Interested Article - Сая Сан

Сая Сан (бирм. ဆရာစံ; 24 октября 1876 — 28 ноября 1931) — бирманский политический деятель, буддийский монах и врачеватель, руководитель серии крупных антиколониальных восстаний в британской Бирме 1930—1933 годов.

При рождении получил имя Яр Чжо. Родился в крестьянской семье, в детстве был отдан на обучение в буддийский монастырь в родной деревне, через несколько лет перешёл монахом в монастырь Хпо Хму, где оставался до двадцатилетнего возраста, после чего переехал в деревню Нга Каунг, где женился и некоторое время зарабатывал на жизнь плетением ковриков и корзин и плотничеством. Через некоторое время получил известность как народный целитель и астролог и написал два трактата о традиционной бирманской медицине.

Нет сведений о том, когда и каким образом Сая Сан присоединился к революционному антибританскому движению в Бирме (которая в то время была британской колонией). Однако уже в начале 1920-х годов он представлял родную деревню в Моламьяйне , а в 1924 году был назначен националистическим Генеральным советом бирманских ассоциаций главой комиссии по исследованию условий жизни крестьянства страны. Примерно с этого же времени он начал пропагандировать изгнание из Бирмы британских колонизаторов и объединение всего бирманского народа под властью нового монарха, в роли которого видел себя; эта пропаганда нашла широкий отклик в крестьянских слоях, недовольных налоговым гнётом, особенно усилившимся после начала Великой депрессии и падения цен на рис. 18 октября 1930 года в Инсейне, недалеко от Рангуна, Сая Сан объявил себя королём Бирмы . Своих последователей он называл «Армией галонов» (галоном в бирманской мифологии называется мифическая птица, аналог индийской гаруды, убивающая злого дракона).

Восстание началось 22—23 декабря 1930 года в , а в скором времени распространилось на всю дельту Иравади . Своего пика волнения достигли к середине 1931 года, охватив значительные территории Верхней и Нижней Бирмы и шанских княжеств. Главными требованиями восставших были снижение налогов, взимаемых с крестьян, свободное пользование лесами и независимость Бирмы от Британской империи . Практически сразу же после начала восстания на его подавление были брошены британские колониальные войска, вооружённые огнестрельным оружием, тогда как оружием повстанцев были почти исключительно мечи и копья. Известно, что Сая Сан призывал своих воинов делать на телах особые татуировки, которые якобы должны были сделать повстанцев неуязвимыми для пуль. Уже к июлю 1931 года основные силы восставших были фактически разгромлены, Сая Сан бежал в шанские горы, где был 2 октября арестован в и доставлен в Тхерравади, где решением специально созданного трибунала спустя несколько месяцев был, несмотря на усилия его защитника Ба Мо , казнён через повешение. Отдельные разрозненные повстанцы, тем не менее, продолжали сопротивление британцам на протяжении 1932 и начала 1933 годов.

Восстание Сая Сана считается последним восстанием в Бирме, стремившимся восстановить в этой стране монархию, хотя первоначально его причины были в первую очередь экономическими. Оно также стало одним из крупнейших народных антибританских восстаний в истории Бирмы, в ходе него погибло более 10 тысяч человек.

Примечания

  1. Saya San // (англ.)
  2. Solomon, Robert L. Saya San and the Burmese Rebellion (англ.) // (англ.) : journal. — 1969. — Vol. 3 . — P. 209—223 . — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Сая Сан