Гласный суд
- 1 year ago
- 0
- 0
«Цю Цзюй обращается в суд» ( «Цю Цзю обращается в суд» , «Цю Цзю идёт в суд» , кит. 秋菊打官司 ) — кинофильм режиссёра Чжан Имоу , вышедший на экраны в 1992 году . Фильм основан на новелле «Тяжба семьи Вань».
Цю Цзюй — жена крестьянина Вань Цинлая, который в результате ссоры был серьёзно избит деревенским старостой Ваном. Поскольку староста не чувствует себя виноватым, Цю Цзюй обращается к местному чиновнику Ли, чтобы тот урегулировал спор. Ли убеждает старосту компенсировать пострадавшему расходы на лечение, однако Цю Цзюй не удовлетворена этим решением: ей нужны не деньги, а извинения Вана. Поэтому она решает жаловаться в вышестоящие инстанции и, несмотря на большой срок беременности, даже готова отправиться в далёкую столицу провинции, лишь бы добиться справедливости.
В своё время фильм стал откровением для западного зрителя, дав ему возможность прикоснуться к повседневной жизни китайской глубинки. В ленте задействовано лишь четыре профессиональных актёра (в ролях Цю Цзюй, её мужа, старосты и чиновника Ли), все остальные — обычные сельские и городские жители; ряд сцен был снят с помощью скрытой камеры, чтобы запечатлеть повседневную жизнь людей. В то же время, некоторые критики обвинили режиссёра в некоторой идеализации китайской бюрократии и деревенской действительности. Как сказал режиссёр Чжан Имоу, «я стремился к реализму, потому что чувствовал, что это лучший способ передать истинный дух и простоту людей из китайской глубинки, которые для меня служат сердцем и душой самого Китая» .
По утверждению Джанет Маслин, обозревателя газеты The New York Times , фильм «ещё раз подтверждает высокий уровень Чжан Имоу как рассказчика и экстраординарного социолога, а также как художника необычайной чувствительности и проницательности» . Кинокритик Роджер Эберт , отметив вероятное влияние итальянского неореализма , писал: «Одно из удовольствий фильма состоит в том, чтобы наблюдать будничный Китай, который возникает на экране неподготовленным и естественным» .