Сатира
- 1 year ago
- 0
- 0
Сатира в СССР — проявления сатиры в Союзе Советских Социалистических Республик .
Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки с различными остротами. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.
Эх, яблочко, куда катишься,
В ВЧК попадёшь, не воротишься!
Пароход идёт
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами!
В этот же период появляются сатирические стихи В. Маяковского в адрес буржуазии , в поддержку Советской власти . В 1924 году выходит книга Ю. Олеши « Три толстяка », высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова « 12 стульев », высмеивающий новое советское общество, и его продолжение-роман « Золотой телёнок » 1931 года.
Однако с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась. В 1926 году вышло постановление о запрете шельмования партдеятелей при помощи карикатур в газетах. И в 1928, по требованию Бухарина , за карикатуру на него арестован редактор журнала (позже шарж Бухарина на самого себя «свиная лисичка» позволил Вышинскому на политпроцессе сравнить его с «гнусной помесью свиньи и лисы») [ источник не указан 2489 дней ] .
С приходом к власти Сталина в СССР установился режим диктатуры . Тем не менее, в устном народном творчестве рождались подобные частушки:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
«Ты куда, товарищ Сталин?»
«Раскулачивать народ»
Карикатуры на Сталина исчезают с начала 1930-х годов (и даже ранее; есть воспоминание Б. Ефимова что он отослал дружеский шарж Сталину, который вернулся с резолюцией «не печатать»). С середины 1930-х объектами карикатур становятся деятели всё более мелкие и второстепенные, их критика всё мягче и снисходительнее. Карикатуры 20-х откровенны и злы, в карикатурах 1930-х раскованность сменяется на подобострастность .
Последовавшие репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Подвергся репрессиям Даниил Хармс (он умрёт в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты» в 1942 году). В народном творчестве сохранилась своя реакция на эти события:
У лукоморья дуб срубили,
Златую цепь в торгсин снесли,
Кота в котлеты изрубили,
Русалку паспорта лишили,
А лешего сослали в Соловки
Объявляется всесоюзный конкурс на лучший политический анекдот . Оглашены премии: первое место — 15 лет, второе место — 10 лет, третье место — 5 лет.
Интересно, что Михаил Булгаков , писавший фельетоны , в которых чувствуется насмешка в адрес советской власти, избежал репрессий , но при жизни часть его работ были отобраны органами НКВД , а некоторые произведения, такие как сатирическая повесть « Собачье сердце » были опубликованы лишь посмертно. « Это острый памфлет на действительность, это печатать нельзя » — сказал Луначарский , тогдашний министр просвещения, про «Собачье сердце».
С началом Великой Отечественной войны советское творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и поддержки духа советской армии . Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий , которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход пошли плакаты, звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы.
Образуется творческое объединение художников Кукрыниксы , которые рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.
Сатира слышалась также и в адрес руководства СССР. Так, например появились такие анекдоты:
Сталин вызывает Жукова . — Слушайте внимательно, товарищ Жуков. Если немцы возьмут Ленинград — расстреляю. Возьмут Москву — расстреляю. Возьмут Сталинград — расстреляю.
На банкете в честь Дня Победы Сталин говорит: Я поднимаю тост за маршала Жукова. Во-первых, он хороший полководец, и, во-вторых, он понимает шутки…
В Германии. Поезд приходит минута в минуту. Иностранец на это удивляется, но ему отвечают: «А что вы хотели — ведь война!» В СССР поезд пришел с опозданием на сутки. Пассажиры ругаются, а им говорят: «А что вы хотели — ведь война!»
В период Хрущёва нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая « оттепель ». В 1961 году на экраны выходит телепередача « КВН », в которой, кроме юмора, присутствовали элементы сатиры. В 1964 году выходит фильм « Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён », высмеивающий многие недостатки хрущевского времени.
В 1962 на экраны выходит сатирический киножурнал « Фитиль ». В 1972 году выходит сатирический фильм « Необыкновенный концерт ».
В адрес Хрущёва , любившего произносить длинные, путаные речи, появился анекдот:
— Можно ли завернуть слона в газету? — Можно, если в ней напечатана речь Хрущёва.
Лозунг тех времён « Догнать и перегнать » породил соответствующий отклик:
Хрущёв выступает на Кировском заводе:
— Мы, товарищи, скоро не только догоним, но и перегоним Америку!
Голос из толпы:
— Догнать Америку мы, Никита Сергеевич, согласны. Только перегонять бы не надо.
— А почему?
— Так голый зад же будет видно!
