Interested Article - Суньятсеновка

Китайский френч («Одежда Чжуншань», «френч Мао»)
Сунь Ятсен

Суньятсе́новка ( кит. 中山裝 , пиньинь Zhōngshān zhuāng , палл. Чжуншань чжуан ), он же френч Мао — разновидность френча , а также стиль мужского костюма , внедрённый Сунь Ятсеном вскоре после основания Китайской Республики в качестве современной формы , хотя и с ярко выраженным политическим и, позже, правительственным подтекстом.

После окончания Гражданской войны в Китае и основания КНР в 1949 году эта одежда стала широко носиться мужчинами и правительственными лидерами Китая как символ пролетарского единства и восточный аналог пиджака западного делового костюма . Название «френч Мао» происходит от любви Мао Цзэдуна к ношению его на публике, поэтому в представлении западного обывателя эта одежда стала часто ассоциироваться с ним и социалистическим Китаем вообще . Несмотря на то, что в 1990-е годы они перестали быть популярными у широкой публики Китая из-за увеличения влияния западной моды, они по-прежнему широко используются китайскими лидерами во время участий в важных государственных церемониях и при исполнении своих правительственных обязанностей.

В 1960-х и 1970-х годах френч Мао стал модным среди западноевропейских, австралийских и новозеландских социалистов и интеллектуалов. Иногда его носили поверх водолазки .

История

Ко времени Синьхайской революции и последующего основания республики китайская одежда была основана на одежде правивших с 1644 г. маньчжуров , навязанной покорённым китайцам вместо исконной традиционной одежды . Революционеры, состоявшие из ханьцев , (титульная нация Китая) считали, что империя Цин была неспособна защитить Поднебесную от иностранного влияния, включая интервенции, а также безнадёжно отставала от стран Запада в научно-техническом прогрессе. Ещё до непосредственно революции среди правящей элиты старые формы традиционной одежды постепенно теряли популярность, что привело к появлению и развитию новых элементов китайской/ханьской одежды, сочетавших в себе элементы общеевропейской и маньчжурской одежды. Одним из результатов этого явления и стал френч-суньятсеновка.

Френч стал компромиссом между отвержением китайской/маньчжурской одежды и массовым внедрением западного костюма, что таким образом удовлетворяло настрои революционеров. Непосредственное участие в разработке принял и лично сам Сунь Ятсен, в том числе основываясь на опыте жизни в Японии (в частности, суньятсеновка была основана на японской кадетской униформе). У нового предмета одежды были и другие особенности: вместо трех скрытых карманов пиджака западного костюма-тройки, френч-суньятсеновка обладала четырьмя наружными карманами, сохраняя традиционные китайские представления о балансе и симметрии; также имелся внутренний карман. Со временем в стиль костюма были внесены незначительные изменения. Первоначально на френче было семь пуговиц , затем их количество уменьшилось до пяти.

После того, как неоднократные попытки добиться поддержки и признания со стороны западных стран провалились, правительство Гоминьдана в Гуанчжоу во главе с Сунем добилось получения помощи (советниками и стрелковым оружием) от Советской России , которая рассматривала его как возможного революционного союзника против западных интересов на Дальнем Востоке; китайский национализм в то время был подвержен сильному негодованию западными державами (особенно из-за принудительной аренды у империи Цин этими державами некоторых китайских морских портов и дискриминации проживающих в них местных китайцев экстерриториальными лицами и учреждениями). В результате этого геополитического сотрудничества Сунь согласился позволить членам недавно созданной Коммунистической партии Китая влиться в Националистическую партию — стать членами Гоминьдана; это не был союз, объединение или альянс двух партий. В результате ранние члены Коммунистической партии также приняли эту одежду в знак вступления в ряды Националистической партии. По иронии судьбы, из практики использования этой одежды в течение этого ослабленного политического «брака по расчету», который вскоре был разведён кровавым путём ( в 1927 году ), впредь все азиатские марксистские движения и правительства будут рассматривать эту одежду как стандарт политической принадлежности, и она будет продолжать быть присущей обеим сторонам горьких китайских гражданских войн, длящихся десятилетиями.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 году стали ходить представления о символическом предназначении френча и его элементов, прежде всего революционным и патриотическим. Так, говорили, что четыре кармана символизируют четыре добродетели, упомянутые в сборнике философских трактатов « Гуань-цзы »: пристойность, справедливость, искренность и чувство стыда. Пять пуговиц на вырезе, в свою очередь, как считалось, олицетворяют пять ветвей власти: законодательную, исполнительную, юридическую, надзорную и экзаменационную. Три пуговицы на каждой манжете, в свою очередь — сформулированные Сунь Ятсеном три народных принципа : национализм, народовластие и народное благосостояние. Поскольку данный френч шьётся из одного куска ткани, в отличие от верхних частей западных костюмов, шьющихся из двух кусков; считалось, что таким образом олицетворяется единый и миролюбивый Китай.

