Interested Article - Фуртвенглер, Адольф

Иоганн Михаэль Адольф Фуртве́нглер ( нем. Johann Michael Adolf Furtwängler ; 30 июня 1853 , Фрайбург-им-Брайсгау 11 октября 1907 , Афины ) — немецкий археолог и историк античного искусства , специалист по скульптуре и вазописи Древней Греции . Отец знаменитого дирижёра Вильгельма Фуртвенглера .

Биография

Фуртвенглер — сын директора фрайбургской гимназии филолога Вильгельма Фуртвенглера и его супруги Кристианы, урождённой Шмидт. Учился во Фрайбургском , Лейпцигском университете у Иоганнеса Овербека и Мюнхенском университетах , в 1874 году защитил докторскую диссертацию у Генриха Брунна на тему «Эрос в вазописи». В 1876—1878 годах на стипендию Германского археологического института Фуртвенглер участвовал в раскопках в Микенах , Олимпии и в 1878 году на острове Эгина под руководством Эрнста Курциуса , совместно со своим сокурсником по Лейпцигскому университету, Г. Лешке .

В 1879 году после абилитации в Боннском университете , служил помощником директора Скульптурного собрания (с 1882 года — Берлинский антиквариум . В 1894 году Фуртвенглера пригласили на должность профессора классической археологии в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана , одновременно он занял должность директора Музея слепков классической скульптуры , а с 1896 года возглавлял Мюнхенский антиквариум .

Адольф Фуртвенглер с 1884 года был женат на художнице-портретистке Адельхайд Вендт (1863—1944). У супругов было четверо детей: будущий дирижёр Вильгельм Фуртвенглер (1886—1954), альпинист Вальтер Фуртвенглер (1887—1967), Мерит (Марта, 1891—1962), в 1912 году вышедшая замуж за философа Макса Шелера , и Аннеле (Анна, 1900—1974). Внук Адольфа и сын дирижёра Вильгельма Фуртвенглера — Андреас Э. Фуртвенглер (род. 1944) стал нумизматом и классическим археологом.

Адольф Фуртвенглер скончался в 1907 году в Афинах от дизентерии, которой заразился во время раскопок на острове Эгина. Похоронен в протестантской части Первого кладбища в Афинах.

Научная деятельность

Афина Лемния. Реконструкция Фуртвенглера. Альбертинум, Дрезден
Надгробие А. Фуртвенглера в протестантской части Первого кладбища в Афинах

В 1879 году Адольф Фуртвенглер совместно с Георгом Лешке опубликовал полный свод находок микенской керамики (Mykenische Thongefäβe) на Эгине, который ценен не только датировками; эта публикация стала первым корпусом керамических находок в античной археологии. Исследование проводило различие между микенским и геометрическим стилями в античной керамике и способствовало разработке методики стратификации (определения археологических слоёв) и присвоения им относительных дат на основании стилей росписи на найденных черепках.

В 1883—1887 годах Фуртвенглер, пользуясь разработанным им методом датировок, составлял каталог собрания русского дипломата и государственного деятеля П. А. Сабурова (его коллекция в 1884 году частично была приобретена Императорским Эрмитажем в Санкт-Петербурге ).

В 1885 году Фуртвенглер опубликовал каталог древнегреческой керамики Античного собрания в Берлине и двухтомное описание коллекции ваз Антиквариума (Antiquarium).

Фуртвенглер был плодовитым писателем, человеком выдающейся эрудиции и знаний археологического материала, а также изобретательным и остроумным критиком . В 1886 году он опубликовал исследование «Микенские вазы». Его книга о древнегреческой скульптуре «Шедевры греческой скульптуры» (1893) в английском переводе 1895 года сделала его имя известным широкой аудитории.

Благодаря знанию археологического материала Фуртвенглер сделал много ценных атрибуций , уточнил имена греческих скульпторов, создателей несохранившихся оригиналов древнегреческих статуй, известных только по римским репликам. Многие из его атрибуций действительны по настоящее время. Фуртвенглер первым в 1891 году предложил соединить скульптурные фрагменты: голову из Палаццо Паладжи, хранящуюся в Болонье, и два варианта торсов из Дрездена, чтобы реконструировать знаменитую статую « Афины Лемнии » работы скульптора Фидия . Реконструкция Фуртвенглера экспонируется в дрезденском Альбертинуме .

В 1900 году Фуртвенглер опубликовал исследование надписей на древнегреческих резных камнях — геммах (Die Antiken Gemmen) . В 1896 году в своей книге, описывающей собрание гемм в Антиквариуме , Фуртвенглер исключил из каталогов геммы, которые были связаны с магией, поскольку их художественная ценность не считалась им существенной .

В 1904 году Фуртвенглер в сотрудничестве с Карлом В. Райхольдом начал работу по изданию полного корпуса древнегреческих ваз (Griechische Vasenmalerei). После смерти Фуртвенглера редактором издания стал Фридрих Хаузер ; третий том «Греческой вазописи» Фуртвенглера был опубликован в 1932 году.

Фуртвенглер был награждён Баварским орденом Максимилиана за достижения в науке и искусстве . У него было много учеников и последователей, которые сформировали следующее поколение археологов и историков классического искусства.

Примечания

  1. Adolf Furtwängler // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Adolf Furtwängler // (хорв.) — 2009.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #116878118 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. Sorensen L. Adolf Furtwängler. Dictionary of Art Historians, archived from the original on 19 December 2012, retrieved 1 May 2013
  6. Deutsche Biographie от 24 сентября 2016 на Wayback Machine
  7. Chisholm H. Furtwängler, Adolf. Encyclopædia Britannica. 1911. — Cambridge University Press. — Р. 367
  8. Sorensen L. Adolf Furtwängler
  9. Furtwängler A. Beschreibung der geschnittenen Steine im Antiquarium. — Berlin: W. Spemann, 1896
  10. Barrett C. Е. Plaster Perspectives on Magical Gems: Rethinking the Meaning of Magic. Cornell Collection of Antiquities. — Cornell University Library. Archived from the original on 2015-05-26. by Internet Archive on 26 May 2015 от 26 мая 2015 на Wayback Machine
Источник —

Same as Фуртвенглер, Адольф