Interested Article - Список фильмов в общественном достоянии в США

Ниже представлен список фильмов , находящихся в общественном достоянии в США . В него включены только художественные ленты, о мультипликационных фильмах см. .

Подавляющее большинство фильмов США защищены авторским правом , однако несколько сотен лент находятся в общественном достоянии . Это означает, что ни одно правительство, организация или частное лицо не владеет никакими авторскими правами на произведение, и как таковое оно является общей собственностью . Некоторые фильмы в этом списке могут включать элементы из других произведений, на которые всё ещё распространяется авторское право, даже если сам фильм не защищён им.

Большое количество фильмов США в общественном достоянии можно найти в Архиве Интернета , где их можно бесплатно смотреть и скачивать .

Авторское право или общественное достояние?

Официального списка фильмов (или других работ), находящихся в общественном достоянии, не существует. Даже эксперты в области общественного достояния иногда расходятся во мнениях относительно того, находится ли тот или иной фильм в общественном достоянии. Зачастую бывает очень непросто определить статус общественного достояния фильма, поскольку он может включать в себя какой-либо элемент (или несколько их), защищаемых авторским правом, например, графические персонажи (например, Багз Банни или Микки Маус ), вымышленные персонажи (например, Джеймс Бонд ) и пр. Авторское право на фильм включает в себя статус авторского права на множество элементов, составляющих его. Фильм может потерять свои авторские права на некоторые из этих элементов, сохраняя при этом авторские права на другие. Яркий пример: использование музыки в фильме может вызвать неопределенность в отношении авторских прав. Согласно законам США на 2010 год, неизвестно, является ли использование музыки в фильме публикацией музыки с целью защиты авторских прав. Суды разных инстанций и разных федеральных судебных округах могут по разному решать вопрос, является ли данный конкретный фильм объектом авторского права, либо же находится в общественном достоянии.

Все работы, созданные государственными служащими США в рамках их официальных должностных обязанностей, находятся в общественном достоянии с момента их создания. Статус работ, выполненных подрядчиками, зависит от условий их контракта. Однако это относится только к федеральному правительству , а не к правительствам штатов или местным органам власти, которые на авторское право в зависимости от законов своего штата.

Документирование статуса «общественное достояние»

Не существует единого метода определения того, находится ли фильм или его части в общественном достоянии. Однако возможно применить несколько методов для документирования статуса фильма как «общественное достояние».

Регистрация авторских прав на кинофильмы до 1978 года публиковалась в полугодовых . Библиотека Конгресса также публиковала сводные каталоги авторских прав на регистрацию кинофильмов за периоды с 1894 по 1989 года (в семи томах) . Также несколько десятилетий регистрацией авторских прав на фильмы (не короткометражные, производства США) занимался проект .

Фильмы, чья премьера состоялась до 1 марта 1989 года, должны были содержать действительное уведомление об авторских правах, чтобы претендовать на них. Как минимум, уведомление об авторских правах должно было включать словосочетание «авторское право» или приемлемое обозначение (например, © ) , год премьеры (который не мог опережать фактическую премьеру более чем на один год) и название организации, претендующей на авторское право . Например, эпизоды мультсериала « » (1965—1966) вышли с неполным уведомлением об авторских правах: с указанием года и символа авторского права, но без указания заявителя.

В результате принятия Закона об имплементации Бернской конвенции уведомление об авторских правах не требуется для фильмов, чья премьера состоялась 1 марта 1989 года или позже . Также было решено, что некорректное уведомление или его отсутствие не приведёт к аннулированию авторских прав на фильмы, чья премьера состоялась в период с 1978 год по 1 марта 1989 года, при условии, что соответствующее уведомление было добавлено к последующим копиям .

По состоянию на 2022 год, все кинофильмы, снятые и показанные до 1927 года , являются общественным достоянием в США без исключений. Эта дата будет ежегодно сдвигаться на один год вперёд, что означает, что фильмы, выпущенные в 1927 году, станут общественным достоянием в 2023 году, фильмы 1928 года — в 2024 году и так далее, завершая тем, что фильмы 1977 года станут общественным достоянием в 2073 году. На фильмы, чья премьера состоялась после 31 декабря 1977 года, это правило «95 лет» не распространяется.