Журналы « Крокодил » и « Перець » на Украине являются официальными специализированными органами советской печати в области сатиры и критики (хотя аналогичные материалы с фельетонами и критическим заметками на тему «трудностей построения социализма» регулярно публикуются и в прочих газетах и журналах, например, в « Юности », аналогичные журналы существовали и в республиканской печати). В «Крокодиле» высмеиваются различные «негативные элементы в жизни советского общества» — пьяницы , тунеядцы , временные трудности в снабжении и сфере услуг , бюрократизм и , шабашники , несуны , также стиляги , хиппи и прочие «элементы, подрывающие светлый образ строителя коммунизма ». Едко высмеивались « частнособственнические тенденции» у советских людей — дача, приусадебный участок и т. п.
Особой мишенью служит « загнивающий Запад » с его «акулами капитализма », «происками мирового империализма », « вашингтонскими «ястребами» и т. п.
С приходом Брежнева свобода слова стала более подавленной, но стиль руководства, кадровый застой и любовь к показухе родили множество сатирических произведений, как авторских, так и народных. Хотя уровень жизни повысился, большая часть населения живёт небогато, и появившееся « армянское радио » рождает подобные сарказмы:
— Что такое чёрная икра? — Вкусный и питательный продукт, которым народ питается устами своих руководителей.
Известно, что Брежнев любил ордена и медали (одних только звезд Героя у него было пять). В насмешку над этим появляется такой анекдот:
В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями
Появились невозвращенцы (например, когда Большой театр начал выезжать на гастроли в США и оставлять там некоторое количество солистов, не пожелавших возвращаться), тут же появился анекдот:
Уезжает Большой театр — возвращается Малый, уезжает Малый — возвращается Камерный, уезжает Камерный — возвращается Театр одного актёра, уезжает Театр одного актёра — возвращается Театр теней.
Реалии брежневского СССР сатирически описаны в самиздатской и тамиздатской литературе многих писателей- диссидентов (« Москва 2042 » В. Войновича, «Маскировка» Ю. Алешковского и др.).
в этой книге < Алиса в стране чудес > …мы вычитали свободу в нашей несвободной стране начала 70-х годов прошлого века. (…) На дворе 1973 год — самый разгар застоя. На каждом шагу — портреты дорогого Леонида Ильича Брежнева и лозунги, изо всех сил утверждающие, что народ и партия едины . Радио и единственный канал Центрального телевидения сутки напролет убеждают нас, что Ленин и теперь живее всех живых. Абсурд официальной идеологии был фантасмагоричным. Распространенная шутка в то время: «То, что происходит в действительности, — совсем не то, что происходит на самом деле». Неслучайно страну нашу с легкой руки Окуджавы мы все называли тогда «страной чудес»: ведь мы так резко отличались от всего остального разумного мира и очень гордились этим (по официальной версии, разумеется).
— Е. Лозинская
Приехал Брежнев с визитом в Грузию . Идёт по грузинскому селу и видит, что ему навстречу грузин несёт барана.
— Генацвале, а продай барана!
— Выбирай! (Протягивает барана).
— Да чего же выбирать, у тебя же всего один баран.
— Ты же у нас тоже один, а вот мы тебя выбираем.
— При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.
— При Сталине — как в автобусе: один ведёт, половина сидит, остальные трясутся.
— При Хрущёве — как в цирке: один говорит, все смеются.
— При Брежневе — как в кино: все ждут конца сеанса
В середине 1980-х , с приходом Горбачёва началась « перестройка » с её демократизацией , гласностью и ускорением . Люди по-своему отреагировали на новые лозунги, принципы и резко усилившийся тогда в ходе реформ дефицит :
— Чем отличается демократия от демократизации?
— Тем же, чем и канал от канализации!
В магазине:
— Вы можете завернуть колбасу?
— Да, могу, — давайте колбасу, заверну.
Гласность открыла шлюзы для широкого выхода сатирических материалов в советских СМИ . Критиковать «отдельные недостатки» с экранов может уже не только Райкин — широчайшую популярность, уже с широких экранов, получает как Жванецкий , так и ряд других, молодых и острых, писателей-сатириков, таких как Михаил Задорнов . Острой сатирической направленностью, по поводу реалий « советского образа жизни », отличались тогда многие выступления возрождённого КВН . Официальным рупором сатиры на телеэкране являлся « Прожектор перестройки », в 1991 году программа « Оба-на! » прославилась своим актуальным сюжетом под названием .
В 1991 году СССР распался . Отношение к СССР и социализму в целом можно охарактеризовать таким народным анекдотом:
Парадоксы социализма:
- Нет безработицы, но никто не работает;
- Никто не работает — а план выполняется;
- План выполняется — а в магазинах ничего нет;
- В магазинах ничего нет — а в холодильниках всё есть;
- В холодильниках всё есть — а все недовольны;
- Все недовольны — но все голосуют «За».