Interested Article - Фигурные стихи

«Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона » Симеона Полоцкого
«Веер» Сергея Третьякова ( 1913 )

Фигурные стихи или графические стихи , также стихографика и каллиграмма , — разновидность поэтической типографики , стихи , в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета ( монограмма , ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок . Известны с III века до н. э.

Ещё древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца , секиры и крыльев, с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке (позже именно от его творчества отталкивались русские символисты; в особенности обрывочный приём Андрея Белого , т. н. « лесенка », явно вдохновлён поэмами Полоцкого). Рабле в XVI веке сочинил оду бутылке . Поэзия барокко любила стихи-рисунки ( Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста); в России XVII века они были в большой моде. В XVIII XIX веках фигурные стихи писали:

Позже фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты :

Каллиграммы Аполлинера

«Стих для Лу» Гийома Аполлинера, 9 февраля 1915

Французский поэт Гийом Аполлинер выпустил в 1918 году сборник графических стихов , которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»).

Каллиграммы Аполлинера, как правило, представляют собой коллажи из рукописных фрагментов, не поддающихся прочтению ввиду неразборчивости почерка, что служит ещё одним подтверждением того факта, что в художественной речи номинативная функция зачастую становится вторичной по отношению к функции изобразительной.

Слово вошло и в другие языки, включая русский.

См. также

Примечания

  1. Журнал «График», издательство « », Будапешт , «Очерк по истории каллиграммы», Иштван Лантош: «Аполлинер подчеркнул также, что задача типографики состоит здесь не просто в том, чтобы выделить наиболее важные слова, а в том, „чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижёр одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры“» .
  2. Tristan Vigliano.

Литература

  • Фигурные стихи // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1139—1140. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. — М.; Л, 1953. — С. Лист между с. 128 и 129.
  • Лотман Ю. М. .
  • Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. — Ленинград: Просвещение, 1972. — 272 с.
  • Лотман Ю. М. . — СПб. : Искусство-СПб, 1996. — С. 77—81. — 846 с.
  • // Анна Благая : веб-сайт.
  • Павел Сергеев. // Аэрофлот : журнал.

Ссылки

Источник —

Same as Фигурные стихи