На фильмы, зарегистрированные в период с 1927 по 1963 год, должны были быть продлены авторские права, чтобы они не стали общественным достоянием. В результате принятия « » 1992 года, авторские права, зарегистрированные в период с 1964 года и позже, были автоматически продлены.

До принятия « Закона о продлении срока действия авторских прав » в 1998 году срок действия авторских прав в США составлял 75 лет , при этом произведение становилось общественным достоянием 1 января 76-го года с момента создания (так, например, фильм, снятый в 1930 году, авторские права на который были должным образом защищены, зарегистрированы и обновлены, перейдёт в общественное достояние 1 января 2006 года). Теперь он был увеличен до 95 лет , однако этот закон недвусмысленно отказался восстанавливать какие-либо авторские права, срок действия которых истек до его принятия. 1 января 2019 года истёк срок продления авторских прав на 20 лет, и с тех пор каждый год в общественное достояние стали поступать новые работы.

Список

Многие из перечисленных ниже фильмов основаны на романах, повестях, пьесах, журнальных историях или комбинации этих источников. В некоторых случаях авторское право на фильм истекло из-за невозобновления, в то время как основной литературный или драматический источник всё ещё защищён авторским правом. Например, фильм « Его девушка Пятница » (1940) перешёл в общественное достояние в 1969 году, потому что авторские права на него не были продлены , однако он основан на пьесе 1928 года « », на которую распространяется авторское право до 2024 года, и поэтому вопрос «находится ли этот фильм в общественном достоянии» (имеется в виду период между 1 января 1969 года и 1 января 2024 года) является несколько спорным.

В данном списке отсутствуют фильмы, чья премьера состоялась до 1 января 1928 года, а также нет фильмов производства Правительства США. Здесь отсутствуют ленты, выпущенные позднее 1968 года (исключение: указан один фильм 1978 года). Также здесь нет фильмов, выпущенных под свободной лицензией (например, Creative Commons ), на том основании, что технически они не являются общественным достоянием, хотя ими можно свободно делиться и пользоваться. Перечислены только полнометражные художественные фильмы (за единичными исключениями — в списке присутствуют две короткометражные ленты серии « Три балбеса »).

Кроме того, в целях разумности охвата, в список включены далеко не все фильмы, находящиеся в общественном достоянии в США, а лишь несколько десятков наиболее известных .

В большинстве случаев причиной перехода фильма в общественное достояние является непродление авторских прав, иные причины указаны в столбце «Комментарии».

Данный список никогда не будет полным и исчерпывающим, так как 1 января каждого года в общественное достояние в США переходят десятки фильмов, на которые окончился срок действия авторских прав.

Сортировка по умолчанию — по названию фильма, по алфавиту. Также любой столбец можно отсортировать по алфавиту (по убыванию-возрастанию), нажав на чёрные треугольники в заглавии столбца.

