Interested Article - Чернь (ювелирная)
- 2021-02-01
- 1
Чернь, или ниелло ( итал. niello , от лат. nigellus — тёмный, черноватый) — техника изобразительного и декоративно-прикладного , в частности ювелирного , искусства. Заключается в чернении углублённого (предварительно награвированного) рисунка на металле, главным образом на меди или серебре , смесью сульфидов серебра , свинца , меди , олова и серы с последующим прокаливанием , в результате чего «чернь» прочно сплавляется с основой, и последующей полировкой. Полировка усиливает контраст блестящей поверхности металла и тёмного рисунка. Такую «чернь» до обжига можно печатать на влажную бумагу аналогично офорту или резцовой гравюре .
История
Чернение по серебру и другими металлам было известно ещё в ювелирном искусстве античного мира , было усовершенствовано в Средневековье арабами и кельтами. Однако изобретателем «ниелло» Джорджо Вазари назвал флорентийского рисовальщика и гравёра XV века Мазо да Финигуэрру . Более того, Вазари привёл рассказ, согласно которому одна из итальянских прачек, развешивая мокрое бельё у себя во дворе, нечаянно часть его уронила на ниелло, которое выложил для сушки на солнце её сосед-ювелир. Когда она подняла бельё, то с удивлением обнаружила, что на нём отпечатался чернёный рисунок . Примечательно, что эту же историю пересказывают, объясняя происхождение техники офорта , и похожую относительно изобретения литографии .
Вазари подтверждал свои сведения тем, что именно Финигуэрра «первым в 1452 году догадался использовать приёмы чернения ювелирных изделий для печатания оттисков на бумагу с награвированной на металле печатной формы» . Это сделало художника ключевой фигурой в истории гравюры старых мастеров до начала двадцатого века. Однако постепенно стало понятно, что точка зрения Вазари, как и многие его утверждения относительно происхождения технических достижений, не может быть документально подтверждена. Как правило, Вазари преувеличивал значение родных ему флорентийцев. Ныне хорошо известно, что гравирование по дереву и металлу развивалось в Германии ранее, чем в Италии .
Именно в Германии, в частности в ювелирной мастерской Альбрехта Дюрера Старшего , а затем и его сына Альбрехта Дюрера Младшего в Нюрнберге , совершенствовалась техника чернения ювелирных изделий параллельно с развитием искусства гравирования по металлу. Этим ремеслом занимались последователи Дюрера: так называемые «малые нюрнбержцы» и кляйнмайстеры (художники малого формата). Их произведения называли по-итальянски: niellatura, а мастеров — «ниеллаторами» ( итал. niellatori ). Технику чернения по серебру применяли мастера стран Ближнего и Среднего Востока, Персии и Кавказа, например кубачинские мастера Дагестана. Чернь часто соединяют с финифтью — росписью эмалями, либо в перегородчатой технике (со «сканью и зернью»).
«Чернёвое дело» на Руси
В истории древнерусского искусства известны серебряные подвески , браслеты , лунницы с чернью русских мастеров X—XIII веков.
Древнейшее произведение, связанное с чернёвым делом, было найдено в языческом княжеском захоронении конца IX—начала X века — два сосуда из рогов тура в серебряной чеканной оправе из кургана Чёрная могила . Серебряные оковки турьих рогов из Чёрной могилы и оковки рукояти меча из дружинной могилы близ Золотых ворот в Киеве имеют такие же орнаментальные мотивы как на «некоторых поясных бляхах и наконечниках из Микульчиц , Поганьско (близ Бржецлава), Старого Места , Желенок и, особенно, на типичных великоморавских шаровидных украшениях-пуговицах — гомбиках , находки которых сосредоточиваются в области трёх крупных южноморавских центров и далее в Средней Чехии и Юго-Западной Словакии» .
Чернь широко применялась русскими ювелирами XV—XVI веках, наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в XVIII веке (см. Великоустюжское чернение по серебру ). Чернь широко используется в художественном промысле обработки металла в селе Кубачи .
Примечания
- Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: Искусство, 1987. — С. 17
- Das grosse Buch der Graphik. — Braunschweig, 1968. —S. 11—12
- Власов В. Г. Ниелло // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 232
- Levinson J. Early Italian Engravings from the National Gallery of Art. Catalogue. — Washington: National Gallery of Art, 1973. — LOC 7379624
- Ширинский С. С. от 29 сентября 2020 на Wayback Machine // Славяне и Русь. 1968. C. 215—223
- Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии // Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А. Г. Кузьмин. 2-е изд., М., 1999. С. 393—394).
- Цветков С. Э. от 6 июля 2020 на Wayback Machine . М.: Центрполиграф, 2012.
См. также
Литература
- Русский художественный металл, М., 1958: Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л., Русское черневое искусство, М., 1972; Rosenberg М., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer Grundlage. Abteilung: Niello. Darmstadt, 1907.
Ссылки
- Чернь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Черневые серебряные изделия // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 525—528.
- 2021-02-01
- 1