Interested Article - Крупник, Игорь Ильич
- 2021-12-11
- 1
И́горь Ильи́ч Кру́пник (род. 1951 , Ростов-на-Дону , РСФСР , СССР ) — советский , российский и американский этнограф , историк , антрополог ; специалист по национальным меньшинствам и северным народностям . Еврейский общественный деятель .
Ведущий антрополог Смитсоновского института (c 1991 ) , заведующий отделом антропологии.
Ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва .
Доктор биологических наук ( 1990 ), кандидат исторических наук ( 1977 ).
Биография
В 1973 году окончил Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова .
В 1976 — 1991 годах — сотрудник Института этнографии АН СССР имени Н. Н. Миклухо-Маклая . Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Факторы устойчивости и развития традиционного хозяйства народов Севера: К методике изучения этноэкологических систем».
Учёный секретарь комиссии этнографии Московского филиала Всесоюзного географического общества .
В конце 1970-х — начале 1980-х годов изучал древние поселения эскимосов .
В 1990 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора биологических наук по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».
С 1991 года — ведущий антрополог Смитсоновского института . Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).
Преподаёт в университетах США.
Семья
- Отец — Илья Наумович Крупник (1925—2023), писатель.
Научная деятельность
Специалист по национальным меньшинствам, в первую очередь северным.
Предложил выделять в истории оленеводства три стадии: мобильных охотников-рыболовов с транспортным вспомогательным оленеводством; кочевых охотников с крупностадным транспортным оленеводством; высокоспециализированных кочевников-оленеводов .
Один из проектов Игоря Крупника в Центре арктических исследований, «Сику» (по-эскимосски лёд ), относится к этнолингвистике и связан с разными названиями состояний льда в эскимосско-алеутских языках , которых в разных диалектах набралось больше ста .
Деятельность Игоря Крупника в Институте этнографии АН СССР в советское время выходила за рамки научной — в общественную и, дальше, в диссидентскую . Искандер Измайлов так писал об этой стороне жизни Крупника:
Самым настоящим диссидентом был Игорь Крупник, в конце концов уехавший из страны, но в те годы он будировал общественность различными мероприятиями, прямо не запрещёнными, но подпадавшими под негласный запрет. Так, он в Московском филиале Всесоюзного географического общества (при АН СССР) организовал несколько семинаров, в т. ч. и по крымчакам и крымским татарам , куда пригласил и Д. Исхакова , сделавшего выступление на этом семинаре о татарах казанских .
Еврейская общественная и научная деятельность
На рубеже 1970-х — 1980-х наряду с Михаилом Членовым , и некоторыми другими советскими учёными-этнографами стал одним из наиболее активных сторонников возрождения советской иудаики и фактическим еврейским общественным деятелем в условиях невыраженного государственного антисемитизма .
Один из основателей в 1981 году Еврейской историко-этнографической комиссии (ЕИЭК). В 1981 — 1987 годах был учёным секретарём ЕИЭК.
Наталия Юхнёва вспоминала о встрече с Игорем Крупником в 1984 году :
…В Москве я встретилась с Игорем Ильичом Крупником. В нашем институте он занимался этнографией народов Севера. Кроме того, возглавлял этнографическую комиссию в московском филиале Географического общества , организовал там интересные циклы докладов, среди них были и доклады по иудаике: Географическое общество давало для этого известные возможности, в нём сохранялся более или менее свободный дух и стиль. Игорь сидел за машинкой в пустой комнате своего отдела и печатал статью о лахлухах (курдистанских евреях), написанную им совместно с , который был тогда аспирантом нашего института. Я попросила посмотреть.
— Вам интересно? <…> Смотрите, — говорил Игорь, — тут что ни фраза, то слово евреи. Вот редактор-то испугается!
Статья появилась на страницах журнала «Советская этнография» только через четыре года — во втором номере за 1988 г.
Автор серии статей об истории этнографического изучения российских евреев, о еврейских музейных и архивных фондах. Идентифицировал еврейские коллекции Государственного музея этнографии народов СССР как часть считавшегося утраченным собрания этнографической экспедиции Семёна Ан-ского .
Содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства. Организатор и председатель первой после долгого перерыва еврейской конференции в Москве в 1989 году «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога».
Библиография
- Арутюнов С. А. , Крупник И. И. , Членов М. А. Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. — М., 1982.
- Крупник И. И. Основные направления этноэкологии американской Арктики. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. — 1988.
- Крупник И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / Отв. ред С. А. Арутюнов . — М.: Наука , 1989. — 270 с.
- Крупник И. И. Питание и экология хозяйства ненцев Большеземельской тундры в 20-х годах XX в. // Некоторые проблемы этногенеза и этнической истории народов мира. М., 1976.
- Крупник И. И. Проблемы этнографического изучения евреев в СССР // Советиш геймланд . — 1982. — № 8.
- Крупник И. И. , Лахлухи — курдистанские евреи в Закавказье // Советская этнография . — 1988. — № 2.
- Крупник И. И. Древние эскимосские китобои в Арктике: «бойни детенышей» или интуитивная экология? // Экологические аспекты палеоантропологических и археологических реконструкций, под редакцией директора ИА РАН, чл.корр. РАН В. П. Алексеева. М., 1992.
- Крупник И. И. Гренландцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . — М.: Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 142.
- Крупник Игорь , Михайлова Елена . // . — 2006. — № 4. — C. 188—219.
Примечания
- . Дата обращения: 29 мая 2023. 29 мая 2023 года.
- . Дата обращения: 29 мая 2023. 29 мая 2023 года.
- Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия , 2007. — С. 225—226.
- Родионова Наталья . от 20 сентября 2014 на Wayback Machine // Region 87.
- Измайлов Искандер . (недоступная ссылка) // . — 2012 . — 18 января .
- ↑ . Минувшее проходит предо мной // Нева . — 2006 . — № 4.
Литература
- // Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Бранновер. — Т. 2. — М.: Эпос, 1995. — С. 98.
- Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия , 2007. — С. 225—226.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-12-11
- 1