Чан Кайши и Мао Цзэдун во френчах на мирных переговорах в Чунцине , 1945

В 1920-1930-х гг. суньятсеновка была форменной одежды всех гражданских служащих гоминьдановского национального правительства , во главе которого стоял Чан Кайши . Также вариант суньятсеновки, приспособленный к боевым условиям вошёл в основу гоминьдановской Национально-революционной армии , прошедшей в ней через Вторую японо-китайскую войну 1937-1945 гг. Хотя в 1930-е годы, ввиду возросшей немецкой военной помощи гоминьдановцам в виде отправки советников, поставок оружия и снаряжения, китайская военная униформа и военное снаряжение того периода во многом стали похожими на форму рейхсвера , а затем вермахта (в частности, употреблялся штальхельм ).

После победы коммунистов, и особенно в течение руководства Китаем Мао Цзэдуном, суньятсеновка получила широкое распространение среди мужского населения континентального Китая в качестве символа пролетарского единства, наибольшей популярностью она стала пользоваться во время культурной революции культурной революции 1966-1976 гг. Её регулярно носили члены КПК вплоть до 1990-х годов. В частности, френч оставался стандартной формальной одеждой для первого и второго поколений руководителей КНР , таких как Дэн Сяопин . На протяжении 1990-х годов частота ношения суньятсеновки партийными руководителями, включая Цзян Цзэминя стала уменьшаться, и китайские политики всё более переходили на западные костюмы-двойки. Френч Цзян Цзэминь носил только в особых случаях, например, на государственных банкетах. Ху Цзиньтао также носил френч Мао только в особых случаях, таких как церемония, посвященная 60-летию Китайской Народной Республики в 2009 году . Ху Цзиньтао однажды даже появился на торжественном ужине, прошедшем в США в принятом для подобных случаях костюме «black tie» с смокингом , а не во френче, чем привлёк к себе некоторую критику из-за неправильного подбора одежды по официальному случаю. Однако в администрации Си Цзиньпина френч был возвращён в качестве официальных дипломатической униформы и вечернего наряда.

На Тайване после смерти Чан Кайши френч-суньятсеновка встречается очень редко, более того, с учётом более жаркого, чем на континенте, климата; до 1970-х гг. там использовалась модифицированная версия, у которой воротник и его нижнее застёгивающееся сужение были понижены до середины одежды, благодаря чему воротник стал открытым, незастёгивающимся, подобно западному пиджаку.

Символ национального суверенитета

Френч-суньятсеновка носится на самые важные официальные церемонии в качестве символа национального суверенитета Китая. Наиболее видные политические деятели КНР всегда носят френчи Мао на военных парадах в Пекине даже несмотря на то, что заместитель председателя КНР и другие члены Политбюро носят там же западные деловые костюмы. Обычное дело для лидеров КНР — носить френчи Мао при посещении торжественных обедов и ужинов, что заменяет принятый на Западе смокинг.

Френч Мао также служит дипломатической формой в КНР. Хотя послы КНР обычно носят западные деловые костюмы, многие из них предпочитают носить френч Мао, когда они вручают главам других государств их верительные грамоты . Церемония вручения является символом дипломатического признания , существующего между двумя странами, поэтому она носит более высокий уровень формальности, чем другие дипломатические встречи.

Френчи, подобные суньятсеновке, также носит партийное руководство во Вьетнаме и КНДР .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 августа 2017. 28 августа 2017 года.
  2. . Дата обращения: 27 августа 2017. 28 августа 2017 года.
  3. . Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано из 28 августа 2017 года.
Источник —

Same as Суньятсеновка