Название Год премьеры Год перехода в ОД Комментарии, ссылки (на IMDb )
1930 1958
Алжир 1938 1966 Первый голливудский фильм кинозвезды Хеди Ламарр . Картина послужила источником вдохновения для знаменитой « Касабланки » (1942).
1947 1975
1951 1951 Фильм производства Франции и Италии. В США известен под названием «Утопия». Последняя лента британо-американских киноактёров-комиков Лорела и Харди .
1949 1977
Бадья крови 1959 ?
Безумие-13 1963 ? 3-я (из 36) полноценная работа Фрэнсиса Форда Копполы как режиссёра.
Безумный монстр 1942 ?
Бекки Шарп 1935 ? Фильм открывает эпоху настоящего цветного кино , пришедшего на смену двухцветным процессам « бипак » .
Белый зомби 1932 ? Исходный материал фильма защищён авторским правом . Первый полнометражный фильм о зомби , давший рождение поджанру ужасов «фильм о гаитянском вуду ».
1936 1960-е 15-я из 190 короткометражек о приключениях Трёх балбесов .
1958 ? Колоризированная версия фильма защищена авторским правом.
Бремя страстей человеческих 1934 1962
1934 ?
Великий Фламарион 1945 ?
Взлёты и падения 1937 1965
Вне закона 1943 1971
1941 1969 Две номинации на «Оскар».
1934 ?
1940 ?
Глен или Гленда 1953 ? Эдварда Вуда , в которой он выступил в качестве режиссёра, сценариста, продюсера и исполнителя главной роли. Считается одним из .
1955 ?
1939 ?
1941 ?
1930 1958
1938 1966
1941 1968
Дебби покоряет Даллас 1978 1981 В связи с неверным оформлением авторских прав, фильм перешёл в общественное достояние через три года после премьеры , однако « Даллас Ковбойс » имеют право вето на коммерческий показ ленты из-за несанкционированного использования их товарных знаков . Самый успешный порнофильм своего времени . Считается одним из самых важных релизов периода так называемого « порношика » (1969—1984) , и остаётся (данные 1999 года) одним из самых известных порнофильмов США .
1950 ? Второй фильм (из тех, что с указанием в титрах) кинозвезды Полли Берген .
1952 1980
1930 1958 1-я (из 16) роль в кино известного танцора, певца и актёра .
1932 1960
1951 1978
Дом ночных призраков 1959 ?
1952 1980
Дорога на Санта-Фе 1940 1968
Дьявольская летучая мышь 1940 ?
Его девушка Пятница 1940 1967 Фильм основан на пьесе 1928 года « », на которую распространяется авторское право до 2024 года .
1947 1960-е 101-я из 190 короткометражек о приключениях Трёх балбесов .
1959 ?
Животное царство 1932 1960
Жизнь с отцом 1947 1975
1931 1959
1930 1958
Звезда родилась 1937 1965 «Оскар» в категории «Лучший сюжет». Студии Warner Bros. принадлежат права на элементы фильма (нитратные негативы, сценарий, музыкальное сопровождение и права́ на ремейки); восстановленная версия 2022 года принадлежит ей полностью.
Зыбучий песок 1950 ?
1931 1958
1933 ?
1950 ?
Капитан Кидд 1945 1972 Последний (из 58) фильм режиссёра Роулэнда Ли .
Карнавал душ 1962 1962 В связи с отсутствием уведомления об авторских правах фильм перешёл в общественное достояние сразу же после премьеры. В 1990-х годах были несколько судебных исков о восстановлении авторских прав на эту ленту . Единственный полнометражный фильм как режиссёра.
1931 1958
Королевская свадьба 1951 1978 2-я (из 32) работа Стэнли Донена как режиссёра.
Косяковое безумие 1936 1936 В связи с неправильным оформлением уведомления об авторских правах фильм перешёл в общественное достояние сразу же после премьеры .
Красный дом 1947 ?
Кричащий череп 1958 1958 Авторские права на фильм не оформлялись. Режиссёрский дебют .
Кровь на солнце 1945 1973 «Оскар» в категории « Лучшая работа художника-постановщика ».
1930 1958
1930 1958
Лесси в разрисованных холмах 1951 1979
1939 ?
1959 ?
1939 1967
1946 ?
Магазинчик ужасов 1960 1988
Маклинток! 1963 1991 Музыка к фильму защищена авторским правом.
1939 1967
Маленький дивиденд отца 1951 1978
Манос: Руки судьбы 1966 1968 Неправильно оформленное уведомление об авторском праве привело к тому, что фильм перешёл в общественное достояние через два года после премьеры .
Маньяк 1934 ?
Мёртв по прибытии 1949 1977
1931 1959
1951 1978
1962
(завершён в 1959)
1962 Фильм был готов в 1959 году (под названием «Чёрная дверь», позднее — «Голова, которая не могла умереть»). По ряду причин он вышел на экраны только в 1962 году, когда и обнаружилось отсутствие уведомления об авторских правах, что привело к тому, что фильм стал общественным достоянием сразу же после премьеры .
1948 ?
Мой слуга Годфри 1936 ? Сценарий фильма защищён авторским правом.
