Interested Article - Камаринская
- 2020-05-28
- 1
Кама́ринская ( Комаринская (дорога), Комаринский, Комаринский мужик ; белор. Камарыцкі ) — русская народная плясовая песня , пляска под эту песню , популяризованная в одноимённой увертюре Михаила Ивановича Глинки .
Этимология
Слово «камаринская (песня, пляска)» произошло от словосочетания «камаринский мужик». Предположительно слово возникло от топонима Камаричи — названия одной из волостей в Орловской губернии (в настоящее время Комаричский район Брянской области ). Данная волость ранее находилась под властью Речи Посполитой , а доходы, которые приносила эта волость, поступали в личное пользование ( камару — откуда и пошло название Камаричи) польских и литовских феодалов .
Т. А. Мартемьянов, первый исследователь плясовой песни «Камаринская», считает, что название волости произошло от слов каморник, каморники . Так на Северщине называли людей, не имевших своих домов и живших в чужих избах и каморах. Комарицкая волость, вследствие усиленной колонизации по укреплению южных границ Московского государства , проводимой по велению царя Ивана Грозного , была краем бездомников, бродяг. Название волости обязана им своим названием .
Танец
Популярная русская народная удалая пляска, главным образом мужская, представляющая собой удалой перепляс в сопровождении одноимённой песни.
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс (« »), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент , подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
По мнению приживальщика и тирана Фомы Опискина из повести «Село Степанчиково и его обитатели» Фёдора Достоевского : Камаринский танец несёт собой аморальность, и танцевать его может разве что самая глупая деревенщина. Такое отношение вызвано тем, что других людей песня и танец веселит.
В XVIII—XIX столетиях Камаринская включалась в программу российских ассамблей и балов, где обычно её отплясывали все присутствующие.
Песня
По утверждению историка-краеведа Г. М. Пясецкого , русская народная песня «Комаринская» («Камаринская») осталась « памятником измены жителей Комарицкой волости Борису не только как государю, но и как своему помещику-барину ». Существует также версия, что Камаринская появилась как выражение радости «людей, сумевших убежать из татарского плена» . По ещё одной версии, Камаринская отражает реалии Смутного времени .
Фольклористка Е. Линёва указывала на «древность этого напева и на родство его с песнями скоморохов» . Т. Мартемьянов считал, что: «В глазах нашего народа Камаринский это неукротимый вольник, забулдыга, озорник, и притом — несомненный антикрепостник. Мне <…> самому неоднократно приходилось наблюдать сознательное подчеркивание певцами Камаринской таких именно типических черт этого героя, причём в особенности энергично оттенялось его упорное нежелание „барыне служить“, признать господскую власть» .
Существует несколько вариантов песни . Наиболее известный:
Ох, ты, сукин сын, камаринский мужик,
Задрал ножки та й на печке лежит.
Лежит, лежит та й попорхивает,
Правой ножкою подергивает.
Сам на девушек помаргивает,
Над женою выкамаривает:
— Ты вставай, молодая жена!
Скорей завтрак готовь, сатана!
Ой, комар ты, наш камаринский мужик,
Собрался в лес, по дорожке бежит.
Он бежит, бежит, пошучивает,
Свои усики покручивает.
Тише, тише топочите!
Пол не проломите!
У нас под полом вода,
В воде не утоните!
Пошла плясать,
Ногой топнула.
Аж хата покачнулась
И дверь хлопнула.
Хорошо, подружка, пляшешь!
Хорошо ты дроби бьешь!
Только тем и не хороша,
Что припевок не поешь!
Известно стихотворение « » («Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский») Л. Трефолева , написанное в 1867 году на мотив народной песни.
Увертюра
Камаринская — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки, написанная в 1848 году в Варшаве . Тоскуя по родным краям, Глинка начал вспоминать русские народные мотивы. Неожиданно он нашёл большую схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях , и плясовой «Камаринской». Глинка решил создать произведение в подражание русскому народному пению с подголосками, которые добавляются при каждом новом проведении темы. Писать партитуру он начал в начале августа 1848 года. Работа продвигалась довольно быстро, и в октябре произведение было окончено.
Сам Глинка дал своему сочинению название «Свадебная и плясовая»; назвать его «Камаринская» посоветовал Владимир Одоевский . «Русское скерцо » — так часто называл его сам композитор. Первое исполнение состоялось в концерте 15 марта 1850 года в Санкт-Петербурге .
Форма произведения — двойные вариации: используются две темы. В «Камаринской» выделяется четыре крупных раздела. За вступлением, после генеральной паузы следует первый раздел, который построен на теме свадебной песни «Из-за гор, гор, высоких гор». Второй раздел — вариации на тему «Камаринской». Третий — возвращение свадебной песни, четвёртый — шесть новых вариаций на тему «Камаринской» .
П. И. Чайковский сказал о «Камаринской» Глинки, что в ней «заключена вся русская симфоническая музыка».
В 1980 году на музыку Глинки в СССР был выпущен мультипликационный фильм режиссёра Инессы Ковалевской « Камаринская » из серии экранизаций фольклорных песен и шедевров отечественной классики.
См. также
Примечания
- Такташова Т. В., Баско Н. В., Баринова Е. В. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Ин-т языкознания Рос. акад. наук. — М. : Флинта, Наука, 2003. — С. 115. — 364 с. — ISBN 5-89349-527-6 . 16 февраля 2022 года.
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- .
- Мартемьянов Т. А. Правда о «Камаринской» и «Барыне»: История двух народных песен // Исторический вестник. СПб., 1900, окт.
- . Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
- 16 января 2014 года.
- Линёва Е. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб., 1904. Вып. 1. С. 36.
- Мартемьянов Т. Правда о «Камаринской» и «Барыне»: (История двух народных песен). — СПб., 1901. — С. 37.
- См. в Викитеке « »
- . Дата обращения: 15 января 2014. 17 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 8 мая 2018. 14 февраля 2022 года.
Литература
- // Этимологический словарь русского языка / Сост. Г. А. Крылов. — СПб. : ООО «Полиграфуслуги», 2005.
- Соколов Ю. // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М. : Советская энциклопедия , 1931. — Т. 5 .
- Мартемьянов, Т. А. . // Исторический вестник. Октябрь 1900
- // Германов В. Г. . — М. : АСТА, 2009. — ISBN 978-5-9901591-1-2 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-05-28
- 1