Комитет государственной безопасности СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Комите́т госуда́рственной безопа́сности Латвийской ССР ( КГБ Латвийской ССР , латыш. Latvijas PSR Valsts Drošības komiteja ) — республиканский орган государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности, имевший статус комитета. Существовал в период с 1954 года по 24 августа 1991 года .
С 1954 года по 1977 год носил название «Комитет государственной безопасности при Совете Министров Латвийской ССР» . Начиная с 1978 года и по 1991 год именовался «Комитет государственной безопасности Латвийской ССР» и работал в структуре аппарата союзного КГБ СССР .
После включения в состав Советского Союза Прибалтики , на территории новых республик начали создаваться советские органы государственной безопасности. Новые органы управления, созданные в 1940 году , подчинялись НКВД . При этом был создан специальный секретный политотдел, собиравший информацию на лиц, которые ранее служили в органах власти независимых прибалтийских республик .
Осенью того же 1940 года в подвалах штаб-квартиры была организована тюрьма. На работу в госбезопасность Латвийской ССР были приняты не только русские, но и местные латыши. В органах, в том числе и на руководящих постах работали также и евреи, например, нарком госбезопасности Семён Шустин .
3 февраля 1941 года появляется Народный комиссариат государственной безопасности , созданный на базе управления госбезопасности и выделенный из состава НКВД. Созданному наркомату было поручено заниматься обеспечением охраны государства, борьбой с националистическими и антисоветскими организациями и лицами, а также выявлением литературы и документов антисоветской направленности .
Кроме того, орган занимался охраной государственной тайны, шифровками, разведывательной и контрразведывательной деятельностью. Имел в составе политический, следственный отделы, отдел учёта и статистики. После начала Великой Отечественной войны часть сотрудников органов безопасности была вывезена с территории прибалтийских республик .
В 1946 году , аналогично с союзным ведомством, НКГБ Латвийской ССР был преобразован в , а в марте 1953 года — МВД и МГБ слили в единое МВД ЛатССР.
После войны, начиная с осени 1946 года , к задачам органов госбезопасности Латвийской ССР добавилась борьба с отрядами лесных братьев . В основном это движение было ликвидировано после большой мартовской депортации , затронувшей его социальную базу. Борьба с отрядами сопротивления, большей частью представлявшая собой имитационные игры для дезинформации западных спецслужб , велась вплоть до конца 1956 года .
В 1954 году на базе Министерства внутренних дел Латвийской ССР создаётся Комитет государственной безопасности при Совете Министров Латвийской ССР. Позже, в 1978 году , комитет преобразован из ведомства при республиканском Совете Министров и переименован в КГБ Латвийской ССР. Одно из подразделений республиканского ведомства, занималось борьбой с « радиостанциями вероятного противника ». Из отдельного комплекса зданий, располагавшегося по улице Кришьяня Барона , д. 119, глушились « Радио Свобода », « Голос Америки » и др. Глушение велось на всю европейскую часть страны и осуществлялось вплоть до 1990 года . В 1990 году в составе КГБ ЛатССР появились группы быстрого реагирования.
В качестве одного из вариантов создания независимых специальных служб Латвийской Республики рассматривался проект трансформации КГБ Латвийской ССР. Этот проект рассматривался в республиканских Верховном Совете и Совете Министров. При этом планировалось после фильтрации принять на работу сотрудников и агентов, служивших ранее в КГБ. Однако, после августовского путча в Москве этот вариант отбросили .
Верховный Совет Латвийской Республики 24 августа 1991 года издал распоряжение о ликвидации КГБ Латвийской ССР .
Силами КГБ ЛатССР в конце 1940-х -- начале 1950-х годов было проведено несколько десятков операций по выявлению и ликвидации антисоветского подполья, в ходе которых советским контрразведчикам удалось обыграть западных противников .