Моя любимая брюнетка 1947 1975
1933 ?
Нападение гигантских пиявок 1959 ?
Наш городок 1940 ? Шесть номинаций на «Оскар».
Неожиданный 1954 1983
1956 ?
Ничего святого 1937 1965
Ночь живых мертвецов 1968 1968 Фильм не имел уведомления об авторских правах, были ошибки дистрибуции, поэтому он перешёл в общественное достояние сразу после премьеры. Ремейк 1990 года защищён авторским правом. Первый (из 24) фильм Джорджа Ромеро как режиссёра.
Объезд 1945 ?
Огни опасности 1930 1958
1931 1959
1934 1934 Из-за неправильно оформленного уведомления об авторских правах фильм перешёл в общественное достояние сразу после премьеры.
Одноглазые валеты 1961 1988 Единственная работа Марлона Брандо как режиссёра.
Первая полоса 1931 ? Три номинации на « Оскар »: « Лучший фильм », « Лучшая режиссёрская работа » (Льюис Майлстоун) и « Лучшая мужская роль » (Адольф Менжу) .
План 9 из открытого космоса 1959 1987 «Худший фильм всех времён» .
Погоня 1946 ? Независимый фильм , оставшийся без правообладателя .
Познакомьтесь с Джоном Доу 1941 1969 49-е место в списке « 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии AFI ».
1946 1974
1930 1958
1942 ?
1933 1933 В связи с неправильным оформлением уведомления об авторских правах фильм перешёл в общественное достояние сразу же после премьеры.
Попутчик 1953 ?
1954 1972 Отметка об авторском праве гласит «1944 год», эта ошибка (использовались римские цифры ) привела к тому, что фильм перешёл в общественное достояние не через 28 лет после премьеры, а через 18 . Музыка к фильму защищена авторским правом.
Последний человек на Земле 1964 1992 Источник, роман « Я — легенда », защищён авторским правом.
Посрами дьявола 1953 1980
1951 1978
1930 1958
Прощай, оружие! 1932 1960 Четыре номинации на « Оскар » и две победы: за лучшую операторскую работу и за лучший звук .
Путешествие на доисторическую планету 1965 ? Фантастический фильм , перемонтированный из советской киноленты 1961 года « Планета бурь ».
1932 1960
Ревизор 1949 ?
1956 1984 Впервые на экране (эпизод без указания в титрах) будущая кинозвезда Валери Харпер . Единственное появление в кино певца Фрэнки Лаймона и его группы The Teenagers .
Санта-Клаус завоёвывает марсиан 1964 ? Впервые на экране актриса Пиа Задора . Первое официально подтверждённое появление персонажа Миссис Санта-Клаус в полнометражном кинофильме.
Сексуальное безумие 1938 ?
1930 1958
1950 середина 1980-х Первая англоязычная экранизация известной французской пьесы .
Слишком поздно для слёз 1949 ?
Смертельные попутчики 1961 1961 Из-за того, что забыл поместить уведомление об авторских правах на фильм, он перешёл в общественное достояние сразу же после премьеры . Первый художественный фильм Сэма Пекинпы как режиссёра.
Снега Килиманджаро 1952 ? Рассказ-первоисточник защищён авторским правом. Две номинации на «Оскар».
1939 ?
Соль земли 1954 1982
Странная любовь Марты Айверс 1946 1974 Впервые на экране будущая кинозвезда Кирк Дуглас .
Страх 1963 1963 В связи с отсутствием уведомления об авторских правах фильм перешёл в общественное достояние сразу же после премьеры . В начале 1990-х годов Корман (режиссёр этой ленты) попросил малоизвестного режиссёра Марка Гриффитса отснять 12 минут дополнительных кадров с участием Дика Миллера , таким образом «создав новый фильм» под названием «Возвращение страха» (1991), чтобы Корман смог заявить о своих авторских правах .
Страх и вожделение 1953 ? Первый полнометражный фильм Стэнли Кубрика как режиссёра.
Тайны Канзас-Сити 1952 ?
1929 1957
1959 1987
1951 1978
Удивительный мистер Икс 1948 ?
1938 1966
Улица греха 1945 ?
Человек с золотой рукой 1955 ? защищена авторским правом.
Чужестранец 1946 1973 Первый нуар режиссёра Орсона Уэллса . Первый голливудский фильм, в котором представлены документальные кадры Холокоста . «Оскар» за лучший литературный первоисточник .
Шарада 1963 1963 В связи с неверным оформлением уведомления об авторских правах фильм стал общественным достоянием сразу же после премьеры, однако музыка и сценарий до сих пор защищены авторским правом. 75-я из 77 ролей кинозвезды Кэри Гранта .
Эта замечательная жизнь 1946 1975 Сценарий фильма остаётся защищённым авторским правом (рассказ « », который перейдёт в общественное достояние в 2038 году) . Republic Pictures также приобрела эксклюзивные права на музыку к фильму . 1-е место в списке « 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии AFI ».
1945 ? Три номинации на «Оскар».

