Interested Article - Алгоритм Бернштейна — Вазирани

Алгоритм Бернштейна — Вазирани ( англ. Bernstein–Vazirani algorithm ) — квантовый алгоритм , решающий задачу нахождения -битного числа (в иностранной литературе также употребляется термин скрытая строка ) , скрытого в черном ящике . Предложен Итаном Бернштейном и Умешем Вазирани в 1993 году . Данный алгоритм решает поставленную задачу значительно быстрее, чем это возможно в неквантовой постановке . Алгоритм может применяться в базах данных , атаках на блочные шифры , тестах производительности для квантовых компьютеров , был реализован на 5- и 16-кубитных квантовых компьютерах IBM .

История

Алгоритм предложен профессором Калифорнийского университета в Беркли и его студентом Итаном Бернштейном. При описании алгоритма современные источники, как правило, ссылаются на выступление Бернштейна и Вазирани на в 1993 году . Алгоритм Бернштейна — Вазирани является расширенной версией алгоритма Дойча — Йожи , поскольку вместо определения принадлежности функции к определённому классу — сбалансированная или постоянная (то есть принимает либо значение 0, либо 1 при любых аргументах) — алгоритм находит «спрятанный» вектор, позволяющий однозначно определить значение функции в любой точке .

Алгоритм Бернштейна — Вазирани демонстрирует в решаемой им задаче зазор между классическими и квантовыми алгоритмами по наименьшему требуемому количеству запросов к оракулу (чёрному ящику). Даже если разрешить использование вероятностных алгоритмов (с заранее ограниченной вероятностью ошибки), решение классической задачи потребует обращений к оракулу, в то время как в квантовом алгоритме достаточно обращений к нему .

Постановка задачи Бернштейна — Вазирани

Классическая задача

Рассмотрим оракул, преобразующий -битное число в один бит, то есть .

Причём , где — скалярное произведение вида: . Считаем, что один вызов функции осуществляется за константное время.

Требуется найти .

Квантовая задача

Постановка задачи в квантовой модели похожая, но доступ к оракулу в ней осуществляется не напрямую через функцию , а через линейный оператор , действующий на систему из кубита :

,

где кет-вектор , соответствующий квантовому состоянию , бра-вектор , соответствующий квантовому состоянию , произведение Кронекера , сложение по модулю 2 .

Квантовым состояниям и соответствуют векторы и . Вектор для совместного состояния может быть представлен как произведение .

Аналогично классическому случаю, предполагается, что обращение к оракулу, вычисляющему результат применения оператора к входящей системе из кубита , выполняется за константное время.

В квантовом случае, как и в классическом, предполагается, что , и требуется найти .

Алгоритм

Классическая задача

В классическом случае при каждом вызове оракула возвращается один бит числа , поэтому чтобы найти -битное число , нужно вызвать оракул раз. Ниже приведён вариант обращений к оракулу, позволяющих целиком восстановить :

Количество обращений к оракулу в классическом случае равно , где — количество бит числа . Несложными теоретико-информационными рассуждениями можно показать, что эта оценка не улучшаема даже в рамках класса BPP .

Квантовый алгоритм

В основу алгоритма положен n-кубитный оператор Адамара :

А также тот факт, что применение оператора к состоянию вида , где даёт в результате величину .

По шагам работа алгоритма может быть представлена следующим образом :

  1. На первом шаге оператор Адамара применяется к -кубитному состоянию , состоящего из основного состояния и :
    ;
  2. Затем к результату предыдущего шага применяется оператор :
    ;
  3. После чего к первым кубитам результата применяется , что, с учётом того, что , даёт :
    .

В результате измерение входного регистра даст значение . Таким образом, в квантовой постановке задачи достаточно обращений к оракулу. В общем случае построение и использование оракула требует логических элементов , но это не учитывается при анализе алгоритма в данной модели, так как значимым для неё является только число обращений к оракулу . Алгоритм в таком виде был реализован на 5- и 16-кубитных компьютерах IBM , также возможно собрать оптическую cистему , реализующую алгоритм .

