Interested Article - Японский фарфор

Ажурная курильница, перфорированный фарфор; последняя четверть XVIII века

Японский фарфор фарфоровые изделия, производящиеся в Японии . Производство фарфора началось в Японии поздно по сравнению с соседними Китаем и Кореей — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезённых на остров Кюсю местным князем. В первой половине XVII века японский фарфор пережил период массового экспорта в Европу и Азию.

История

Первый фарфор

Первый фарфор, появившийся в Японии, был привезён из Китая, местный производить не получалось ввиду отсутствия известных залежей подходящего для фарфора каолина . Таковые были обнаружены на Кюсю в провинции Хидзэн , близ посёлка Арита , давшего название стилю керамики . Первооткрывателем месторождений сырья называют , корейского гончара, якобы переехавшего в Ариту в 1616 году и немедленно обнаружившего там залежи каолина. Ли Сампхён — реально существовавший корейский гончар, привезённый из Кореи правителем княжества Сага Набэсимой Наосигэ и умерший в 1655 году, о чём имеется запись в храме Рюсэн-дзи ( яп. 龍泉寺 ) . Вместе с этим археологические находки не подтверждают открытие Сампхёна: производство фарфора в Японии началось примерно на 10 лет раньше указанного в легенде, хотя вероятно, что Ли Сампхён сыграл важную роль в качестве ведущего мастера зарождавшейся фарфоровой индустрии, вместе с многочисленными корейскими мастерами в Японии, умевшими работать с фарфором .

Наиболее ранние образцы японского фарфора точно имитируют корейский с синей подглазурной росписью ( яп. 染付 сомэцукэ ) , либо, реже, китайские грубо сработанные фарфоровые изделия периода царствования императоров Цзяцзина (1521—1567), Ваньли (1572—1620) и Тяньци (1620—1627), предназначенные на экспорт . Керамику, изготовленную при Цзяцзине и Ваньли, перепродавали в Японию португальцы, считавшие, что им не удастся реализовать её в Европе из-за низкого качества . Также на ранние фарфоры повлияла местная гончарная традиция (прежде всего изделий мино стилей и ) .

Начало экспорта

Спрос на фарфор быстро рос, и к 1640-м годам в Арите было уже около 30 печей, выпускавших такую керамику. К этому моменту уже работало управление гончарными вопросами, ограничивавшее рубку леса для печей .

Первые 50 лет японская фарфоровая индустрия работала почти что исключительно на внутренний рынок, однако затем ситуация изменилась на строго противоположную, и вторую половину XVII века японские гончары производили фарфор на экспорт, причём высокого качества и в огромных количествах: отдельные заказы достигали сотен тысяч изделий. Единственным признаком массовости производства является повторяемость рисунков и нарушение в них биологических законов: на экспортном блюде на одной ветке может разместиться два цветка совершенно разных видов . Причиной активного импорта Нидерландами из Японии были разрушения печей в Китае в ходе крестьянской войны и беспорядков, сопровождавших упадок династии Мин .

Первый экспортный фарфор был отправлен на Яву в 1653 году, точкой назначения была аптека Голландской Ост-Индской компании в Батавии . В дальнейшем при изготовлении экспортных предметов для Компании японские гончары ориентировались на деревянные болванки, которые им присылали заказчики . Японские керамические изделия отправляли морем с Дэдзимы также в Голландию , Индию, Персию , на Цейлон , во Вьетнам, Сиам и другие страны .

Вскоре началось производство фарфора « какиэмон », которым занималась семья Сакаида. Основателем династии был Сакаида Какиэмон ( яп. 酒井田 柿右衛門 ) , именем которого и назван этот стиль. Наиболее характерные изделия какиэмон — фарфор с надглазурной росписью ( яп. 色絵 ироэ ) , но известны также изделия видов «сомэцукэ» (с синей подглазурной росписью) и (белый фарфор) .

В 1680-х годах голландские купцы вернулись к китайским поставщикам, отстроившим новые печи, и объёмы производства в Японии упали .

