Interested Article - Стили китайской каллиграфии

При создании китайской каллиграфии знаки китайского письма обычно изображаются в соответствии с правилами одного из пяти наиболее известных стилей. Они развивались вместе с китайским языком.

Стили

Основные стили китайской каллиграфии
Чжуаньшу Лишу Синшу Цаошу Кайшу
Ханьцзы ( трад. ) , кандзи , ханча , ) 篆書 隸書
(яп 隷書 )
行書 草書 楷書
Ханьцзы ( упр. ) 篆书 隶书 行书 草书 楷书
Пиньинь , система Палладия zhuànshū , чжуаньшу lìshū , лишу xíngshū , синшу cǎoshū , цаошу kǎishū , кайшу
Система Поливанова тэнсё рэйсё гё:сё со:сё кайсё
Хангыль , система Концевича 전서 , чонсо 예서 , йесо 행서 , хэнъсо 초서 , чосо 해서 , хэсо
Куокнгы , транскрипция triện thư , чьентхы lệ thư , летхы hành thư , ханьтхы thảo thư , тхаотхы khải thư , кхайтхы
Изображение

При написании каллиграфии используются также местные упрощения (например, синдзитай ).

В японской каллиграфии используется катакана и хирагана . Катакана произошла от стиля кайшу , а хирагана — от цаошу . Аналогично, в Корее для каллиграфии используется хангыль .

Чжуаньшу

Чжуаньшу , «иероглифы печати» , появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь , а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.

Существует два его основных варианта: «большая печать» ( кит. 大篆 , пиньинь dàzhuàn , палл. дачжуань ) и «малая печать» ( кит. 小篆 , пиньинь xiǎo zhuàn , палл. сяочжуань ).

В конце XX века этот стиль в основном использовался для инканов . Хотя сама печать изготавливается из древесины, жадеита и других материалов, надпись для оттиска выполняется кистью и тушью.

Большинство китайцев не могут читать чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией .

Лишу

Лишу развился из вульгарного варианта чжуаньшу во время царствования династии Хань , во II веке н. э. .

Одна из наиболее характе́рных черт лишу — расширяющийся «хвост» горизонтальных и диагональных черт , называющийся по-китайски «голова шелковичного червя и гусиный хвост» кит. упр. 蠶頭雁尾 , пиньинь cántóu yànwěi , палл. цаньтоу яньвэй .

Лишу доступен для чтения владеющим кайшу , хотя архаичный лишу времён династии Цинь сложен для чтения, поэтому современные надписи в этом стиле обычно выполнены поздним лишу.

Синшу

Синшу , «бегущий стиль», имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом . Кисть редко отрывают от бумаги. Это самый новый из стилей, произошедший из кайшу .

Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.

Цаошу

Цаошу , или «травяной стиль» — это полноценный рукописный курсив , произошедший из лишу , для чтения которого нужны специфические навыки. Даже умеющий читать синшу не в состоянии прочесть цаошу без обучения.

Иероглифы в цаошу пишутся без отрыва кисти, зачастую перетекая друг в друга. Для создания «прекрасного» внешнего вида надписи черты подвергаются модификации или вовсе опускаются. Округлые знаки цаошу и лигатуры трудны для прочтения, поэтому цаошу широко никогда не использовался .

Хирагана произошла из цаошу.

Кайшу

Кайшу — самый популярный и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием . Популярным кайшу стал во время правления Южных и Северных династий . Он произошёл из тщательно написанного лишу . Все черты иероглифов кайшу разделены, кисть в процессе отрывается от бумаги столько раз, сколько отдельных черт в иероглифе.

Кайшу — первый стиль, которому учат иностранцев и маленьких детей, а также обучающихся каллиграфии.

Эдомодзи

Эдомодзи ( яп. 江戸文字 ) — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо , предназначенный для рекламы и вывесок . Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.

Кантэйрю
  • Кантэйрю ( яп. 勘亭流 кантэйрю: , стиль Кантэя) использовался для оформления программок к спектаклям Кабуки и ракуго . Изобретён ( яп. 岡崎屋 勘六 ) , название стиля происходит от прозвища Окадзакии: «Кантэй» ( яп. 勘亭 ) .
Ёсэмодзи
  • Ёсэмодзи ( яп. 寄席文字 , буквы для театра ёсэ ) — комбинация стилей «кантэйрю» и «тётин-модзи», использовался для оформления афиш и листовок.
Кагомодзи
  • Кагомодзи ( яп. 篭文字 , буквы в клетках) — обычно изображается лишь внешний контур толстых квадратных знаков кагомодзи.
Хигэмодзи
  • Хигэмодзи ( яп. 髭文字 , усатые буквы) — у знаков хигэмодзи имеются «усики». Ими оформляют упаковку какигори и рамунэ , а также бочки с саке .
Сумомодзи
  • Сумомодзи ( яп. 相撲文字 сумо:модзи , буквы для сумо ) — используется в рекламных плакатах и программках сумо .
Тётин-модзи
Какудзи
  • Какудзи ( яп. 角字 , угловатые буквы) — используется для печатей.

Као

Као Тоётоми Хидэёси

Као — стилизованная каллиграфическая подпись, которая имелась у многих императоров, сёгунов и политиков.

См. также

Примечания

  1. , p. 130.
  2. , p. 67.
  3. Qiu 2000; p.59, 104, 106, 107 & 108
  4. , p. 34.
  5. .
  6. .
  7. , p. 70.
  8. .
  9. , p. 90.

Источники

Общие источники
  • Barrass G.S. , British Museum. . — University of California Press, 2002. — С. 19. — ISBN 9780520234512 .
  • Qiú, Xīguī 裘錫圭. Chinese writing (неопр.) . — University of California, Berkeley : The Society for the Study of Early China and The Institute of East Asian Studies, 2000. [English translation by Gilbert L. Mattos and Jerry Norman of Wénzìxué Gàiyào 文字學概要, Shangwu, 1988.]
  • Xing J.Z. . — Hong Kong University Press, 2006. — С. 103. — ISBN 9789622097629 .
  • Chiang Y. . — Harvard University Press, 1973. — (@Havard paperback). — ISBN 9780674122260 .
  • Chen T. . — Cambridge University Press, 2011. — (Introductions to Chinese Culture). — ISBN 9780521186452 .
  • Han J. . — Cambridge University Press, 2012. — С. 42. — (Chinese Characters). — ISBN 9780521186605 .
  • Norman J. . — Cambridge University Press, 1988. — (Cambridge Language Surveys). — ISBN 9780521296533 .
  • Richie D. . — Stone Bridge Press, 1998. — (Japanese culture / Film). — ISBN 9780962813740 .
  • Self C. , Self S. . — Tuttle Publishing, 2012. — ISBN 9781462905812 .
Древние стили
  • Boltz, William G. The origin and early development of the Chinese writing system (англ.) . — New Haven: The American Oriental Society, 1994.
  • Keightley, David. (англ.) . — Berkeley: University of California Press, 1978.
  • Norman, Jerry. (неопр.) . — Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Ссылки

  • by Ngan Siu-Mui
  • : a searchable dictionary with information about character formation
  • : Explanation of the forms of Chinese Characters; of their ideographic nature. Based on the Shuo Wen, other traditional sources and modern archeological finds.
Источник —

Same as Стили китайской каллиграфии