Interested Article - Азербайджанский театр
- 2021-08-27
- 1
Азербайджанский театр ( азерб. Azərbaycan teatrı ) — театральное искусство азербайджанского народа .
История
Истоки азербайджанского театрального искусства лежат в древнейших народных празднествах и плясках .
Элементы театрального действия присутствуют во многих видах азербайджанского народного творчества — в играх (« гизлянпач » — прятки , « кесалдыгач » — игра в поло), игровых песнях (« кэпэнэк » — мотылёк, « бэновшэ » — фиалка), в свадебных обрядах (« нишан » — обручение, « дуахгапма » — снятие вуали с лица невесты, « той » — свадьба), календарных празднествах (« новруз » — наступление весны, « кэв-сэдж » — подготовка к зиме) .
К первичным формам театральных представлений относят коллективный мужской танец « яллы », выступления скоморохов, кяндирбазов ( канатоходцев ), мухрадуздов и мухребазов, представления дервишей , «заклинателей» змей. Важную роль в становлении народного театра Азербайджана сыграли широко известные в народе театрализованные сцены «Коса-коса», «Каравелли», «Шах Селим», «Кечал пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Деве оюну» («Верблюжья игра»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Хан-хан» («Повелитель — судья»), «Тапдыг чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат лентяй»).
В средние века широкое распространение получает религиозно-мистериальный театр. К таким представлениям относится театрализованный обряд «Шабих», который проводился обычно в траурный Мухаррам .
Традиционный театр
Одним из популярных традиционных азербайджанских театров является килим-арасы («из-за ковра»), где разыгрываются сатирические сказки и анекдоты. Кукольник устраивается под ковром ( килимом ), свёрнутым особым способом и поддерживаемым двумя помощниками так, чтобы кукольника не было видно. Используются перчаточные и пальцевые куклы, причём для удобства они могут насаживаться на привязанные к пальцам исполнителя палочки размером с карандаш. Куклы также могут привязываться к коленям исполнителя (иногда по две куклы на колено). Представления проводятся под аккомпанемент музыкантов .
Возникновение национального театра
Конец XIX—нач. XX вв
Азербайджанский театр европейского образца возник во второй половине XIX века на основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова . Первый профессиональный театральный спектакль на азербайджанском языке был показан 10 (23) марта 1873 года. Инициаторами спектакля были педагог реального училища Гасанбек Меликов-Зардаби) и ученик училища Наджаф-бек Везиров . На сцене Бакинского общественного собрания учащиеся реального училища сыграли спектакль по пьесе М. Ф. Ахундова « Визирь Ленкоранского ханства ». 17 апреля 1873 года в том же зале Бакинского общественного собрания был показан второй спектакль — другая комедия М. Ф. Ахундова «Гаджи Кара» («Приключения скряги») . После первых постановок организация профессионального театра приостановилась, и некоторое время спектаклей в Баку не показывали. Зардаби был занят созданием газеты « Экинчи », а Наджафбек Везиров уехал учиться в Россию.
В 1883 году по инициативе азербайджанского миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева и на его средства в Баку был построен первый (и до 1911 года — единственный) в городе театр; он получил название Тагиевского театра .
Открытие в Шуше в 1881 году реальной школы, в 1894 году — начальной женской школы, а также открытие музыковедом Харратом Гулу музыкальной школы и привлечение туда молодых певцов вызвало интерес к театру у местной интеллигенции . Так, с 1892 года в Шуше в дни летних каникул молодыми педагогами стали устраиваться любительские спектакли. В первые годы репертуар состоял из произведений М. Ф. Ахундова .
Газета «Новое обозрение» 4 (17) августа 1884 года писала:
На днях молодые театралы-любители Шуши в третий раз показали спектакль на родном языке с благотворительными целями. Сначала была поставлена комедия «Мастали-шах», затем — «Гаджи кара», а вчера — «Везирь Ленкоранского ханства». Вскоре собираются сыграть комедию « Мусье Жордан ». Все они написаны известным среди кавказских мусульман Мирзой Фатади Ахундовым .
