М-20 (электронно-вычислительная машина)
- 1 year ago
- 0
- 0
М-1 — одна из первых советских электронно-вычислительных машин . Разработана в 1950—1951 гг. под руководством Исаака Семёновича Брука (член-корреспондента АН СССР с 1939 года). М-1 была первой в мире ЭВМ, в которой все логические схемы были выполнены на полупроводниках .
Разработке цифровых машин предшествовали работы И. Брука над аналоговыми устройствами — механическими интеграторами -анализаторами. В 1947 году уже было известно о создании в США ЭВМ ЭНИАК , и идея создания цифровых ЭВМ «витала в воздухе». В мае 1948 году к работе Брука присоединился Башир Рамеев , попавший к нему по рекомендации академика А. И. Берга . Спустя три месяца Бруком и Рамеевым был создан документ — проект автоматической цифровой вычислительной машины.
Патентным бюро госкомитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировано изобретение Б. И. Рамеевым и И. С. Бруком цифровой электронной вычислительной машины ( свидетельство номер 10475 с приоритетом 4 декабря 1948 года ).
В начале 1949 года работа Рамеева была прервана его призывом в армию. Вернуть его в Москву удалось лишь спустя несколько месяцев. По возвращении Рамеев принял должность заведующего лабораторией СКБ-245 Министерства машиностроения и приборостроения СССР, созданной с целью разработки цифровых вычислительных машин. В дальнейшем, в СКБ-245 была спроектирована и разработана ЭВМ « Стрела ».
22 апреля 1950 года вышло постановление Президиума АН СССР о начале разработки машины М-1, что позволило сформировать команду разработчиков. В неё вошли Николай Яковлевич Матюхин (выполнял функции главного инженера), Михаил Александрович Карцев , Тамара Миновна Александриди, Александр Борисович Залкинд, Игорь Александрович Коколевский, Лев Михайлович Журкин, Юрий Васильевич Рогачёв , Рене Павлович Шидловский, Владалекс Владимирович Белынский.
Как член Артиллерийской академии , Исаак Брук имел доступ к военным складам, где он мог получать немецкие трофейные детали. При создании М-1 лаборатория Брука использовала магнитные головки от бытового магнитофона , электронно-лучевые трубки от осциллографа и «купроксы» ( медно-закисный выпрямитель ) из немецких измерительных приборов. Когда был закончен первый макет машины, то стало понятно, что она не поместится в лабораторию. Тогда Брук решил заменить большую часть радиоламп купроксными выпрямителями, то есть полупроводниками . Но трофейных «купроксов» не хватало. а советская промышленность производила тогда только маленькие выпрямители. Однако Брук договорился о производстве специальной партии выпрямителей КВМП-2-7, которая подходила для его машины. Так М-1 стала первой в мире ЭВМ, в которой все логические схемы были выполнены на полупроводниках .
Сборка и наладка машины проходила в лаборатории электросистем Энергетического института (ЭНИН) АН СССР .
Монтаж машины был начат в октябре 1950 года. В первой половине 1951 года работы шли по автономной настройке устройств, их электрической и функциональной стыковке и отладке машины в целом. М-1 в неавтоматическом режиме выполняла все арифметические операции к августу 1951 года . По другим данным первые биты информации М-1 обработала 15 декабря 1950 года, а киевская МЭСМ-1 — 25 декабря 1950 года . Первую половину 1951 года шли работы по автономной отладке устройств.
Летом 1951 года М-1 уже могла выполнять основные арифметические операции. Комплексная отладка машины была завершена к концу года.
В январе 1952 года началась опытная эксплуатация. Первые задачи, решаемые на М-1, ставились С. Л. Соболевым , заместителем И. В. Курчатова по научной работе. В то время М-1 и МЭСМ были единственными работающими в Советском Союзе ЭВМ. М-1 была изготовлена в единственном экземпляре.
В апреле 1952 года в той же лаборатории были начата работы по проектированию машины M-2 , под руководством М. А. Карцева. Уже в конце 1952 года новая машина была смонтирована и проходила отладку. В январе 1953 года М-2 уже работала. На то время в СССР помимо М-2 работали только МЭСМ , БЭСМ-1 и « Стрела ».
Целью проекта было создание универсальной ЭВМ для решения широкого круга научно-технических задач. Особое внимание обращено на минимизацию количества электронных ламп с результирующим повышением надежности, уменьшением габаритов и потребляемой мощности.
Производительность машины — около 2000 операций в секунду, элементная база — полупроводниковые диоды и 1676 электровакуумных ламп. ОЗУ состояло из основного электростатического, на 512 слов с временем доступа 25 мкс, и дополнительного того же объёма на магнитном барабане. Имелось внешнее запоминающее устройство на магнитной ленте. ЭВМ занимала 22 м² и потребляла 29 кВт. Особенностью машины являлась возможность работы как с плавающей, так и с фиксированной запятой. Машина работала в двоичной системе счисления и имела трехадресную структуру команд. В серию М-2 запущена так и не была. Единственный экземпляр эксплуатировался около 15 лет.
Почти одновременно с М-2, в той же лаборатории, под руководством Н. Я. Матюхина было начато проектирование машины . В 1956 году государственной комиссии был представлен первый образец М-3, предполагалось серийное производство машины.
Документация на М-3 раздавалась для изготовления своими силами. Ереванским институтом математических машин , на основе документации на М-3, были построены ЭВМ « Арагац » и « Раздан ». Кроме того, комплекты документации получили: академик В. А. Трапезников для Института проблем управления (ИПУ) АН СССР, группа кибернетических исследований Венгерской АН в Будапеште (ЭВМ смонтирована в 1958 году), в 1957 году документация передана в Китай (ЭВМ была собрана на , при помощи Г. П. Лопато).
С сентября 1959 года М-3 выпускалась серийно на . В машине использовалось 774 электровакуумных лампы, потребляемая мощность — 10 кВт, площадь — 3 м². Первая модификация располагала памятью на магнитном барабане и быстродействием в 30 операций в секунду (выпущено 16 машин). Затем, в 1960 году, использовалась память на ферритовых сердечниках ёмкостью 1024 31-разрядных слов, быстродействие увеличилось до 1000 оп/сек (до конца 1960 года выпущено 10 машин). С августа 1960 года завод перешёл на выпуск ЭВМ собственной разработки — « Минск-1 ».
Наиболее важной особенностью машины является то, что в ней (впервые в отечественной вычислительной технике) был применен асинхронный принцип работы центрального устройства управления.
Серьёзный недостаток машины — отсутствие внешней памяти. В результате все данные, необходимые для вычислений, могут вводиться только в оперативное запоминающее устройство.
В январе 1958 года М. А. Карцев начал проработку архитектуры машины, получившей впоследствии название М-4 .
В 2018 году Тамаре Александриди и Юрию Рогачёву, которые участвовали в создании М-1, были вручены памятные знаки IEEE , на которых было указано, что Александриди и Рогачёв награждаются как участники создания первой советской электронной вычислительной машины .