См. также

Примечания

  1. (англ.) // royaltyfreemusic.com // Архивировано из 7 октября 2011
  2. Гай Лодж. от 26 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // The Guardian // 20 августа 2018
  3. Ллойд Л. Рич. (англ.) // publaw.com // Архивировано из 4 сентября 2015
  4. (1951) // Библиотека Конгресса // т. 2
  5. Эрни Смит. от 17 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // tedium.co // 24 октября 2017
  6. от 24 июля 2011 на Wayback Machine (англ.) // chart.copyrightdata.com
  7. Саманта Лэдуиг. от 28 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // vulture.com // 5 сентября 2017
  8. от 24 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // март 2021 // copyright.gov // стр. 2
  9. Николас Рэполд. от 13 октября 2023 на Wayback Machine (англ.) // The New York Times // 14 февраля 2014
  10. Эндрю Шварц. от 28 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // screencraft.org // 7 ноября 2022
  11. То есть безусловно соответствующих установленным в русской Википедии критериям значимости . Помимо информации о фильме в кинематографических базах данных (например, IMDb ) должны легко искаться несколько авторитетных источников . В ознакомительных целях также можно прочесть Википедия:Критерии значимости фильмов . Кроме того, в статье (на русском либо английском языке) о фильме должен присутствовать авторитетный источник, утверждающий, что данная конкретная лента находится в общественном достоянии.
  12. Норберт Эпинг. от 28 января 2021 на Wayback Machine (2014) // изд. McFarland & Company // стр. 193 // ISBN 9780786451746
  13. (англ.) // hometheaterforum.com // 10 февраля 2004 // Архивировано из 13 февраля 2019
  14. Крис Коффел. от 26 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // Bloody Disgusting // 24 ноября 2015
  15. Гэри А. Смит. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2009) // изд. McFarland & Company // стр. 8, 48—49 // ISBN 9780786433094
  16. . Дата обращения: 22 июня 2012. 28 июля 2012 года.
  17. Гэри Д. Родс. от 26 ноября 2022 на Wayback Machine (2006) // изд. McFarland & Company // стр. 280 // ISBN 9780786427628
  18. Райан Тарек. (англ.) // shocktillyoudrop.com // 6 июля 2010 // Архивировано из 1 марта 2016
  19. Дэвид Дж. Хоган. (2011) // изд. Applause Theatre & Cinema // ISBN 9781557839329
  20. Майк Перос. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2016) // изд. University Press of Mississippi // ISBN 9781496809933
  21. Джон Уилсон. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2007) // изд. Grand Central Publishing // ISBN 9780446510080
  22. . Дата обращения: 8 декабря 2011. 1 мая 2011 года.
  23. Боб Херцберг. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (2013) // изд. McFarland & Company // стр. 114 // ISBN 9781476601243
  24. Джейми Бротертон, Тед Окуда. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2013) // изд. McFarland & Company // стр. 152 // ISBN 9780786433636
  25. Хэл Эриксон. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // MTV News // 18 апреля 2007
  26. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // 657 F.Supp. 454 (1987) // leagle.com
  27. Джеффри Миллер. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2002) // изд. // стр. 152—153 // ISBN 9781550225280
  28. Harless, James D. (англ.) . — Dubuque, IA: W. C. Brown Co. Publishers, 1985. — P. . — ISBN 978-0697001245 .
  29. Sam Stall; Lou Harry; Julia Spalding. (англ.) . — (англ.) , 2004. — P. 182. — ISBN 1-931686-54-8 .
  30. (англ.) . (англ.) . — University of California Press , 1999. — P. 170. — ISBN 0-520-21943-0 . 12 ноября 2023 года.
  31. Брэд Миска. (англ.) // Bloody Disgusting // 12 января 2017 // Архивировано из 11 марта 2018
  32. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (1973) // изд. Suncraft International // стр. 62
  33. Мэттью Джексон. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // // 6 марта 2017
  34. Мэттью Дессем. от 26 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Slate // 19 июля 2017
  35. Брайан Ханнан. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (2016) // изд. McFarland & Company // стр. 272 // ISBN 9780786498130
  36. Джеймс Л. Нейбо. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (2016) // изд. Rowman & Littlefield // стр. 184 // ISBN 9781442260962
