Interested Article - Саунг

Саунг ( бирм. စောင်းကောက် ; саун гау) — дуговая арфа , распространённая на территории Мьянмы . Считается самым престижным инструментом страны и ассоциируется с придворным камерным ансамблем . Последняя сохранившаяся в Юго-Восточной Азии арфа .

Внешний вид

Саунг представляет собой горизонтальную дуговую арфу (код 322.1 по системе Хорнбостеля — Закса ) . Имеется две разновидности: богато украшенная крупная бирманская арфа размером 80 × 16 × 16 см с 13—16 струнами и более простая, народная арфа монов и каренов с 5—7 струнами, которые удерживают колки́ .

Струны бирманской арфы обычно шёлковые либо нейлоновые . Струны натягиваются шнурами, обёрнутыми вокруг рамы и завершающимися декоративными кистями . Нижняя часть представляет собой резонатор, изготовленный из твёрдых пород дерева и покрытый оленьей кожей с 4 отверстиями, а закруглённую верхнюю делают из корня акации, формой напоминающего лист священного дерева бодхи . Сверху корпус саунга покрывают тремя слоями чёрного лака, наиболее дорогие образцы украшают резьбой, листовым золотом и драгоценными камнями . У современных саунгов появились колки.

История

Происхождение однозначно не установлено; имеется теория о родстве с шумерской горизонтальной дуговой арфой, которую якобы принесли на территорию современной Мьянмы из Индии вместе с буддизмом; она основана на археологических находках , при этом не подтверждается лингвистически: слово vīṇā в языках Мьянмы не зафиксировано . Наиболее раннее изображение саунга датируется серединой VII века, арфу изобразили на рельефе из Шрикшетры , об арфах с колками упоминают китайские источники VIII века, описывающие послов царства Пью . Женщины играли на саунгах при дворе в средневековом Пагане , в пагоде (ок. 1125) сохранились изображения шнуров, которыми струны прикреплены к корпусу арфы; там же записано древнее название саунга — сон .

В государстве Ава (1364—1555) у саунга было 11 струн; в начале XIX века придворный арфист добавил к ним ещё две, получив 13 струн, на которых можно было сыграть примерно 2,5 октавы . Последний придворный арфист (1855—1933) добавил 14-ю, а выдающийся исполнитель — ещё две, получив в середине 1950-х годов современный 16-струнный саунг .

Незадолго до Второй мировой войны изготовление новых арф прекратилось, однако работавшие в Государственном институте изящных искусств потомки придворных резчиков по дереву и лакировщиков У Хма Чжи (1917—) и У Тхун Мьаин восстановили их производство, создавая по 30 в год . До Кхин Мэ (1911—1964), ученица У Маун Маун Чжи, стала первой преподавательницей арфы в этом институте .

Единой системы музыкальной нотации в мьянманской музыке нет, передача мелодий традиционно проходила устно .

Игра на саунге

Национальные инструменты Мьянмы, с левого нижнего угла по часовой стрелке: гобой , саунг, ксилофон , бамбуковые кастаньеты , ещё один саунг и флейта

При игре арфист скрещивает ноги, арфу кладут на колени горизонтально, так что резонатор находится на правом бедре, а закругление — на левом . Пальцами правой руки извлекают звуки из струн с наружной стороны, а левую кисть опирают о раму изнутри и прижимают большим пальцем струны, чтобы создать эффект стаккато или увеличить высоту звучания струны . Из-за расположения струн от длинных к коротким, обычное движение правой руки музыканта снизу вверх извлекает сперва высокие звуки, а затем низкие, в отличие от европейской арфы .

До XIX века бирманский саунг можно было услышать только в придворных ансамблях, где он был то солирующим, то аккомпанирующим инструментом, либо играл один . Умение играть на саунге высоко ценилось, лучшие арфисты занимали высокие должности . В XXI веке арфа обычно аккомпанирует певцу, который устанавливает темп звуками небольших тарелочек и бамбуковой колотушки . Классические придворные песни используют пентатонический звукоряд , они распространены по всей территории страны и знакомы большинству населения .

Государственный институт изящных искусств установил в 1950-х годах, что настройка саунга производится от ноты «до», однако в камерной музыке настройка шла от ре .

Примечания

  1. , p. 253.
  2. , p. 57.
  3. , p. 399.
  4. , p. 460.
  5. .
  6. , p. 169.
  7. , p. 168.
  8. , p. 400.
  9. , p. 417.
  10. , p. 167.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Саунг