В опубликованных в 2017 году отчётах ЦРУ от 16 июня 1952 года, составленных на основе дезинформации, вброшенной советскими спецслужбами, об в Латвии отмечается, что «до 1949 года бывшие партизаны жили в покое. Некоторые заняли довольно хорошие посты, а некоторые нашли возможности сотрудничества с коммунистами. Многие из этих легализовавшихся лиц, подозревавшихся властями в продолжении сотрудничества с партизанами [оставшимися в лесах] и в предоставлении последним сведений о готовящихся действиях властей, были депортированы в 1949 году — вместе с теми, кто не сумел скрыть свое недовольство советским режимом» . В том же отчёте ЦРУ признает, что «открытые действия предпринимались партизанами и их сторонниками, [находившимися] на легальном положении, до навязывания коллективизации — т.е. пропаганда против коллективизации и акты саботажа против ферм и сельскохозяйственных машин. Наиболее активных коммунистов ловили и избивали. Рассылались угрожающие письма, а тех, кто не придавал таким письмам значения, расстреливали. Такие действия, однако, навлекли на местное население, а также на самих партизан ответные репрессивные меры. Тем временем, террористические группы, в особенности группы бандитов, действовавших по своему усмотрению и без серьезного плана, расстреляли много невинных [или] не представлявших никакого значения, людей, и расстреляли даже некоторых [из числа тех] кто поддерживал партизан, однако [официально] работал на советские власти. Последовавшие депортации и крупные антипартизанские акции оказались тем, чего следовало ожидать» .
К 1957 году при участии республиканских органов госбезопасности Латвии, Эстонии и Литвы под руководством Второго главного управления МГБ СССР было проведено не менее 34 оперативных игр в рамках большой оперативной игры « » с американской, английской и шведской разведками по делу «Западники». Методика проведения игр предполагала создание органами госбезопасности легендированной антисоветской националистической организации, члены которой при помощи западных спецслужб «бежали» за границу и внедрялись в разведку США, Англии и Швеции, дезинформируя их. Некоторые игры известны по названиям: № 13 «Лурсен-С», № 34 «Контакт», игре «Восток», в которой главную роль сыграл агент «Друг» .
Кузницей кадров для КГБ Латвийской ССР был в позднесоветское время историко-философский факультет ЛГУ , где преподавание велось только на латышском языке. Приоритет в приёме на работу имели этнические латыши или хотя бы люди с латышскими фамилиями, работа эта считалась довольно престижной .
В 1990 году в распоряжении республиканского КГБ имелись от 360 до 400 оперативных сотрудников. Каждый из них имел до 10 (иногда до 20) агентов . Агентурный аппарат КГБ Латвийской ССР, по состоянию на 1991 год , насчитывал около 4,5 тысяч человек. С 1953 по 1991 год было завербовано около 24 тысяч человек . Количество сотрудников, работавших в наружном наблюдении, составляло порядка 150 человек .
Как указал Эдмунд Йохансон, в Риге насчитывалось свыше 100 конспиративных квартир. Причём их хозяева были, по большей части, обычными пенсионерами .
Основу структуры КГБ ЛатССР составляли отделы — «номерные» (11) и профильные. Каждый отдел занимался определённым направлением. Кроме того, они подразделялись на многочисленные отделения. В ведомстве имелись следующие отделы :
Помимо перечисленных, имелись также следующие отделы: «Р» (радиоконтрразведка), информационно-аналитический, по оперативной связи и мобилизационный. В районах и крупных населённых пунктах (городах республики) действовали районные отделы . А также в КГБ Латвийской ССР существовали группы быстрого реагирования, созданные в 1990 году .
В здании КГБ, долгое время пустовавшем, в годы войны располагалось гестапо , а в начале XXI века проводились съёмки фильмов. Так, здесь снимался российский телесериал « » , а также проводились съёмки британского сериала .
В 2016 году проведён капитальный ремонт и открыт филиал Музея оккупации .
В 1994 году Сейм Латвийской Республики для бывших сотрудников КГБ Латвийской ССР принял ряд ограничений, касающихся, например, возможности избираться в местные самоуправления и в парламент, а также занимать в госструктурах руководящие должности. В 2004 году ограничения были продлены ещё на десять лет. Также действует ограничение на получение гражданства в порядке натурализации — оно не предоставляется лицам, ранее работавшим на органы КГБ, то есть бывшим сотрудникам, агентам-информаторам или держателям конспиративных квартир.
Комиссия Верховного Совета Латвийской Республики 24 августа 1991 г., через четыре дня после ликвидации республиканского КГБ, опечатывает документы и электронные носители, содержащие алфавитную и статистическую картотеку агентуры КГБ, а также картотеку объектов и другую информацию . 28 ноября 1991 года информация была перенесена из здания уже бывшего КГБ ЛатССР в здание Верховного совета Латвии . Список документов, включавший также список агентуры КГБ Латвийской ССР, в народе получил название « Мешки ЧК ».
В декабре 2018 года Латвия открыла публичный доступ к картотеке агентов КГБ Латвийской ССР и некоторым другим документам советской спецслужбы.