Макаревич, Иван Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Иван Андреевич Хворостинин (ум. 28 февраля ( 10 марта ) 1625 , Сергиев Посад ) — русский государственный деятель и писатель , единственный сын князя Андрея Ивановича Хворостинина .
В 1605 году находился при дворе Лжедмитрия I . В мае 1606 года на свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек первый у государева стола, на следующий день четвёртый, ходил с ним в баню. В этом же году пожалован сперва окольничим, а потом кравчим .
В 1606 году за близость к самозванцу и « шатость в вере» был сослан царём Василием Ивановичем Шуйским в Иосифо-Волоколамский монастырь . В 1610 или в начале 1611 года смог вернуться в Москву , где присутствовал при столкновениях патриарха Гермогена с правительством . В 1612 году участвовал в освобождении Москвы .
В 1613—1614 годах — участвовал в боевых действиях против войск Речи Посполитой и отрядов И. М. Заруцкого . В 1613 году служил воеводой во Мценске , в марте, когда были выдвинуты войска против литовцев, опустошавшие Белёвский , Мещовский , Калужский и Козельский уезды , Хворостинин, стоявший под Козельском , в шести верстах от князя А. Хованского, отказался явиться на помощь последнему, против атакующего неприятеля. Частые столкновения между двумя этими приверженцами «латинской ереси», имевшие своим последствием постоянные военные неудачи, вселили в московское правительство сомнения в благонадёжности обоих полководцев и они были сменены. В этом же году, вместе со своим родственником Юрием Дмитриевичем Хворостининым местничал с князьями А. И. Хованским и Ю. Е. Сулешевым, по поводу назначений. В 1614 году первый воевода Сторожевого полка в Новосили . В 1616 году упомянут дворянином . В 1618 - 1619 годах первый воевода в Переяславле-Рязанском . Имел поместный оклад 1200 четвертей земли и денежный 170 рублей.
Хворостинин не стеснялся резко высказывать своё недовольство старыми порядками и стремлением ко всему новому, заграничному. Он отрицал воскресение мертвых , необходимость поста и молитвы . На что, вышел указ царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета , в котором: « он напрямую обвинялся в приверженности Лжедмитриям, где впал в ересь, православную веру хулил, христианские обычаи не соблюдал, за что, говорилось в указе, царём Шуйским был сослан в монастырь и далее, в правление царя Михаила Фёдоровича, князь Хованский, несмотря на увещевания, продолжал данную политику, своим крестьянам запрещал ходить в церковь и публично глумился над религией ». Он даже собирался продать свои вотчины и уехать за границу, уверяя, что: « на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем ».
В начале 1623 года был вновь обвинён в ереси и подвергся ссылке в Кирилло-Белозерский монастырь . В конце того же года раскаялся и получил помилование , ему возвратили дворянские права, после чего он постригся в монахи Троице-Сергиевого монастыря , где и умер 28 февраля ( 10 марта ) 1625 года , о чём свидетельствовала надгробная надпись: " Князь Иван Андреевич Хворостинин представился 7133 (1625) года февраль в 28 день " .
По родословной росписи показан бездетным.
Автор сочинения « Словеса дней, и царей, и святителей московских » (около 1619—1624), в котором даны характеристики многих государственных деятелей Смутного времени: Бориса Годунова , Лжедмитрия I , Василия Шуйского , патриарха Гермогена и др. В. О. Ключевский отмечал психологическую убедительность нарисованных Хворостининым портретов (автор « и в Борисе находит доброе, и в противном ему честолюбце Шуйском умеет душою поскорбеть об униженном величии » ) и охарактеризовал этот труд, как одну из первых в отечественной историографии попыток осмысления начала XVII века .
Перу Хворостинина также принадлежит ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью: стихотворное « Изложение на еретики » и др.