Interested Article - Пирожок (поэзия)

Пирожок — малый поэтический жанр , сформировавшийся в 2003 году и получивший к настоящему времени широкое распространение, прежде всего в Интернете .

История

Первые пирожки появились на сайте stih.ru , ответвлении сайта hokku.ru , где группировались авторы русских хокку .

В 2003 году Владислав Кунгуров (псевдоним — al cogol ) опубликовал на сайте stih.ru несколько четверостиший, написанных белым четырёхстопным ямбом , без прописных букв и знаков препинания . Цикл этот назывался «Пирожки», многие из четверостиший были о еде:

а вот ещё весёлый случай
вчера пролил я молоко
а пил его я на балконе
внизу стоял сосед в очках

Увидев эти четверостишия, Вадим Саханенко (псевдоним — Сохас) пригласил их автора на свой форум, посвящённый хокку, а также экспериментам с другими микроформами поэзии, чтобы и дальше писать там такие «пирожки». Через некоторое время другие жанры на форуме угасли, пирожки же увлекали всё новых авторов.

В 2005 году сообщество, посвящённое пирожкам, появилось в « Живом Журнале » , после чего пирожки перестали быть достоянием узкой группы авторов и начали постепенно завоёвывать популярность среди читателей.

Распространение

В настоящее время в интернете пирожки публикуются на сайте perashki.ru , в « Живом Журнале » и многих других источниках, они также получили широкое распространение в социальных сетях. Так, наиболее популярная пирожковая группа «Пирожки+» в социальной сети « ВКонтакте » к началу 2021 года насчитывала уже более 540 тыс. подписчиков.

Начиная с 2009 года пирожки публикуются не только в интернете, но и на бумаге. На сегодняшний день уже вышло несколько как коллективных, так и индивидуальных авторских сборников.

Пирожки публиковались в различных периодических изданиях, существуют посвящённые им радиопрограммы (например, на « » ).

Жанровые особенности

В жанровом отношении прототипами пирожков называют, с одной стороны, частушку и особенно её разновидность — нескладуху , а с другой — традиционные жанры японской поэтической миниатюры: танка , хайку и особенно шуточное трёхстишие сэнрю . Непосредственно в русской поэзии жанр пирожков, по мнению исследователей, «возник под влиянием иронической поэзии рубежа веков, восходящей к поэтике обэриутов » , среди разновидностей этой иронической поэзии называют «садистские стишки» Олега Григорьева , «гарики» Игоря Губермана и одностишия В. Вишневского . Пирожки называют жанром интернет-фольклора , комическим речевым жанром , направлением литературы нонсенса .

С формальной точки зрения пирожок представляет собой четверостишие, написанное четырехстопным ямбом по схеме 9-8-9-8, без рифмы , без знаков препинания и дефисов, строчными русскими буквами. В пирожках нередко встречаются отклонения от орфографической нормы : например, тенденция к образованию дополнительного слога с вершиной в сонорном согласном оформляется на письме дополнительной гласной буквой ( пётыр , октябырь ).

Многие авторы подчёркивают игровой характер пирожков. С точки зрения формы игровой характер пирожков выражается в нестандартном, отклоняющемся от нормы использовании языка, что часто приводит к комическому эффекту ; в различных языковых играх . С точки зрения содержания игровой характер пирожков проявляется, например, в неожиданных смысловых поворотах ; так, первая часть текста может подвергаться парадоксальному переосмыслению во второй части, в том числе благодаря внутрисловной антонимии :

как можно жить совсем без хлеба
и с непомытою плитой
спросил андрей и сразу умер
по крайней мере для меня
(vera)

Нередко обыгрываются известные исторические личности, персонажи и сюжеты :

а где тут руль спросил гагарин
деревня буркнул королёв
ещё спроси а где тут вожжи
ещё поехали скажи
(garwuf)

По мнению некоторых авторов, пирожки выражают «игровое отношение к ощущению трагизма жизни и абсурдности бытия» .

Производные жанры

Порошок — сходный поэтический жанр. От «пирожков» его отличают наличие рифмы (между чётными строками — обязательна, между нечётными — факультативна) и «неровный» размер 9-8-9-2, по словам создателей жанра, унаследованный от экспромта Mindless Art Group :

В плену аборигенов стонет
Отважный Леонард Кокто
Ему засовывают в ноздри
Пальто.

