Выше Радуги
- 1 year ago
- 0
- 0
«Формула радуги» — советская сатирическая комедия 1966 года, снятая режиссёром Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем на Одесской киностудии .
Молодой учёный Владимир Бантиков ( Николай Федорцов ) из Института неразрешимых проблем работает над созданием формулы радуги. Он почти решает эту задачу, но "прототип" будущей радуги (пока что существующий в пробирке в виде экспериментального набора химикатов) оказывается случайно уничтоженным одним из коллег, который, к тому же, не разбираясь в предмете, мешает Бантикову проводить исследования, а также считает, что более важными являются всякие "планерки" и заседания(куда,собственно, и пытается препроводить Бантикова). Чтобы не отвлекаться на многочисленные ненужные и скучные собрания , Бантиков переключается на другую свою "секретную" разработку: параллельно с работой над "основной" задачей(т.е., радугой) он проектирует и воплощает "в металле" своего двойника — робота Яшу. Для ускорения ввода в строй,а также просто за неимением в наличии нужных блоков и запчастей, в качестве силовой установки для робота инженер временно использует некоторый опытный экземпляр двигателя внутреннего сгорания, возможно,совмещенный с электрогенератором (хотя в фильме это не уточняется); при этом Бантиков говорит уже собранному роботу: "...ну уж извини,но поработай пока что на бензинчике!". После сборки и отладки Яша успешно запускается и сразу же начинает работать "по профилю", подменяя самого Бантикова на заседаниях, как и было задумано.
Через некоторое время возгордившийся робот убегает от своего создателя. Его поиски осложняются тем, что благодаря созданному им хитроумному устройству-«пластификатору» он получил возможность произвольно менять свою внешность (чем-то примерно аналогично "жидкому" "T1000" из к/ф "Terminator2"), однако чуть позже в процессе своей беготни по городу это устройство теряет. Спохватившись, робот начинает его искать самостоятельно и почти находит (идя обратным путём по той же траектории, как он сюда шел), однако в итоге все равно полностью теряет доступ к "пластификатору", так как его местонахождение оказывается физически заблокированным местными строителями: к месту планируемой новостройки подвезли стройматериалы, и именно в данный момент началась их выгрузка, в результате чего "пластификатор", пока никем не замеченный и не найденный, оказывается закрытым под слоями уложенных бетонных плит (и далее по ходу развития сюжета нигде более не фигурирует). Сам Бантиков несколько раз высказывается о необходимости изъять или уничтожить "пластификатор", но сейчас это ни для кого не является возможным (по крайней мере, до завершения строительства в том микрорайоне), потому что устройство сначала надо, как минимум, найти.
Однако, у робота, при всей безупречной логике его поступков, всё же имеются характерные отличительные особенности: он бездушен в отношениях с людьми, мыслит прямолинейно и совершенно лишён чувства юмора . К удивлению Володи, аналогичные качества оказались присущи многим повстречавшимся с ним за время поисков людям, так что порой невозможно было определить, кто перед тобой — робот или живой человек.
В конце концов Яшу находят — директор института Коздолевский назначает его инструктором на одну из приморских , где с ним случилось множество забавных приключений. Так, например, через некоторое время Яша вынужден бегать за грузовиками и автобусами, при этом на ходу объясняя перепуганным водителям, чтобы ему налили немного бензина, "а то мотор остановится" (т. к. сверхъемких аккумуляторов и ионисторов на тот момент еще не изобрели, поэтому основная механика и часть приводов скелета (ходового шасси) робота приводятся в действие бензомотором (см. тему "ДВС"), как вынужденная/временная мера, принятая проектировщиком Володей; причем, сам робот об этом знает!).
Поскольку сверхспособности Яши не дают возможности просто так его поймать, его ловят обманом — используя его склонность к формальному и прямому исполнению указаний, его заманивают в море, где у него происходит короткое замыкание . После этого робота, усилиями Бантикова, после перепрограммирования , определяют на должность институтского швейцара .
...В один из рабочих дней Яша-швейцар на вопрос кого-то из идущих с обеденного перерыва рабочих "трудно ли быть роботом?" отвечает, что "гораздо труднее быть человеком!". В то же время находящийся в лаборатории в одном из высотных зданий НИИ Бантиков продолжает увлеченно работать над своим проектом по созданию радуги. Случайно он снова находит нужное сочетание реактивов, в результате чего в лаборатории из-за химической реакции происходит непреднамеренный взрыв, которым Бантикова выбрасывает в окно. От неминуемой гибели при падении с большой высоты его спасают "удачно" натянутые над улицей троллейбусные провода (возле НИИ - конечная остановка гор. транспорта). При замыкании проводов контактной сети во все стороны летят искры, и в этот момент над домами внезапно вспыхивает радуга, хотя день ясный и никакого дождя не наблюдается. Висящий на проводах Бантиков смотрит вверх и, увидев радугу, радостно улыбается. Внизу со всех сторон, из переулков и магазинов, начинают сбегаться люди, которые тоже смотрят на радугу и удивляются происходящему. Фильм заканчивается "хэппи-эндом": эксперимент Бантикова увенчался успехом — робот Яша практически стал человеком; ученые теперь знают, как можно самим создавать радуги; все текущие и безотлагательные научные задачи решены, и теперь НИИ готов к поиску новых задач. Одним словом — все довольны и счастливы!
Этот фильм, подобно фильмам « Его звали Роберт » (1967) и более позднему « Приключения Электроника » (1979), использует сюжетный ход, когда робот становится определённого человека. Но если «Приключения Электроника» отличаются оптимизмом, а в «Его звали Роберт» робот всего лишь перегорает, не выдержав человеческих эмоций, то в «Формуле радуги» последствия такой подмены едва не оборачиваются катастрофой, в городе наступает хаос .
Робот Яша «представляет собой сатирически заостренное воплощение беззастенчиво холодного расчета и настолько напоминает дремучего мещанствующего « аппаратчика », что советские бюрократы от цензуры сочли своим долгом вообще запретить [ когда? ] демонстрацию фильма» .