Рост числа любителей театра привел к появлению молодых драматургов. В 1890-е годы активное участие в любительском кружке молодых педагогов принимает участие преподаватель родного языка в русско-татарской школе в городе Шуше Г. Везиров. В 1892 году наряду с пьесами М. Ф. Ахундова любители ставят пьесу Г. Везирова «Жениться — не воды напиться». Этот спектакль был сорван фанатично настроенными верующими, актёрам пришлось бежать через чёрный ход. Мусульманское духовенство, считавшее литературу и театр непристойным занятием, стало препятствовать проведению спектаклей. Вступившая в борьбу с реакцией, передовая интеллигенция в Шуше организовывала новые спектакли. Летом 1894 года молодыми педагогами с благотворительной целью один за другим были даны три спектакля: «Гаджи Кара», « Мусье Жордан, ботаник и дервиш, Мастали-шах, знаменитый колдун », «Медведь, победитель разбойника» . В 1895 году эти же актёры осуществили, наконец, постановку Г. Везирова «Жениться — не воды напиться». Успех спектакля отмечался в газете «Тарджумен»:
Из Шуши ссобщают, что 27 августа молодежь города с благотворительной целью показала спектакль. Была с успехом сыграна комедия Г. Б. Везирова «Жениться — не воды напиться»; сбор спектакля — 500 рублей был передан в реальную школу. Князь Гасан хан премировал автора комедии серебряной посудой; молодежь же подарила ему дорогую чернильницу .
В 1896 году в Шуше была сыграна новая трагедия А. Ахвердова «Разоренное гнездо». Режиссёром спектакля был сам автор пьесы. В 1904 году любители осуществили постановку « Отелло » У. Шекспира . Переводчиком трагедии и исполнителем роли Отелло был Г. Везиров . В московской газете «Новости дня» об этом спектакле было написано:
Спектакль так сильно подействовал на зрителей, что в сцене смерти Дездемоны они не смогли сдержать слез. Как только закончился спектакль, зрители поспешили приобрести перевод пьесы «Отелло». В антракте зрители горячо приветствовали переводчика пьесы, выразив ему глубокое признание .
К концу XIX века спектакли на азербайджанском языке ставились в провинциальных городах — Нухе , Гяндже , Шемахе , Нахичевани и других. Организаторами театральных постановок являлись последователи ахундовской школы драматургии Наджаф-бек и Гашим-бек Везировы , Нариман Нариманов , Абдуррагим-бек Ахвердов , Джалил Мамедкулизаде , Сулейман Сани Ахундов .
В 1888 году в Баку Габиб-беком Махмудбековым при активном участии С. М. Ганизаде и Н. Нариманова была создана театральная труппа . В 1897 году был сформирован первый профессиональный коллектив — «Мусульманская драматическая труппа». Репертуар азербайджанского дореволюционного театра составлялся из произведений азербайджанских драматургов (М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А. Ахвердова, Д. Мамедкулизаде и др.), а также русских ( Н. В. Гоголь , И. С. Тургенев , Л. Н. Толстой ) и западноевропейских классиков ( У. Шекспир , Шиллер , Ж. Б. Мольер ). С первых же лет своего возникновения азербайджанский театр стал центром распространения идей просвещения и демократии. В пьесах «Горе Фахреддина», «Из-под дождя, да в ливень» Н. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», « Волшебница пери » («Пери Джаду») А. Ахвердова, «Невежество» и «Надир-шах» Н. Нариманова разоблачались нравы феодального общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистического строя, мракобесие и религиозный фанатизм .
Под влиянием русской революции 1905—1907 гг. возникают новые театральные труппы, т. н. «товарищества». В нефтедобывающих районах наряду с драматическими кружками создаётся специальная труппа при рабочей газете «Текамюль» под названием «Гамийет» для обслуживания рабочих зрителей. Спектакли труппы давались в салоне «Гранвио» торгового пассажа.
К началу XX века труппы азербайджанских актёров не только выступали в театрах различных городов Кавказа, но и выезжали на гастроли в центральные губернии России, а также в Среднюю Азию , где пользовались большим успехом и оказали влияние на становление местного театра; принимали участие в культурной жизни Ирана .
В 1908 году при благотворительном обществе «Ниджат» была создана единая драматическая труппа, объединяющая таких профессиональных актёров, как Г. Араблинский , С. Рухулла , А. Вели. Труппа располагала своим помещением, гардеробом, реквизитом. Кроме этого, труппа давала представления в театре Тагиева и в рабочих районах. Значительными событиями в истории азербайджанского театра были спектакли «Ага Мухаммед-шах Каджар» А. Ахвердова (1907), «Кузнец Гаве» Ш. Сами (1908), «Разбойники» (1907); «Мертвецы» Д. Мамедкулизаде (1916), «Отелло» (1910), в которых прославился выдающийся актёр и режиссёр Г. Араблинский , искусство которого было проникнуто революционно-романтическим пафосом.
