Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии:
сопрано
,
альты
,
тенора
,
басы
. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется
дивизи
): в партесных концертах
Василия Титова
12 и более хоровых партий; «Stabat Mater»
Кшиштофа Пендерецкого
написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением
a cappella
. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый
оркестр
. Как правило, на
репетициях
хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется
фортепиано
; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений
a cappella
.
Содержание
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время
трагедий
. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся
персонажем
, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под
кифару
, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монахинь)
.
Типы хоровых коллективов
Под наименованием
тип хора
понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.
смешанный хор
(наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии
сопрано
и
альтов
, мужские голоса составляют партии
теноров
и
басов
. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей
— состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор
— состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (
фальцетом
) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
женский хор
— состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
детский хор
— состоит из двух партий: сопрано (
дискантов
) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры
— поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
народные хоры
— поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
вокально-хоровой ансамбль
— от 12 до 20 участников;
камерные хоры
— от 20 до 30-50 участников;
средние хоры
— от 40 до 60-70 участников;
большие хоры
— от 70 до 120 участников;
сводные хоры
— до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к
исполнительскому искусству
, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.
Анисимов А. И.
Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с.
Виноградов К.
Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
Дмитревская К.
Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974.
Дмитревский Г.
Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
Евграфов, Ю. А.
Элементарная теория мануального управления хором. — 2-е издание. — СПб.: изд-во «Лань»; изд-во «Планета музыки»,2018.
Егоров, А. А.
Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. — Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
Живов В. Л.
Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
Ильин В.
Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
Казачков С. А.
Дирижёр хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
Казачков С. А.
От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с.
Краснощеков В.
Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969.
Локшин Д.
Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
Никольская-Береговская К. Ф.
Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003.
ISBN 5-691-01077-8
Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
Пигров К.
Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с.
Птица К.
Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
Романовский Н. В.
Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
Самарин В.
Хороведение. — М.: Музыка, 2011.
Соколов В.
Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
Тенета-Бартенева Л. Б.
Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). — М.: 4 филиал Воениздата,2002
Шамина Л. В.
Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с.]
Риман, Гуго.
: CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. —
М.
: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.