Пример порошка:

румяный толстый и весёлый
лежит тюлень на берегу
я не тюлень но точно так же
могу
(ай эм)

В свою очередь дочерним жанром порошка является артишок (размер 11-9-11-2)

зачем эту мерзкую дохлую мышь
принёс ты домой из детсада
ответил серьёзно трёхлетний малыш
надо
(Чук)

Примечания

  1. , с. 97.
  2. . Дата обращения: 31 марта 2022. 23 января 2022 года.
  3. от 17 февраля 2015 на Wayback Machine .
  4. , с. 49.
  5. , с. 282.
  6. , с. 389.
  7. .
  8. , с. 387.
  9. , с. 39—40.
  10. , с. 66.
  11. , с. 40.
  12. .
  13. , с. 98.
  14. . poroshokuhodi.ru. Дата обращения: 1 декабря 2016. 31 декабря 2016 года.
  15. . Дата обращения: 24 сентября 2019. 24 сентября 2019 года.

Книги пирожков

  • НЕПОЭЗИЯ : избранные пирожки / Владислав Кунгуров, Сергей Беляков, Вера Барковская, Евгения Тен, Вадим Саханенко; ред.-сост. В. Саханенко. Минск: И. П. Логвинов, 2009. Тир. 2500 экз. 480 с. ISBN 978-985-6901-52-5
  • Вадим Невадим . Чорная книга пирожков. Екатеринбург: Издательство ИГНЫПС, 2012.
  • Пирожки с буквами / сост., ред., автор вступ. ст. silaev_a (Александр Силаев); художник soamo (Владимир Камаев). Изд-во «Летопись», 2013. Тир. 500 экз. 480 с. ISBN 978-966-1517-33-1 от 30 марта 2022 на Wayback Machine
  • Пирожки. Альманах. СПб.: Комильфо, 2013. Тир. 1000 экз. 580 с. ISBN 978-5-91339-221-3
  • Пирожки. Песочный альманах. Б.м.: [Б.и.], [2013]. 152 с.
  • Кунгуров В. Каша из космонавта. Пирожки начала века. СПб.: Любавич, 2014. Тир. 500 экз. 200 с. ISBN 978-5-86983-569-7
  • Вадим Саханенко. ЧОРНАЯ. М.: Изпитал, 2016. 1088 с.
  • Цай Олеся. Двадцать скобок. Ташкент 2017 Тир. 300 экз. 224 с

Литература

Научные издания

  • Вардиц В. «Пирожки» и «порошки»: анонимная интернет-поэзия как новый речевой жанр // Русский язык сегодня. Вып. 6. Речевые жанры современного общения: сб. докладов / отв. ред. А. В. Занадворова. М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. С. 44—54.
  • Дымарский М. Я. // Жанры речи: Сб. науч. ст. Вып. 8: Памяти К. Ф. Седова. — Саратов; Москва: Лабиринт, 2012. — С. 385—390 .
  • Ефимова Н. Н. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 2 (23). С. 147.
  • Жутовская Н. М. // XVII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 23-24 апреля 2013 г.. — СПб. : Изд-во Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2013. — С. 279—283 .
  • Петренко С. Н. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 148.
  • Петренко С. Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 7 (92). С. 129—135.
  • Сафонова Т. В. // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11—12 мая 2012 г. — Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2012. — С. 65—67 . 17 февраля 2015 года.
  • Соковнина В. В. // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. — 2014. — № 2 . — С. 96—100 .
  • Станіславська К. І. // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури. 2013. Вип. 31. С. 247—261.
  • Хоруженко Т. И. Пирожки как новый жанр интернетлора // Литература в контексте современности: жанровые трансформации в литературе и фольклоре. Челябинск: Энциклопедия, 2015. С. 66—70.
  • Щукина К. А. // Мир русского слова. — 2015. — № 4 . — С. 49—54 .
  • Щурина Ю. В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 2 (87) . — С. 39—43 . от 17 февраля 2015 на Wayback Machine

Интернет-издания

  • Заева Л. от 17 февраля 2015 на Wayback Machine // Naked Science. 06.06.2014.

Ссылки

Источник —

Same as Пирожок (поэзия)