Interested Article - Мёдль, Марта
- 2020-08-29
- 1
Марта Мёдль ( нем. Martha Mödl ; 22 марта 1912 , Нюрнберг , Германия — 17 декабря 2001 , Штутгарт , Германия ) — немецкая оперная певица ( меццо-сопрано / сопрано ). Наряду с Астрид Варнай и Биргит Нильссон , была одной из «трех великих вагнеровских послевоенных примадонн».
Биография
С 12 лет брала уроки игры на фортепиано, с 28 лет занималась вокалом. Работала бухгалтером, потом поступила в Нюрнбергскую консерваторию. Её дебют состоялся достаточно поздно — в 1943 году в театре города Ремшайда (партия Гензеля в опере Э. Хумпердинка « Гензель и Гретель »). В 1945—1949 годах работала в Дюссельдорфе . На начальном этапе карьеры Мёдль исполняла партии меццо-сопрано (Кармен в одноименной опере — эту партию она с успехом исполнила также в Лондоне в 1950 году , — Керубино в « Свадьбе Фигаро » и т. д.). В 1948 году впервые выступила в Венской опере (в партии Октавиана в « Кавалере розы »), там же она с успехом выступала как Марина Мнишек в « Борисе Годунове », Эболи в « Дон Карлосе », Иокаста в « Царе Эдипе » Стравинского , Церковная сторожиха в « Енуфе » Яначека , Леди Макбет в « Макбете » и т. д.
С 1949 года Мёдль выступала в Гамбургской опере, начав с этого же времени переход к партиям драматического сопрано, и заявив вскоре о себе как о выдающейся вагнеровской исполнительнице. В 1951 году пригласил певицу на первый послевоенный Байройтский фестиваль , где Мёдль дебютировала в роли Кундри в « Парсифале ». Ежегодно выступала на фестивале до 1967 года . С 1953 года являлась солисткой труппы Штутгартской Государственной оперы. В 1956 - 1960 годах выступала в « Метрополитен Опера » в Нью-Йорке . Гастролировала в ведущих оперных театрах мира. Марта Мёдль с успехом выступала в таких партиях, как Изольда в « Тристане и Изольде », Брунгильда в « Кольце Нибелунгов », Ортруда в « Лоэнгрине », Леонора в « Фиделио » Бетховена (эту роль она исполнила на открытии восстановленной Венской государственной оперы 5 ноября 1955 года ) и т. д.
Певицу ценил дирижёр Вильгельм Фуртвенглер (обращают на себя внимание записи их совместных работ — «Кольцо Нибелунгов» и «Фиделио» 1953 года , «Валькирия» 1954 года ). Яркий драматизм исполнения и удивительная вовлечённость в роль отмечали певицу.
В середине 1960-х годов певица начала переход обратно к ролям меццо-сопрано и контральто . В 1964 - 1965 годах с успехом исполнила партию Клитемнестры в « Электре » Р. Штрауса на Зальцбургском фестивале . С Байройтом распрощалась ролями Вальтрауты и Фрики. Участвовала также в ряде премьер опер современных композиторов.
В 1992 году, в возрасте 81 года, Мёдль исполнила партию Старой графини в « Пиковой даме » Чайковского на юбилейном спектакле в Венской опере, посвященном 50-летию её творческой деятельности. Парнерами Мёдль в этот вечер были Владимир Атлантов (Герман) и Мирелла Френи (Лиза).
В одном из поздних интервью певица говорила: «Когда-то отец Вольфганга Виндгассена, сам знаменитый тенор, сказал мне: „Марта, если тебя будут любить 50 процентов публики, считай, что ты состоялась“. И он был абсолютно прав. Всем, что я достигла за эти годы, я обязана только любви моего зрителя. Пожалуйста, напишите это. И еще напишите обязательно, что эта любовь взаимная!»
В 2001 году, в возрасте 89 лет, исполнила партию Мамки Ксении в опере Борис Годунов М. Мусоргского в Комише опер в Берлине .
Избранная дискография
- Л. ван Бетховен — Фиделио — 1953 (дирижёр Вильгельм Фуртвенглер )
- Л. ван Бетховен — Фиделио — 1955 (дирижёр Карл Бём )
- Р. Вагнер — Тристан и Изольда — 1952 (дирижёр Герберт фон Караян )
- Р. Вагнер — Тристан и Изольда — 1959 (дирижёр Фердинанд Ляйтнер )
- Р. Вагнер — Кольцо Нибелунга — 1953 (дирижёр Вильгельм Фуртвенглер)
- Р. Вагнер — Кольцо Нибелунга — 1953 (дирижёр Йозеф Кайльберт )
- Р. Вагнер — Валькирия — 1954 (дирижёр Вильгельм Фуртвенглер) (выпущена на пластинках фирмы «Мелодия» Д 033019-28)
- Р. Вагнер — Валькирия — 1954 (партия Зиглинды, дирижёр Йозеф Кайльберт)
- Р. Вагнер — Валькирия — 1955 (дирижёр Йозеф Кайльберт, Байройт )
- Р. Вагнер — Валькирия — 1955 (дирижёр Йозеф Кайльберт, Барселона )
- Р. Вагнер — Валькирия — 1960 (дирижёр Фердинанд Ляйтнер)
- Р. Вагнер — Зигфрид — 1957 (дирижёр Фриц Штидри )
- Р. Вагнер — Сумерки богов — 1951 (партия Гутруны и Третьей Норны, дирижёр Ханс Кнаппертсбуш )
- Р. Вагнер — Сумерки богов — 1952 (партия Гутруны и Третьей Норны, дирижёр Йозеф Кайльберт)
- Р. Вагнер — Сумерки богов — 1955 (дирижёр Йозеф Кайльберт )
- Р. Вагнер — Сумерки богов — 1967 (партия Вальтрауты, дирижёр Карл Бём)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1949 (дирижёр Рихард Краус)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1951 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1952 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1953 (дирижёр Клеменс Краус )
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1954 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1956 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1956 (дирижёр Ойген Йохум )
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1957 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Р. Вагнер — Парсифаль — 1959 (дирижёр Ханс Кнаппертсбуш)
- Дж. Верди — Макбет — 1950 (дирижёр Йозеф Кайльберт)
- Ж. Оффенбах — Сказки Гофмана — 1950 (партия Джульетты, дирижёр Ойген Сенкар )
- Г. Пёрселл — Дидона и Эней — 1955 (дирижёр Ханс Шмидт-Иссерштедт )
- И. Стравинский — Царь Эдип — 1952 (дирижёр Игорь Стравинский )
- Р. Штраус — Женщина без тени — 1963 (партия Кормилицы, дирижёр Йозеф Кайльберт)
- Р. Штраус — Электра — 1950 (дирижёр Димитрис Митропулос )
- Р. Штраус — Электра — 1964 (дирижёр Герберт фон Караян)
- П. И. Чайковский — Пиковая дама — 1992 (дирижёр Сэйдзи Одзава )
Примечания
- . www.belcanto.ru. Дата обращения: 26 сентября 2019. 26 сентября 2019 года.
Литература
- W. Schäfer: «Martha Mödl» (mit einem Beitrag von Wieland Wagner, Hannover 1967);
- A. Natan: Mödl Martha, Primadonna (Basel, 1962);
- M. Mödl. So war mein Weg. Gespräche mit Thomas Voigt (Berlin 1998)
Ссылки
- от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- 2020-08-29
- 1