Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Жуанви́ль ( фр. Jean de Joinville ; около 1224 / 1225 , замок Жуанвиль — 24 декабря 1317 , там же ) — французский средневековый историк , соратник и биограф короля Людовика IX Святого .
Жан был выходцем из знатной шампанской семьи Жуанвилей . Подобно своему отцу, поступил на службу сенешалем к королю Наварры Тибо I Шампанскому , а спустя несколько лет присоединился к седьмому крестовому походу , предпринятому в 1245 году Людовиком IX . Для покрытия расходов на вооружение Жуанвиль заложил часть своих имений и даже украшения жены; на острове Кипр , куда они пристали, Жуанвиль поступил на службу к королю со своей маленькой армией, состоявшей из 11 рыцарей, в том числе двух баннеретов («знаменных»). Храбро сражался; в 1250 году вместе с королём попал в плен к мамелюкам под Мансурой ( Египет ); участвовал в переговорах с неприятелем, организовал сбор необходимого для освобождения выкупа среди тамплиеров ; поддерживал короля в трудные минуты — в частности, после гибели его брата, Роберта д’Артуа .
Освободившись вместе с Людовиком из плена в мае 1250 года, последовал за ним в Акру , не дожидаясь пока отпустят остальных пленников, за что получил от него в 1253 году в награду богатые денежные подарки и более 50 рыцарей под командование . Именно по совету Жуанвиля и вопреки мнению других своих приближённых, король на несколько лет задержался на Святой земле .
Во Францию Людовик IX и ставший его ближайшим советником, беззаветно преданный ему Жуанвиль вернулись в 1254 году ; с тех пор Жуанвиль оставался при дворе и фактически являлся регентом Шампани до достижения совершеннолетия дочерью Тибо I, Иоанной I Наваррской .
В последнем, восьмом по счёту крестовом походе (в Тунис ), стоившим жизни монарху (1270), он не участвовал, как бы предчувствуя недобрый его конец. По отношению к королю Филиппу Красивому настроен был враждебно. В 1280-е годы выступал в качестве свидетеля на процессе канонизации Людовика IX. В 1314 году вступил в лигу шампанского дворянства, а в 1315 году направил послание новому королю Людовику X Сварливому , содержащее советы по управлению государством .
Прожил необычно долгую, в сравнении со своими современниками, жизнь, умер в возрасте 93 лет, почти на полвека пережив святого короля Людовика . Похоронен был в часовне собственного фамильного замка (в настоящее время разрушен).
Первой женой Жана де Жуанвиля в 1244 году стала Адель де Гранпре. В этом браке родились:
После смерти первой жены Жан вступил в брак с Аликс де Ренель. У неё родились:
Его « Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика » ( фр. Livre des saintes paroles et des bons faiz nostre roy saint Looys ) — одно из наиболее значительных произведений исторической литературы Средних веков . Книга написана по заказу Иоанны Наваррской , которая приходилась монарху внучатой племянницей; однако в год её смерти ( 1305 ) работа над книгой ещё не была завершена. Скорее всего, книга создавалась между 1305 и 1309 годами , и, возможно, в силу преклонного возраста автора, была им надиктована . Она снабжена посвящением сыну Иоанны Наваррской, Людовику Сварливому , которому по завершении работы над ней была преподнесена .
Состоит книга из 149 глав, дополнительно поделённых на параграфы (всего 769). Первая часть книги посвящена благочестивым речениям монарха, истории его жизни и правления; особый акцент сделан на эпизоде болезни Людовика и о принятом им решении отправиться в крестовый поход ( 1244 ). Вторая часть повествует о заморских походах и носит более точный и детализированный характер (особенно интересна зарисовка о быте бедуинов ).
Книга Жуанвиля не является бесстрастной хроникой событий; ей недостаёт присущей Виллардуэну строгости изложения; в книге встречаются повторы, она насыщена авторскими отступлениями и рассуждениями. Автор не скрывает своих идеологических и социально-политических предпочтений, последовательно отстаивая привилегии аристократии и открыто выражая своё презрение к городскому сословию . Параграфы с 119 по 666 напоминают мемуары , повествуют о событиях, в которых участвовал сам Жуанвиль (они не обязательно связаны с монархом). Сведения относительно кончины короля приведены со слов очевидца, Пьера Алансонского , одного из сыновей Людовика. Дальнейшее повествование, основным источником для которого послужили « Большие французские хроники » во французском переводе Примата из Сен-Дени , завершает рассказ о беатификации монарха в 1298 году и о сновидении, в котором усопший Святой Людовик явился Жуанвилю. Книга была написана в период, когда культ Святого Людовика уже вполне сложился; восьмидесятилетний Жуанвиль посчитал необходимым своим сочинением укрепить его.
Известно не менее 5 рукописей сочинения де Жуанвиля, хранящихся в Национальной библиотеке Франции (Париж), лишь одна из которых относится к XIV веку, остальные же являются довольно поздними (XVI—XVIII вв.) . Впервые мемуары были напечатаны в 1546 году в Пуатье издателями Энгельбертом и Жаном Марнеф, в 1595 году переизданы в Женеве , в 1596-м в Кёльне , а в 1617, 1666, 1667, 1668 и 1761 годах — в Париже . Академическая их публикация подготовлена была в 1874 году французским историком-архивистом членом Академии надписей и изящной литературы для серии «Шедевры историков и писателей Средневековья» ( фр. Les Chefs-d'oeuvre historiques et litteraires de Moyen Age ).
В 1250—1251 годах Жуанвиль написал небольшую книжку благочестивого содержания «Изложение столпов нашей веры, с картинками» ( фр. Li romans as ymages des poinz de nostre foi ). Она представляет собой проиллюстрированный миниатюрами комментарий к Символу Веры .