Interested Article - Концерт для оркестра
- 2020-12-09
- 1
Концерт для оркестра, Sz. 116, BB 123 — симфоническое произведение в пяти частях венгерского композитора Белы Бартока . Одно из популярных произведений академической музыки XX века. Созданное в последние годы жизни после вынужденной эмиграции Бартока в США , это произведение, по мнению Витольда Рудзиньского, стало opus vitae композитора .
Состав и характеристика
Концерт для оркестра состоит из пяти частей :
- I. «Интродукция» (Andante non troppo. Allegro vivace) — драматический пролог, «суровая часть» по характеристике композитора ;
- II. «Игра пар» (Allegretto scherzando) — по характеристике композитора, «развлекательная часть» , здесь медные и деревянные духовые инструменты словно соревнуются друг с другом;
- III «Элегия» (Andante non troppo) — по характеристике композитора, «торжественная песнь смерти» , кульминационная часть, отражающая трагизм Второй мировой войны;
- IV. «Прерванное интермеццо» (Allegretto) — переходная часть, в которой, как считается, в саркастической интерпретации звучит тема нашествия из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича ;
- V. «Финал» (Pesante. Presto) — в этой части, по характеристике композитора, происходит «утверждение жизни», подводится оптимистический итог и ставится мощная точка.
Как указывал Барток в комментариях к концерту, всё произведение написано как постепенный переход от сурового вступления и мрачной элегии к жизнеутверждающему финалу. Скерцо выбивается из общего ряда, являясь чисто развлекательной частью .
Концерт для оркестра был написан для большого симфонического оркестра c тройным составом духовых, увеличенным числом струнных и двумя арфами.
История создания
В 1940 году Барток эмигрировал из Венгрии в США, спасаясь от установившегося в стране фашистского режима. Желая помочь испытывавшему определённые финансовые трудности и имевшему проблемы со здоровьем композитору, дирижёр Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий обратился к нему с предложением создать произведение для оркестра. Осенью 1943 года Барток закончил работу, и 1 декабря 1944 года Бостонский симфонический оркестр впервые исполнил Концерт для оркестра . Новое сочинение стало триумфальным для композитора . Оно транслировалось по радио на всю страну и в следующие 10 лет, уже после смерти Бартока, пережило более двухсот исполнений .
Музыкальный анализ
В Концерте для оркестра Барток обратился к классическим формам , в частности, первая и пятая части написаны в сонатной форме. Произведение сочетает в себе элементы западной музыки и восточно-европейской народной музыки , в особенности венгерской . При этом композитор часто отходит от традиционной тональности , часто используя нестандартные лады и искусственные строи . Знание Бартоком венгерской народной музыки чувствуется во всём произведении: например, вторая главная тема первой части, звучащая в первом гобое , напоминает народную мелодию суженным диапазоном и рваным ритмом. Бурдон у валторн и струнных также указывает на народное влияние .
Состав оркестра :
- три флейты (одна заменяется на флейту-пикколо );
- три гобоя (один заменяется на английский рожок );
- три кларнета (один заменяется на бас-кларнет );
- три фагота (один заменяется на контрафагот );
- четыре валторны;
- три трубы ;
- три тромбона ;
- туба
- литавры ;
- малый барабан ;
- большой барабан ;
- тарелки ;
- треугольник ;
- гонг ;
- две арфы ;
- струнные.
I. «Интродукция». Andante non troppo — Allegro vivace
Первая часть, начинается с медленного ноктюрнового вступления, которое затем уступает место allegro с многочисленными фугатными проведениями. Часть написана в сонатной форме .
II. «Игра пар». Allegro scherzando
Вторая часть, получившая подзаголовок «Игра пар», разделена на пять подчастей, каждая из которых тематически отличается от остальных, противопоставляя друг другу различные пары инструментов . В каждом пассаже пары разделяет разный интервал: у фаготов это малая секста, у гобоев — малая терция, у кларнетов — малая септима, у флейт — квинта, у труб с сурдиной — большая секунда . В начале и конце части вступает малый барабан, который отстукивает ритм.
Хотя в опубликованных партитурах вторая часть имеет подзаголовок, в рукописи Бартока он отсутствовал вплоть до момента выпуска гранок . Чуть позднее Барток добавил в рукопись слова «Presentando le coppie» или «Presentation of the couples», и добавление подзаголовка было включено в список необходимых исправлений после корректуры. Поскольку подзаголовок имеется в окончательной версии гранок и считается, что композитор считал его необходимым, он сохранён в последующих публикациях В оригинальном издании 1946 года эта часть имеет неверное обозначение темпа для метронома, что заметил Георг Шолти , готовивший концерт для записи. Был указан медленный темп 74, и только партия малого барабана содержала более подходящий для allegro scherzando темп 94 .
III. «Элегия». Andante non troppo
В третьей части снова звучит ноктюрн, типичный для музыки Бартока. Здесь разрабатываются три темы, в основном заимствованные из первой части .