После Реставрации Мэйдзи

Разновидности

Терминология для именования разновидностей японского фарфора не устоялась. Наиболее спорный момент — определения терминов «арита» и «имари»: Арита — название посёлка, в окрестностях которого изготовили множество фарфоровых изделий; Имари — порт, откуда изделия, сделанные в Арите, отправляли на экспорт . Многие источники называют словосочетания «изделия арита» и «изделия имари» синонимами , некоторые утверждают, что более ранние кобальтовые рисунки характерны для керамики имари, а более поздние разноцветные — для ариты ; другие же, напротив, указывают, что имари — разноцветные изделия, а арита — бело-синие . Помимо термина «имари» для обозначения фарфоровых изделий из Ариты на Западе использовались также «амари», «старояпонская [керамика]» и «какиэмон» . В данной статье вся керамика, производившаяся в Арите, именуется «арита», как это сделано в «Словаре искусств Гроува» издательства Оксфордского университета .

Другие виды раннего японского фарфора — какиэмон, набэсима, кутани , кё (киото).

Какиэмон

Какиэмон ( яп. 柿右衛門 ) — изделия семьи гончаров Сакаида, названные в честь основателя династии . По легенде секрет наиболее известного вида украшения поверхности — разноцветной надглазурной росписи — был передан семье Сакаида китайским гончаром, случайно встреченным в порту Нагасаки .

Среди предметов этого стиля:

  • горшки (в основном с кобальтовой подглазурной росписью сомэцукэ), изготовленные в Ками-Нангавараяме и Симо-Нангавараяме, либо в общественных печах «ёриаи-гама»;
  • изделия «сомэцукэ» с подглазурной росписью из печей Мацугатанэ, принадлежавших клану Оги ;
  • изделия с надглазурной росписью «ироэ» .

Отличия какиэмона от ариты следующие: для производства всех изделий «арита» используется одна и та же глина, изделия «какиэмон» изготавливают из разных видов глины в зависимости от назначения. На керамике арита присутствует сложная роспись, покрывающая почти всю поверхность изделия, она разделена на секции с индивидуальными украшениями, включающими смесь мотивов, геометрические фигуры , неодушевлённые предметы и роспись фона; роспись на какиэмоне не сплошная, встречаются большие пробелы. На изделиях арита роспись внутренней поверхности гораздо тщательнее и тоньше, чем внешней, используются разнообразные и яркие цвета. Какиэмон обычно украшали фиксированным набором цветов, на нём очень часто бывает контурная линия на ободке, нехарактерная для ариты, а также рельефные украшения .

Какиэмон массово экспортировали в Европу, местные гончары имитировали роспись этого стиля; в частности, какиэмон повлиял на мейсенский фарфор .

Набэсима

Изделия стиля набэсимаяки ( яп. 鍋島焼き ) производили в печах Окаватиямы ( яп. 大川内山 ) под контролем рода Набэсима . Фарфор набэсима в основном известен разноцветными изделиями с надглазурной росписью, ироэ ( яп. 色絵 ) , однако мастера этого вида также делали сомэцукэ и селадоны .

Роспись на набэсиме часто напоминает текстильную, на раннем этапе мастера этого фарфора заимствовали орнаменты с тканей; позже доминирующим стилем стал цветы-птицы .

Кутани

Гончарный центр в деревне Кутани (включена в состав города ) производил фарфор с XVII столетия, первые фарфоровые предметы, изготовленные в 1640—1660 были в основном тяжёлыми блюдами с крупной надглазурной росписью преимущественно зелёного, сиреневого и жёлтого цветов ; изделия периода 1650—1750 представляли собой блюда и миски разных видов — белого фарфора, сомэцукэ и селадоны . В Кутани работал известный мастер стиля «кё» Аоки Мокубэй .

После упадка во время реставрации Мэйдзи «старый» стиль кутани был возрождён .

Кё

Термин «керамика кё» ( яп. 京焼き кё:яки , буквально «керамика Киото») включает в себя также и фарфоровые изделия. Экспериментирование с фарфором началось в Киото в XVIII веке, начало продолжительного использования каолина относится к 1780-м годам, когда начал производить свой знаменитый расписной фарфор ( яп. 呉須赤絵 госу акаэ ) . Другие известные мастера киотоского фарфора — семья Эйраку: и .

Примечания

  1. Seattle Art Museum. (англ.) . — Seattle Art Museum, 1973. — P. 124.
  2. , p. 13—15.
  3. , p. xxv.
  4. , Porcelain and overglaze enamels.
  5. , p. 15.
  6. .
  7. , p. 16.
  8. .
  9. , p. 74.
  10. , p. 54.
  11. .
  12. , p. 29.
  13. , p. 28.
  14. .
  15. .
  16. , p. 71—72.
  17. .
  18. .
  19. .

Литература

Источник —

Same as Японский фарфор