В это время в репертуар азербайджанского театра вошли пьесы «Гавейи ахенгар» ( Ш. Сами ), «Беженцы» ( Шиллер ), «Аль-Мансур» (Г. Гейне), «Отелло» (У. Шекспир), «Врач поневоле» (Ж. Б. Мольер), «Ревизор», «Женитьба» (Н. В. Гоголь), «Первый винодел» (Л. Н. Толстой) и др.
В 1919 году был создан Азербайджанский государственный театр .
Развитие азербайджанского театра в советский период
После установления советской власти в Азербайджане все театры были национализированы, а их репертуар стал строго контролироваться властями . Правительство объединило разрозненые труппы, зачислило актёров на государственную службу. Благодаря стабильной финансовой поддержке государства национальный театр получает своё дальнейшее развитие. В 1920 году создается Объединённый государственный театр, включавший азербайджанскую, русскую, армянскую драматические и оперные труппы. В 1922 году драматическая азербайджанская труппа театра была преобразована в академический драматический театр. В 1920 году создается русский сатир-агиттеатр, преобразованный в 1923 году в Бакинский рабочий театр. В театре ставились миниатюры, обозрения, пародия на злободневные общественно-политические и бытовые темы. Наряду с этим, в репертуар включались инсценировки произведений классической литературы («Шинель» по Н. В. Гоголю , «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде» по А. С. Пушкину , «Великий инквизитор» по Ф. М. Достоевскому , «Маска», «Аптекарша» по Чехову и др.) . В 1921 году организован азербайджанский сатир-агиттеатр, на базе которого создается в 1925 году создан Бакинский азербайджанский рабоче-крестьянский театр, преобразованный в 1927 году в Бакинский тюркский рабочий театр. В 1928 — 1930 годах организован Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького, а в 1938 году Азербайджанский театр музыкальной комедии.
В 1922 году на основе труппы Тифлисского азербайджанского театра был создан Тифлисский азербайджанский драматический театр имени М. Ф. Ахундова , просуществовавший до 1947 года . В 1928 году азербайджанский театр был организован в Эривани — это был первый театр другого народа на территории Армении .
Музыкальный театр
Популярность театра в народе и развитие азербайджанских народных инструментов способствовали формированию новой формы театрального искусства — музыкального театра. В 1897—1898 годах в Шуше и 1901 — 1902 годах в Баку были показаны одноактные сценические картины по поэмам « Лейли и Меджнун » Физули и «Фархад и Ширин» Навои . 12 января 1908 года в Баку была поставлена первая национальной опера У. Гаджибекова «Лейли и Меджнун». С этой даты берет своё начало история азербайджанского профессионального музыкального театра. Первоначально репертуар азербайджанского музыкального театра состоял из произведений У. Гаджибекова, создавшего в 1908—1913 годах оперы «Лейли и Меджнун», «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас и Хуршид Бану», а также музыкальные комедии «Муж и жена», «Не та, так эта», «Аршин мал алан». Вскоре репертуар музыкального театра обогатился произведениями Зульфугара Гаджибекова ( опера «Ашик Гариб» и музыкальные комедии «Пятидесятилетний юноша», «Женатый холостяк»), оперой « Шах Исмаил » М. Магомаева , музыкальными комедиями «Молла Джаби» и «Вур-а-вур» М. М. Кязимовского , оперой «Сейфульмюльк» М. Амирова и др .
Современное положение
В декабре 2004 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ о создании театра в селе Алибейли , где в основном живут грузины - ингилойцы . Театр был создан на базе Народного театра имени Ильи Чавчавадзе при сельском доме культуры, который функционирует в селе с 1985 года.
В 2008 году по распоряжению президента Азербайджанской Республики , а также распоряжению председателя Верховного Меджлиса Нахичеванской АР был проведен 125-летний юбилей Нахичеванского музыкального драматического театра .
В 2012 году Шекинский драматический театр со спектаклем Жана Батиста Мольера « Одураченный муж » принял участие на Театральном фестивале тюркоязычных народов в городе Конья в Турции , где был удостоен двух специальных наград.
