Бестиарий
- 1 year ago
- 0
- 0
Понтю́с де Тиа́р ( Pontus de Tyard , также Thyard , Thiard , Tiard ) — французский поэт, философ и священнослужитель XVI века, член объединения « Плеяда ». По мнению некоторых исследователей, его творчество стоит на полпути между «Плеядой» и . При этом вершиной творчества Тиара считается не его поэзия (которую большинство специалистов оценивают как написанную в «витиевато-претенциозном» стиле ), а философские диалоги .
Выходец из знатного рода, Понтюс де Тиар учился в Парижском университете ( 1537 ), однако никаких упоминаний об этом в его творчестве не имеется. Он овладел латынью и греческим языком , в меньшей степени — итальянским и ивритом . С 1553 архидиакон Шалона . Около 1543 г. познакомился с Морисом Севом . В 1550-х годах каноник церкви в Маконе .
После 1562 г. отошел от литературной жизни, жил в родовом замке. Существует гипотеза, согласно которой Тиар являлся членом Академии поэзии и музыки . С 1570 служил при дворе Карла IX , а затем Генриха III ; из письма Жака Амио , датированного сентябрём 1577 года , известно, что Понтюс рассказывал королю о феноменах звёздного неба. С 1578 епископ Шалона. В 1588 году был делегирован для участия в собрании Генеральных штатов в Блуа , где отстаивал интересы короля; под давлением сторонников Католической лиги был вынужден укрыться в фамильном замке, а затем и отказаться от епископата в пользу своего племянника. На склоне лет, в 1604 году , Тиар опубликовал направленный против иезуитов и лигистов «Фрагмент письма» ( Fragmentum epistolae ), который имел большой резонанс и позднее привлек к себе внимание Гельвеция .
Первый поэтический сборник Понтюса де Тиара — анонимно опубликованные «Любовные заблуждения» ( Erreurs amoureuses , 1549 ) — включал в себя сонеты в духе Петрарки . Считается, что Жоашен Дюбелле со своим сборником «Олива» на несколько месяцев опередил Тиара в переносе на французскую почву итальянского опыта и «разработке любовной поэзии нового типа» . Между тем работа над «Любовными заблуждениями» началась, видимо, около 1543 г.; таким образом, есть основания считать именно Тиара первым французским петраркистом ). Вторая и третья книги «Любовных заблуждений» вышли соответственно в 1551 и 1555 годах . Заметна эволюция от первой части к последующим: ослабевает ориентация на поэму Сева «Делия» и одновременно усиливается влияние поэтики «Плеяды» (это касается, в частности, обращения к мифологической образности). В 1573 году Тиар посвятил два своих поэтических сочинения Ронсару — « Элегию к Пьеру де Ронсару» ( Élégie à Pierre de Ronsard ) и латинскую поэму «О небесных созвездиях» ( De coelestibus asterismis ). Однако из всех поэтов «Плеяды» Тиар поддерживал наиболее тесные контакты не с Ронсаром, а с Жаком Пелетье . С именем Тиара связано введение во французскую поэзию секстин и терцин . В 1585 году он выпустил сборник «Двенадцать сказочных историй о реках и источниках» ( Douze fables de fleuves ou fontaines ), куда вошли короткие прозаические фрагменты, посвящённые той или иной мифологической реке (включая легенду о Нарциссе ), а также экфрастические описания картин на соответствующий сюжет, и наконец, эпиграмматические сонеты — подписи к этим воображаемым картинам. Считается, что Тиар в данном случае имел в виду вполне конкретный проект, а именно убранство «салона зеркал» в замке Ане , принадлежавшем Диане де Пуатье . И хотя соответствующие картины не сохранились, современные исследователи не подвергают сомнению сам факт практического осуществления проекта.
В конце жизни Понтюс де Тиар отказался от поэтического творчества и посвятил себя сочинению трактатов и проповедей .
В 1551 году был опубликован выполненный Тиаром перевод «Любовных диалогов» Леоне Эбрео . Годом позже он выпустил собственный философский диалог под названием «Первый Одиночка, или Проза о Музах и поэтическом энтузиазме» ( Solitaire premier, ou Prose des Muses et de la fureur Poëtique ); в 1587 он включил этот и ещё четыре своих диалога в посвящённый Генриху III сборник «Философские диалоги» ( Discours philosophiques ), который и принес ему наибольшую славу. Сборник, имеющий энциклопедическую направленность, отличается при этом разнородностью . «Первый Одиночка» представляет собой изложение неоплатонической доктрины о поэтическом вдохновении (Тиар здесь использует комментарии М. Фичино к диалогам Платона «Ион» и « Пир »). Здесь же Тиар дает аллегорические интерпретации связанных с Музами мифов . «Второй Одиночка» ( Solitaire Second ou Prose de la Musique , 1555 ) посвящён основаниям античного музыкального искусства и космологической трактовке принципа музыкальной гармонии . В диалоге «О времени, лете и его частях» ( Discours du Temps, de l’an et de ses parties , 1556 ) главным из троих собеседников становится Морис Сев, который обсуждает проблему летосчисления и разнообразия календарей ; попутно затрагиваются вопросы этимологии и нумерологии . Диалог «Вселенная, или Рассуждение о частях и природе мира» ( L’Univers, ou Discours des parties et de la nature du monde , 1557 — онтологический и космологический трактат, включающий в себя астрономические , метеорологические и географические выкладки; итогом его, однако, становится признание ограниченности возможностей познания перед лицом Божественного . Возможно, именно Тиар — автор «Вселенной» — был первым из писателей, положительно отозвавшихся об учении Коперника . Итогом философской рефлексии Тиара стал отчасти навеянный Цицероном и Пико делла Мирандола диалог « Мантика , или Рассуждение об истинности астрологических предсказаний» ( Mantice, ou Discours de la verité de divination par Astrologie , 1558 ), где от собственно астрологии автор переходит к астрономии и фактически утверждает необходимость подлинно научного познания мира.