  36. Ахмад ибн Ханбаль аш-Шайбани , аль-Муснад , 1/274
  37. ат-Тирмизи , Сахих Сунан, 2492/3117
  38. Абу Исхак аль-Гарби , Гъарибуль-хадис, 5/123/1-12
  39. ат-Табарани , Му’джам аль-Кабир, 12429
  40. , аль-Амали, 24/27/2
  41. ад-Дыя аль-Макдиси , аль-Ахадис аль-мухтара, 206—207
  42. Насируддин аль-Албани , от 27 мая 2015 на Wayback Machine
  43. Сахих аль-Бухари , от 3 марта 2016 на Wayback Machine
  44. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 223. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
  45. Allamah Muhammad Baqir al-Majlisi , The life and religion of Mohammed: as contained in the Sheeãh traditions of the Hyât-ul-Kuloob. / Transl., & ed. Merrick J. L. — Boston: Phillips, Sampson, and company, 1850. — P. 128
  46. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 531. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8 , ISBN 978-81-206-0672-2
  47. Murata S. , // Islamic Spirituality: Foundations. Vol. III. / Edit. Seyyed Hossein Nasr . — New York, NY: The Crossroads Publishing Co., 1987. — P. 328. — 450 p. — (World spirituality : an encyclopedic history of the religious quest, Vol. 19). — ISBN 0-8245-0767-3
  48. Seyyed Hossein Nasr . // The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Ed. by Mehdi Amin Razavi. — London—New York: Routledge, 2013. — P. 17. — 392 p. — ISBN 978-0-700-70314-2 .
  49. Ибн Касир . Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим. Т. 1—4. — Каир, б. г. — Т. 2. — С. 141
  50. аль-Анфаль
  51. ан-Нази‘ат
  52. достоверный хадис, записанный Ахмад ибн Ханбальем в « аль-Муснад », 4/278, 295, в ред. Абу Дауда , 3210
  53. хадис, записанный Ан-Насаи в « », 1/282
  54. хадисы, записанные Ибн Маджа в « Сунан Ибн Маджа », 1548—1549
  55. хадис, записанный Аль-Хакимом в « аль-Мустадрак », 1/37-40
  56. хадис, записанный Абу Дауд ат-Таялиси, 753
  57. ряд других рассказчиков с различными редакторами
  58. ан-Нази‘ат
  59. достоверный хадис, переданный Абу Хурайром и записанный Ан-Насаи в « », 1/260
  60. хадис, записанный Ибн Хиббаном в « Сахих Ибн Хиббана », № 773
  61. хадис, записанный Аль-Хакимом в « аль-Мустадрак », 1/352 и в «ас-Сахихайн», № 1309.
  62. аль-Мурсалят
  63. ан-Нази‘ат
  64. ан-Нази‘ат
  65. аль-Ан‘ам
  66. Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 154. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2
  67. аль-А‘ляк
  68. ат-Тахрим
  69. аль-Муддассир
  70. аз-Зухруф
  71. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 312. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
  72. Ибн Хишам Жизнеописание пророка Мухаммеда, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба, 268
  73. Аль ‘Имран
  74. аль-Анфаль
  75. ат-Тавба
  76. Аль-Ахзаб
  77. Muhalawi H. , от 4 июля 2017 на Wayback Machine . — Jakarta: Gema Insani Press, 2005. — P. 25—26. — xii, 300 hlm. — ISBN 979-56-0058-3
  78. ас-Саффат
  79. ас-Саффат
  80. Ибн ал-Араби , Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийя) / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. — СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 288 с. — C. 126. — (Памятники культуры Востока. т. 5). — ISBN 5-85803-040-8 , ББК Э 383-4, УДК 297.2:491.1
  81. Munir Ahmad Mughal. Code for Believers. — Lahore: Islamic Book Foundation, 1987. — P. 22. — 184 p. — (IBF publication, № 92). — ISBN 96-942-4092-1 .
  82. Muhammad Diyab al-Atlidi. The Martyrdom of Sald-ibn-Jubair // / Transl. from the arabic and annot. by Mrs. Godfrey Clerk. — London: Henry S. King & Company, 1873. — P. 185. — XVIII, 296 p.
  83. Indian Christian spirituality. / Edit. by D. S. Amalorpavadass. — Bangalore, India: National Biblical Catechetical and Liturgical Centre, 1982. — P. 191. — 384 p.
  84. Gardet L. L'Islam, Religion et Communauté. — Paris: Desclée De Brouwer, 1970. — P. 86. — 496 p. — (Foi vivante, 127).
  85. Hughes T. P. , A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 655. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8

Литература

Ссылки

  • . Фонд Ихлас. Дата обращения: 10 апреля 2013. 10 апреля 2013 года.
Источник —

Same as Малаика