  37. Энтони Слайд. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2013) // изд. McFarland & Company // ISBN 9781476604572
  38. Аиша Харрис. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Slate // 11 апреля 2013
  39. Гэри Р. Эджертон, Питер Си. Роллинс. (2014) // изд. University Press of Kentucky // стр. 274 // ISBN 9780813158297
  40. от 29 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // publicdomainmovie.net
  41. Патрик Андерсон. от 17 октября 2013 на Wayback Machine (англ.) // psychedelic-library.org
  42. Джон Стэнли. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // San Francisco Chronicle // 3 января 2013
  43. Джон Нотт. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // starburstmagazine.com // 20 июня 2015
  44. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Billboard // 14 мая 1994 // стр. 73, 82
  45. Джейк Россен. (англ.) // Playboy // 24 сентября 2015 // Архивировано из 3 декабря 2015
  46. от 30 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // copyrightdata.com
  47. от 15 июня 2023 на Wayback Machine (англ.) // tcm.com // Обзор фильма от Натаниэля Томпсона // 4 декабря 2006
  48. Эстер Райта Синофски. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (1988) // изд. Copyright Information Services // стр. 29 // ISBN 9780914143123
  49. Том Шейлс. от 28 января 2021 на Wayback Machine (англ.) // The Washington Post // 24 мая 2003
  50. Бернд Херцогенрат. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (2009) // изд. Scarecrow Press // стр. 151 // ISBN 9780810867369
  51. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // filmthreat.com // 9 июля 2004
  52. (англ.) . The Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Дата обращения: 31 марта 2012. 24 декабря 2013 года.
  53. Thompson, L. . Los Angeles Times (15 октября 2011). Дата обращения: 27 марта 2021. 16 августа 2022 года.
  54. . Rotten Tomatoes . Fandango Media . Дата обращения: 31 декабря 2018. 28 декабря 2020 года.
  55. Шон Эксмейкер. от 26 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // cinephiled.com
  56. Саманта Лэдуиг. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Business Insider // 9 сентября 2017
  57. от 24 июля 2011 на Wayback Machine (англ.) // copyrightdata.com
  58. Джонатан Малкольм Лэмпли. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (2014) // изд. McFarland & Company // стр. 98 // ISBN 9780786457496
  59. Фэй Цукерман. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (23 марта 1985) // Billboard // стр. 22
  60. Дейв Кер. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // The New York Times // 10 мая 2013
  61. Мэттью Роу. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // filminquiry.com // 12 февраля 2019
  62. Фред Олен Рэй. от 25 ноября 2022 на Wayback Machine (1991) // изд. McFarland & Company // стр. 51 // ISBN 9780899506289
  63. Брэд Стивенс. от 25 ноября 2022 на Wayback Machine (2010) // изд. McFarland & Company // стр. 34 // ISBN 9780786481880
  64. Шон Хатчинсон. от 22 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // // 6 апреля 2017
  65. Дейв Кер. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // The New York Times // 10 июля 2007
  66. Шейла Каррэн Бернард, Кенн Рэбин. (2012) // изд. Taylor & Francis // стр. 119 // ISBN 9781136060861
  67. Ноэль Мюррей. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // The A.V. Club // 23 ноября 2005
  68. Джеральд Пири. от 25 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // The Boston Globe // 10 октября 2010
  69. от 14 октября 2018 на Wayback Machine (англ.) на сайте cocatalog.loc.gov
  70. Стивен Кокс. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (2003) // изд. Cumberland House Publishing // ISBN 9781581823370
  71. Тед Неси. (англ.) // wpri.com // 29 ноября 2010 // Архивировано из 27 января 2012
  72. Сьюзан Кинг. от 23 ноября 2022 на Wayback Machine (англ.) // Los Angeles Times // 24 февраля 1991

Литература

  • Дэвид Пирс. (июнь 2007) // Film History: An International Journal // Vol. 19, #2 // стр. 125–143
  • Стивен Фишмен. (2010) // изд. // ISBN 9781413312058
  • Ричард Стим. (2016) // изд. Nolo // ISBN 9781413323139

Ссылки

  • (англ.) // prattlibrary.org
  • (англ.)
Источник —

Same as Список фильмов в общественном достоянии в США