Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище
- 1 year ago
- 0
- 0
Бэйянское военное училище ( кит. упр. 北洋武備学堂 , пиньинь Beiyang wybei xuetang , палл. Бэйян убэй сюэтан ) — китайское военно-учебное заведение, созданное в рамках проведения правительством империи Цин политики самоусиления. Располагалось в ставке Ли Хунчжана — городе Тяньцзинь . По месту расположения также может называться в ряде источников Тяньцзиньским военным училищем ( кит. упр. 天津武备学堂 , пиньинь Tianjin wubei xuetang , палл. Тяньцзинь убэй сюэтан ).
В старых Восьмизнаменных войсках офицерские должности занимались по наследству. В новых войсках (Сянская, Хуайская и другие армии ранних милитаристов) на высших командных должностях находились люди, выдвинувшиеся в годы подавления национально-освободительных и крестьянских движений в 1850-1870-е годы, а младшие командные должности замещались наиболее сильными, смелыми и расторопными солдатами, однако ни старшие, ни младшие офицеры не имели современного военного образования. Это создавало большие сложности при управлении войсками — современное вооружение требовало более тщательной подготовки комсостава, однако китайские офицеры по уровню знаний не соответствовали даже обычному грамотному унтер-офицеру европейских армий.
Понимая это, Ли Хунчжан направлял офицеров подконтрольной ему Хуайской армии за границу. Несколько раз небольшие группы китайских командиров выезжали в Германию, по образцу вооруженных сил которой Ли Хунчжан хотел построить свою армию. Например, в 1877 году Ли Хунчжан направил в Германию группу из 7 офицеров, из которых 2 пришлось отозвать за нерадивость и слабую дисциплину, 1 умер от болезни, 3 закончили трехгодичные курсы пехотных офицеров и лишь последний — Ван Дэшэн — не только прошел трехгодичный курс обучения, но и был оставлен в Берлине для прохождения спецкурса. Вернувшись в Китай в 1881 году, он получил генеральский чин цзунбин и возглавил личную гвардию Ли Хунчжана. Другой из обучавшихся в Германии офицеров — Ча Ляньбяо — был направлен в Шэньцзиин для обучения знаменных солдат современной тактике.
Опыт командировки курсантов в Германию выявил ряд сложностей — языковой барьер, дороговизна обучения, непривычные климатические условия. Все это не позволяло широко практиковать отправку курсантов за рубеж. Поэтому знания обученных за рубежом офицеров старались как можно шире распространять в Хуайской армии. На китайский язык активно переводились немецкие уставы, однако основная работа по подготовке и воспитанию солдат еще в начале 1880-х годов лежала на иностранных инструкторах. По свидетельствам очевидцев, цинские офицеры на маневрах обычно лишь присутствовали в качестве зрителей, не имея при себе оружия, а если брались командовать, то неплохо вымуштрованные подразделения тут же начинали давать сбои при перестроениях.
Безусловно, большую роль здесь играло в общем негативное отношение китайцев к военной службе — если у человека была возможность сделать гражданскую карьеру, то он сознательно избирал её. В военные шли лишь те, кто не имел возможности оплатить дорогостоящее обучение конфуцианскому канону и не обладал литературными дарованиями. В глазах знати и простонародья эти люди были грубыми солдафонами, неотесанными дубинами, чье место должно было быть определено раз и навсегда. К тому же, в народе считалось, что военное дело очень несложно само по себе — достаточно хорошо научиться ездить верхом и стрелять из лука, а в бою не бояться смерти. Это суждение могло быть справедливым еще в годы ожесточенной междоусобной войны 1850—1864 годов, однако сражения франко-китайской войны 1884—1885 годов показали всю несостоятельность этого мнения — хорошо вооруженные современным оружием китайские войска, несмотря на отдельные успехи в боях с французами, все же оказались не на высоте именно благодаря неумелым и противоречивым действиям командования.
Высший комсостав, в отличие от низшего, не имел современного военного образования вообще. Этим и было обусловлено плохое качество командования цинскими войсками в ходе боевых действий против французов и японцев. Большая часть генералов новых войск являлась выходцами из потомственных семей военных или мелких помещиков, поддержавших маньчжурский режим в ходе Тайпинской войны. Свои войска они формировали на основе отрядов сельской самообороны туаньлянь , сохранявшихся в Китае вплоть до установления власти КПК в 1949 г. и образования КНР. Командование такими подразделениями, по сути, являвшимися феодальными дружинами, иногда вооруженными современным огнестрельным оружием, не выходило за рамки личной смелости и инициативы, превосходства в знании боевых искусств и некоторого навыка в администрировании. При этом многие из генералов действительно хорошо зарекомендовали себя в боях, будучи лично смелыми воинами.