10 марта отмечается Национальный день театра. В первый раз был отмечен 10 марта 2013 года согласно распоряжению президента Азербайджана . На 2014 год в Азербайджане действует 26 государственных театров.
Симфонический оркестр Азербайджанского театра оперы и балета с 2008 года по приглашению принимает участие в фестивале «Гут Имлинг» оперного искусства в Германии .
В 2010—2013 годах в Азербайджанском государственном музыкальном театре была произведена реконструкция; здание было сдано после ремонта 18 апреля 2013 года.
Гянджинский государственный драматический театр в сентябре 2012 года участвовал в V Международном театральном фестивале, в городе Уфа в Башкортостане , со спектаклем « Месье Жордан и Дервиш Мастали Шах » Мирзы Фатали Ахундзаде .
В 2019 году Азербайджанскому государственному музыкальному и Азербайджанскому государственному русскому драматическому театрам по распоряжению Президента Азербайджанской Республики был присвоен статус академического .
См. также
Примечания
-
↑
9 марта 2011 года.
:
Истоки театрального искусства азербайджанского народа связаны с древнейшими народными празднествами и плясками.
-
от 31 октября 2013 на
Wayback Machine
:
Театр Азербайджана происходит от древних азербайджанских народных празднеств и плясок.
- БСЭ. Азерб. ССР. Театр и кино. стр. 479
- Голдовский, Борис. Куклы. Энциклопедия. — ЛитРес, 2018. — P. 16. — ISBN 9785457760585 .
- А. А. Алиева (1974). «Азербайджанский театр за 100 лет». Азербайджанское государственное издательство.
- Фатуллаев-Фигаров Ш. С. Бакинские архитекторы: конец XIX — начало XX веков. — Б. : Шарг-Гарб, 2013. — С. 230.
-
История русской музыки / Редактор К. Кондахчан. —
М.
:
Музыка
, 1994. — Т. VII. — С. 422.
В Баку впервые построено театральное здание — театр Г. З. А. Тагиева.
- Сарабский А. Г. К вопросу о налогах и поборах в дореволюционном театре Азербайджана // Искусство Азербайджана. — Б. , 1965. — Т. II .
- 15 октября 2007 года.
- И. С. Керимов (1991). «Становление и развитие азербайджанского театра». Баку, «Элм».
- Газета «Новое обозрение» 17 августа 1884 г.
- Газета «Новое обозрение» 16 августа 1894 г.
- Газета «Тарджумен» 10 сентября 1895 г.
- Газета «Новости дня» 8 сентября 1904 г.
- Алиева А. А. Азербайджанский театр за 100 лет. — Баку, 1974, с. 6
- ↑ 9 марта 2011 года.
- Б. Г. Гафуров , Б. А. Литвинский (1964). «История таджикского народа». Изд. восточной литературы, т. 2, ч. 2, с. 307.
- Э. А. Каримов (1983). «Творческие связи узбекской литературы». Ташкент, «Фан», с. 41.
- А. Н. Гулиев , (1967). «Дорогой свободы и счастья». Азербайджанское государственное издательство, с. 201.
- Азербайджан. экономика // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . — 2000.
- [bse.sci-lib.com/article099867.html Бакинский рабочий театр]
- . Дата обращения: 28 июня 2012. 22 октября 2015 года.
-
Б. Арутюнян.
Армянский театр / Под ред. А. Анастасьева. — История советского драматического театра: 1926-1932: Наука, 1967. — Т. 3. — С. 343. — 616 с.
Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.
- AZƏRBAYCAN RESPUBLİKASI PREZİDENTİNİN SƏRƏNCAMI. [ Cəlil Məmmədquluzadə adına Naxçıvan Dövlət Musiqili Dram Teatrının 125 illik yubileyi haqqında] (азерб.) . Дата обращения: 19 сентября 2020. 4 июля 2019 года.
- . www.alimeclis.az . Дата обращения: 19 сентября 2020. 29 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 28 марта 2014. 28 марта 2014 года.
- . Trend.Az (14 августа 2013). Дата обращения: 19 сентября 2020. 20 июня 2017 года.
- . Информационное Агентство Репорт . Дата обращения: 19 сентября 2020. 25 января 2021 года.
Источники
- 2021-08-27
- 1