IV. «Прерванное интермеццо». Allegretto
Четвёртая часть включает в себя плавную мелодию с переменным размером , в которую добавлены цитаты арии «Da geh' ich zu Maxim» из оперетты Франца Легара « Весёлая вдова », что полностью подтвердил друг композитора, пианист Дьёрдь Шандор . Более поздняя идея, что Барток высмеивал тему нашествия из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, появилась из-за неверно понятого заявления сына Бартока, Петера . Более вероятна версия, что оба композитора взяли за основу популярную мелодию Легара. Главная тема части прерывается глиссандо тромбонов и деревянных духовых . В этой части в начале второй главной темы вступают литавры, на протяжении 20 секунд играющие 10 различных по высоте звуков.Общая структура части «ABA–прерывание–BA» .
V. «Финал». Pesante — Presto
В быстрой танцевальной пятой части повторяющаяся главная тема противопоставляется ярким фугато и народным мелодиям. Вновь используется сонатная форма. По своей мощи часть восходит к бетховенским традициям и утверждает идею единства народов .
Записи
- 1946: Питтсбургский симфонический оркестр , дирижёр Фриц Райнер . 12'' LP. Columbia ML 4102 (mono). New York: Columbia Records
- 1953: Филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян . 12'' LP. ANG 35003. Hollywood: Angel Records.
- 1954: Филадельфийский оркестр , дирижёр Юджин Орманди . 12'' LP. Columbia ML 4973. New York: Columbia
- 1956: Чикагский симфонический оркестр , дирижёр Фриц Райнер. 12'' LP. RCA
- 1956: Оркестр романской Швейцарии , дирижёр Эрнест Ансерме , также включает Концерт для семи духовых, ударных и струнных Фрэнка Мартина. Decca LXT 5305; London CS-6086; Decca Eclipse (stereo). London: Decca
- 1958: Королевский филармонический оркестр , дирижёр Рафаэль Кубелик , также включает «Два портрета» Бартока (op. 5). 12'' LP. [Hollywood]: Capitol Records
- 1960: Нью-Йоркский филармонический оркестр , дирижёр Леонард Бернстайн . Запись в St. George Hotel, Бруклин , Нью-Йорк , 30 ноября 1959 года. 12'' LP. Columbia MS 6140 (stereo). New York: Columbia Records
- 1962: Бостонский симфонический оркестр , дирижёр Эрих Лайнсдорф . Запись в Symphony Hall, Бостон . 12'' LP. RCA Victor LM-2643 (mono). New York: RCA Victor
- 1965: Кливлендский оркестр , дирижёр Джордж Селл , включает Симфониетту Леоша Яначека . 12'' LP. Columbia ML 6215 (stereo). New York: Columbia
- 1965: Лондонский симфонический оркестр , дирижёр Георг Шолти . 12'' LP. Decca SXL 6212 (stereo). London: Decca
Примечания
- ↑ Мацулевич, Петр. . Дата обращения: 16 апреля 2022. 15 июля 2017 года.
- ↑ Райскин, Иосиф. . belcanto.ru. Дата обращения: 4 января 2016. 4 марта 2016 года.
- ↑ Барабанов, Николай. . Журнал «Искусство» № 20/2007. Дата обращения: 4 января 2016. 4 марта 2016 года.
- Лебрехт, Н. Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки = Maestros, Masterpieces & Madness: The Secret Life & Shameful Death of the Classical Record Industry 2000 экз. — ISBN 978-5-89817-289-3 . / Норман Лебрехт; пер. с англ. Сергей Ильин. — Классика-XXI, 2009. — 328 с. —
- ↑ Cooper, David. Bartók: Concerto for Orchestra (неопр.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 1996. — ISBN 0-521-48505-3 .
- ↑ Bartók, Béla. (неопр.) . — New York: ISBN 0-85162-189-9 . , 2004. —
- ↑ Bartók, Béla. "Explanation to Concerto for Orchestra," for the Boston premiere at Symphony Hall
- Peter Bartók, "Preface to the Revised Edition, 1993", in Béla Bartók, Concerto for Orchestra: Full Score , revised edition, [iii–v] (London, New York, Bonn, Sydney, Tokyo: Boosey & Hawkes, 1993). The citation is on p. iv.
- Sir Georg Solti, Liner notes from London LP LDR 71036, Bartók Concerto for Orchestra and Dance Suite , , recorded January 1980.
- . Дата обращения: 4 января 2016. 24 сентября 2015 года.
- Stevens, Halsey. 1964. The Life and Music of Béla Bartók , second edition. New York: Oxford University Press. ASIN: B000NZ54ZS (Third edition 1993, ISBN 978-0-19-816349-7 ).
- Записано 4–5 февраля 1946 года: Columbia Masterworks M-793 (78 об/мин)
- Записано 14.02.1954
- Записано 22.10.1955
- Записано 11–12/15 ноября 1956 года
- Записано 01.11.1958
- Записано в сентябре 1962 года
- Записано 15–16 января 1965 года
- 2020-12-09
- 1