Реализация алгоритма на компьютерах IBM

В любой практической реализации алгоритма Бернштейна — Вазирани основную сложность составляет создание оракула, так как построение и использование оракула требует логических элемента .

Кроме сложности построения оракула, практической реализации сопутствуют проблемы с точностью. Тестирование системы проводилось на 1-, 2- и 3-битных строках, на которых симулятор выдавал правильный ответ со 100 % точностью. Затем было проведено тестирование 1- и 2-битных строк на 5-кубитной машине ibmqx4 и 16-кубитной ibmqx5, где были зафиксированы ошибки вычислений и сильное отклонение от ожидаемого результата .

Практическое применение

Алгоритм Бернштейна — Вазирани может применяться:

  1. В базах данных . С помощью алгоритма доступ к нужным данным теоретически можно получить значительно быстрее, чем в классическом случае.
  2. В атаке на блочный шифр . Алгоритм Бернштейна — Вазирани предоставляет несколько новых, более совершенных, чем в классическом случае, способов атаки на блочный шифр.
  3. В тесте производительности для квантовых компьютеров . Алгоритм используется в качестве теста производительности для 11-кубитного квантового компьютера.

Примечания

  1. , p. 10—13.
  2. Ethan Bernstein, Umesh Vazirani. // Proceedings of the Twenty-fifth Annual ACM Symposium on Theory of Computing. — New York, NY, USA: ACM, 1993. — С. 11–20 . — ISBN 978-0-89791-591-5 . — doi : .
  3. , p. 104—107.
  4. Sevag Gharibian. (англ.) // Introduction to Quantum Computation Summer 2018, University of Paderborn. — P. 1—10 .
  5. , p. 12—13.
  6. , p. 4.
  7. P. Londero, K. Banaszek, I. A. Walmsley, C. Dorrer, M. Anderson. (англ.) // Physical Review A. — 2004. — Т. 69 , вып. 1 . — С. 010302–010302.4 . — ISSN . — doi : .
  8. А.А. Ежов. (рус.) // Научная сессия МИФИ–2003. V всероссийская научно-техническая конференция «Нейроинформатика–2003»: лекции по нейроинформатике. Часть 2. — 2003. — С. 44—45 . 21 января 2022 года.
  9. Huiqin Xie, Li Yang. (англ.) // Designs, Codes and Cryptography. — 2019-05-01. — Vol. 87 , iss. 5 . — P. 1161–1182 . — ISSN . — doi : .
  10. K. Wright, K. M. Beck, S. Debnath, J. M. Amini, Y. Nam, N. Grzesiak, J.-S. Chen, N. C. Pisenti, M. Chmielewski, C. Collins, K. M. Hudek, J. Mizrahi, J. D. Wong-Campos, S. Allen, J. Apisdorf, P. Solomon, M. Williams, A. M. Ducore, A. Blinov, S. M. Kreikemeier, V. Chaplin, M. Keesan, C. Monroe & J. Kim. Benchmarking an 11-qubit quantum computer // Nature Communications. — 2019. — Vol. 10. — С. 5464. — doi : .

Ссылки

  • Patrick J. Coles, Stephan Eidenbenz, Scott Pakin, Adetokunbo Adedoyin, John Ambrosiano. // arXiv:1804.03719 [quant-ph]. — 2018.
  • David Deutsch, Roger Penrose. (англ.) // Proceedings of the Royal Society of London. A. Mathematical and Physical Sciences. — 1985. — 8 July ( vol. 400 , iss. 1818 ). — P. 97–117 . — doi : .
  • Charles H. Bennett, Ethan Bernstein, Gilles Brassard, Umesh Vazirani. Strengths and Weaknesses of Quantum Computing (англ.) // SIAM J. Comput.. — 1997. — Vol. 26. — P. 1510–1523. — doi : . — arXiv : .
  • Jack D. Hidary. . — Springer International Publishing, 2019. — С. 104—107. — ISBN 978-3030239213 . — doi : .
Источник —

Same as Алгоритм Бернштейна — Вазирани