После окончания войны Ли Хунчжан, учитывая накопленный опыт, открыл в городе Тяньцзинь Бэйянское военное училище, которое готовило младших офицеров для армии. Первым командиром училища был назначен Ли Цзунлянь (кит. 李宗濂). В училище имелись пехотное, кавалерийское, артиллерийское и саперное отделения, а с 1890 года было добавлено железнодорожное отделение. Существовало 2 типа курсов — пятилетний, после которого курсант получал офицерское звание, и краткий (около года), после чего курсант выпускался в войска унтер-офицером. Курсантов на полный курс обучения принимали в возрасте от 13 до 16 лет. При поступлении курсанты давали клятву верно служить и прилежно изучать предметы, не отлучаться из училища, не жениться и не сдавать экзамены на гражданскую должность на время обучения. Первые 3 года курсанты изучали английский или немецкий языки, математику, механику, астрономию, естественные науки, географию, топографию и проходили курс китайской истории и классической литературы. На 4 и 5 курсах курсанты изучали артиллерийское дело, строевую службу, фортификацию и другие военные дисциплины. Об успехах курсантов сообщали императору после проведения очередных экзаменов.
Училище было невелико — в лучшем случае, до войны 1894—1895 годов было выпущено несколько сотен младших командиров для Хуайской армии. Однако это был большой шаг вперед по сравнению с состоянием обучения комсостава до 1885 г. Большинство армейских офицеров старой школы получало лишь традиционное военное образование — изучая средневековые военные каноны и боевые искусства. Бэйянское военное училище обеспечивало армию только младшими офицерами. Офицеры старой закалки не считались с ними, презрительно именуя их «молодыми выскочками», а те, в свою очередь, вполне справедливо отзывались о старших товарищах как о полных невеждах в военном деле. Между офицерами старой и новой школ имела место постоянная глухая вражда.
Периодически курсантов отправляли для армейской практики в гарнизоны Люйшунькоу и Шаньхайгуани , но если выпадала оказия, их привлекали к более опасным заданиям. Так, в 1891 году отряд курсантов был направлен на подавление восстания сектантов в Жэхэ , а в 1893 году курсанты Бэйянского училища сопровождали генерала Не Шичэна в опасной инспекционной поездке по кишевшей бандами хунхузов Маньчжурии, где им пришлось проводить топографическую съемку региона.
Летом 1894 г. курсанты Бэйянского военного училища отлично зарекомендовали себя в Корее — проводили топографические съемки, вели разведку местности, принимали участие в строительстве фортификационных сооружений, командовали отдельными частями цинских войск. Курсанты Юй Гуансинь, Чжоу Сяньчжан, Ли Гохуа и Синь Дэлинь геройски погибли в битве при Сонхване 29.07.1894.
Находившийся в подчинении Не Шичэна выпускник Бэйянского училища Фэн Гочжан в 1895 году обеспечивал поставку оружия и боеприпасов для частей цинской армии и народного ополчения, защищавшего Ляоян, а также курировал вопросы связи со ставкой Не Шичэна.
Один из первых выпускников училища — Дуань Цижуй — после возвращения со стажировки в Германии служил артиллерийским инструктором в гарнизоне Вэйхайвэя.
В 1900 году цинское командование приняло решение распустить личный состав училища, чтобы сохранить кадры, но 90 курсантов отказались покинуть городок училища и остались охранять его во время боевых действий в районе Тяньцзиня. После начала наступления союзных войск на позиции Цинов у Тяньцзиня училище подверглось артобстрелу, вызвавшему большой пожар. При последовавшем за этим штурме все курсанты погибли, защищая училище. Постройки военного городка были серьёзно разрушены и повреждены.
После окончания активной фазы боевых действий Юань Шикай , возглавивший Бэйянскую клику , попытался восстановить училище. Развалины были разобраны, рабочие подготовили площадки под строительство фундаментов новых корпусов, но после подписания Заключительного Протокола, завершившего войну, оказалось, что Тяньцзинь будет полностью демилитаризован и все военные и учреждения должны покинуть город. От идеи восстановления училища в Тяньцзине пришлось отказаться и перенести его в провинциальный центр провинции Чжили — город Баодин. В 1902 году в Баодине было открыто Баодинское военное училище — преемник Бэйянского военного училища, ставшего кузницей кадров для Бэйянской армии и опорой Бэйянской клики.
Бэйянское военное училище послужило кузницей кадров для Республиканского Китая. Многие офицеры, окончившие Бэйянское училище и принимавшие участие в японо-китайской войне, впоследствии заняли видные посты в правительстве Китая, а ряд генералов-выходцев из Бэйянского училища даже стал президентами и премьер-министрами Китайской Республики.
Президенты Китая :
Военные и политические деятели :