Китайский магазин
- 1 year ago
- 0
- 0
Китайский брак — традиционный ритуал для ханьского общества, характеризующийся предварительной договоренностью между семьями. В Древнем Китае женились только по указанию родителей, в современном обычны браки по любви.
Согласно конфуцианству брак имеет серьёзное значение как для семьи и общества, так и для культивирования добродетели. Традиционно считалось, что инцест, или кровосмешение — это брак между людьми с одинаковыми фамилиями [ источник не указан 890 дней ] . Поэтому, с точки зрения конфуцианской семьи, брак должен объединять семьи с разными фамилиями, что способствует продолжению рода по линии отца. В связи с этим рождение наследника-мальчика было предпочтительнее рождения девочки. Таким образом, преимущества и недостатки любого брака существенны для всей семьи, а не только для конкретных пар. В социальном отношении семья считается основной ячейкой общества. В китайской истории есть много примеров, когда брак оказывал влияние на политическую стабильность внутри страны и международные отношения. Со времен династии Хань правители определенных правящих племен, таких, как монголы , маньчжуры , гунны и турки , выбирали для брака женщин из императорской семьи. Во многие периоды китайской истории страной управляли жены или матери правящего императора.
В традиционном китайском понимании первобытные люди не женились, а вступали в беспорядочные сексуальные отношения [ источник не указан 890 дней ] . «Цивилизованное» китайское общество противопоставлялось «дикому», и частью конфуцианской «цивилизационной миссии» было определение того, что значит быть хорошим отцом, женой и так далее, и научить людей уважать отношения между членами семьи и упорядочить их сексуальное поведение.
Легенда о сестре Нюйва и брате Фу Си объясняет происхождение церемонии бракосочетания. Это предание встречается в произведении писателя эпохи Тан Ли Жуна . Нюйва и Фу Си были единственными людьми в мире и хотели соединиться узами брака, но одновременно им было стыдно за это. Они попросили у горы Куньлунь разрешения на брак и сказали, что если им позволено пожениться, пусть поднимется дым. Небеса дали им своё позволение, и тут же поднялся дым. Говорят, для того чтобы скрыть свою застенчивость, Нюйва закрыла лицо веером. В Китае такой обычай существует и сейчас .
Китайский брачный ритуал описан ещё в классике конфуцианства — трактате « Ли цзи » (глава 44 под названием «Хунь и»), входящем в « Пятикнижие » и созданном в начале нашей эры на основе более ранних конфуцианских произведений, в частности, « И ли » . Этот ритуал состоял из шести обрядов ( кит. упр. 六礼 , палл. лю ли ): нацай, вэньмин, нацзи, начжэн, цинци и циньин . Используемое в «Ли цзи» название всего брачного ритуала — 昏禮 ( кит. упр. 昏礼 , палл. хунь ли ), где первый иероглиф означает «вечер», это связано с тем, что шестой обряд, циньин, проводился в вечерние сумерки . По другой классификации, существует [ когда? ] 6 основных ритуалов, известных как три письма и шесть обрядов (三書六禮) [ источник не указан 890 дней ] .
После встречи жених и невеста садятся в экипаж, и в течение трёх оборотов колеса жених управляет им. Затем в разных экипажах жених и невеста направляются в дом жениха, где начинается свадебный пир. На другой день невеста совершает важную церемонию поклонения родителям жениха .
Для традиционного китайского общества характерно три способа аннулирования брака . Первый способ расторжения брака — по обоюдному согласию. Согласно своду законов династии Тан (618—907), брак может быть расторгнут при условии личной несовместимости супругов, при этом муж должен написать бракоразводное письмо.
Второй способ — санкционированное признание брака недействительным. Это касается ситуации, когда один из супругов совершает серьёзное преступление против другого или его (её) семьи.
И, наконец, муж может в одностороннем порядке объявить о расторжении брака. Чтобы быть юридически признанным, оно должно быть основано на одной из следующих семи причин [ источник не указан 890 дней ] :
Очевидно, что эти причины были наиболее удобны для мужа и его семьи. Однако существует три четко определенных исключения, при которых развод невозможен, даже если имеет место одна из семи причин:
Вышеупомянутый закон об односторонних разводах действовал со времен династии Тан и был окончательно отменен после принятия Гражданского кодекса Китайской республики (раздел 5) в 1930 году [ источник не указан 890 дней ] .
Традиционная культура не запрещает, но и открыто не одобряет многожёнство (кроме случаев, когда они совершаются при необходимости рождения наследника). На практике же такие браки ограничиваются как количеством жён, так и материальным положением мужа, ибо он должен быть способен содержать всех жён. Таким образом, многожёнство, в основном, характерно для высших и средних классов общества, в то время как моногамия является нормой для всего остального населения.
Среди дворянства династии Чжоу практиковался сорорат , который продолжил существовать и в более поздние периоды [ источник не указан 890 дней ] .
Большинство императоров имело одну жену и множество наложниц, однако императоры некоторых сравнительно несущественных династий имели по несколько жен. Император Цяньлун династии Цин разрешил многожёнство для рождения наследников в другой семейной ветви. Это так называемое «многократное наследие», то есть если мужчина — единственный сын своего отца, а у его дяди нет детей, то в таком случае, по обоюдному согласию, он может взять ещё одну жену. Ребенок-мальчик от такого брака становится внуком дяди и его наследником.
Полиандрия у ханьцев была запрещена и считалась безнравственной; в то же время, она встречалась у других народов, проживавших на территории Китая.
Женщина, состоящая во внебрачном сожительстве с женатым мужчиной, считается младшей, и предполагается, что должна подчиняться жене мужа. Женщины, вступавшие в такие отношения, были ущемлены в правах, а отношения не накладывали на мужчину особых ограничений. Наложницы обычно происходили из низших социальных слоев, многие были рабынями. Из-за того, что для брака требовалось согласие родителей, сбежавшие из семьи женщины могли становиться только наложницами. Количество наложниц ограничивалось в соответствии с занимаемым мужчиной социальным положением. Императоры практически всегда имели несколько королевских наложниц.
Существуют и другая форма сожительства, «две главные жены» [ источник не указан 890 дней ] . Традиционно замужняя женщина должна жить в семье мужа. Но когда муж вынужден жить вдали от семьи, жена должна остаться в доме его родителей и заботиться о них. Мужчина, который постоянно находится в разлуке с женой, например, купец, может жениться на другой женщине и вести с ней отдельное домашнее хозяйство. Из-за географической отдаленности вторая жена часто считает себя полноправной во всех аспектах, хотя законным такой брак не признается, и с ней (второй женой) обращаются, как с наложницей. В Китае, в тех случаях, когда первая жена не может родить наследника для продолжения рода, то только тогда законно признается вторая жена.
Такая практика привела к недавнему росту полигамных браков на материковом Китае. После открытия границы с Китаем в 1970 г. бизнесмены из Гонконга и Тайваня начали брать на материке вторых жен [ источник не указан 890 дней ] . Эта практика распространилась и среди материковых обеспеченных китайцев.
В соответствии с китайским уголовным правом, женатые люди, которые оставляют дом, чтобы жить с любовницами, считаются двоеженцами [ источник не указан 890 дней ] .