Interested Article - Оленин, Пётр Сергеевич
- 2021-11-07
- 1
Пётр Серге́евич Оле́нин ( 16 февраля 1871 , с. Истомино , Рязанская губерния , Российская империя — 28 января 1922 , Петроград , РСФСР ) — артист оперы ( баритон ), камерный и эстрадный певец и режиссёр.
Биография
Двоюродный брат певицы М. Олениной-д’Альгейм (1869—1970) и композитора А. А. Оленина (1861—1944).
Одновременно учился на медицинском факультете Московского университета (окончил в 1895 году) и вокалу у А. Николаева, Д. Леоновой , и Ф. Комиссаржевского . Неоднократно участвовал в концертах Общества литературы и искусства, созданного Станиславским вместе с Ф. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом , где выступал в том числе с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы». В 1895 совершенствовался в Италии у М. Петца, М. Полли, в 1900 — у А. Маццоли. В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонио ( «Паяцы» ) в Генуе , затем в партии Валентина ( «Фауст» ) в Специи , пел в Неаполе .
В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря в московском Большом театре , однако в труппу не был принят. 24 ноября того же 1898 года успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова , до 1900 пел в Товариществе частной оперы (театр Солодовникова ). В 1900—03 и 1915—18 солист Большого театра, в 1904—15 — московской Оперы С. Зимина , 1907—15 — главный режиссёр Оперы С. Зимина; в 1918 году перешёл из Большого театра в Мариинский , переехав с семьёй из Москвы в Петроград .
С большим успехом выступал также в опереттах; кроме того, исполнял куплеты на злободневные политические темы.
Скончался в Петрограде, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище ; могила утрачена.
Семья
Мать — Анна Михайловна Оленина-Алянчикова, акушерка .
Жена (с 22.10.1895 по 1903 [развод] ) — Мария Сергеевна Алексеева, младшая сестра К. С. Станиславского . Дети:
- Евгений ( 8 (20) июня 1897 — ?)
- Сергей ( 30 сентября ( 12 октября ) 1898 — ?)
- Марина ( 2 (15) апреля 1901 — ?) .
Приёмный сын — Михаил Петрович Оленин (усыновлён из еврейской семьи Лейзеровичей, получил отчество и фамилию от П. С. Оленина) — скульптор .
Жена (с 1905) — Софья Васильевна Фёдорова , балерина Большого театра.
Творчество
Оленин — как рыба в воде на сцене, живёт на ней, не может себя вне её представить. Что ни партия — характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей. Оленин одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях. Нигде он не затеряется, ничем не смутится, во все готов всегда вложить всю душу, весь темперамент. Поэтому-то Оленин всегда колоритен, и многое, созданное им, запоминается неизгладимо… Оленин — это избранник природы, щедро ею отмеченный человек.
— Кругликов С. // Новости дня. — 1904, 20 янв.
Опера и оперетта
Кальвейгштейн, первый исполнитель («Мадемуазель Фифи»), Кочетов («Скоморох»); Дюнуа ( «Орлеанская дева» ), Рангони и Варлаам ( «Борис Годунов» , редакция и инструментовка Н. Римского-Корсакова), Бургомистр («Царь и плотник»), Судья («Вертер»), Леско ( «Манон Леско» ); Каскар («Заза»); Фарлаф (« Руслан и Людмила »), Петр ( «Вражья сила» ), Писарь ( «Майская ночь» ), Томский ( «Пиковая дама» ), Вязьминский, Кочубей ( «Мазепа» П. Чайковского), Мизгирь ( «Снегурочка» ), Грязной, Зай-Санг, Сен-Бри, Нилаканта, Эскамилио ( «Кармен» ), Тонио, Тельрамунд и т. д.
Камерный репертуар
Произведения М. Глинки , М. Балакирева , А. Бородина , П. Чайковского , А. Гречанинова , романсы М. Мусоргского , А. Даргомыжского , Ц. Кюи , русские народные песни. Принял участие в 32 концертах Кружка любителей русской музыки.
Записывался на грампластинки (8 произведений) в Петербурге («Пате», 1912).
Режиссура
Как режиссёр формировался под влиянием принципов Станиславского и МХАТа . В 1907—1915 годах главный режиссёр и художественный руководитель Оперы С. Зимина . В 1915—1918 режиссёр московского Большого театра (с 1916 управляющий труппы), в 1918—1921 — режиссёр петроградского ГАТОБа (с 1921 управляющий оперной труппы), в 1921 — Государственного академического театра комической оперы (ГАТКО). В 1917 основал в Москве театр «Алтар» («Малая опера»).
Первые же постановки наметили путь к реалистической реформе оперного театра — «Орлеанская дева» (1907;), «Борис Годунов» , «Кащей бессмертный» (1908), «Скоморох» (1908, первая постановка), «Золотой петушок» (1909, первая постановка), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1909), «Измена» (1910), «Снегурочка» и «Хованщина» (1910), «Луиза» (1911), « Чио-Чио-сан » (1911, в Москве), «Сестра Беатриса» А. Гречанинова (1912), «Садко», «Купец Калашников» (1912), «Дни нашей жизни» (1913), «Млада» (1913), «Капитанская дочка» (1914), «Руфь» Ипполитова-Иванова (1915); «Девушка с Запада» (1913), «Дон Жуан» (1913), «Аскольдова могила» (1914), «Хирургия» (1915), «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского , оркестровка Е. Букке (1915), «Гугеноты» (1915), «Оле из Нордланда» (1916); «Царская невеста» (1916), « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » (сезон 1916/17), «Дон Карлос» (1917), «Алеко» С. Рахманинова , «Ёлка», «Вертер», «Рафаэль», «Кармен» (в авторской редакции, вокальные сцены чередовались с драматическими диалогами).
Сочинение
- Отчего перевелась песня на Святой Руси… // Вятские губернские ведомости . — 1903. — Прилож. к № 75.
Примечания
- ↑ Ныне — пос. Крутоярский , Касимовский район , Рязанская область , Россия .
- ↑ .
- В некоторых источниках ошибочно указан 1874 год.
- 25 марта 2008 года.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/95077/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD Большая биографическая энциклопедия]
Литература
- Балашов С. С. // Алексеевы. — М. : Октопус, 2008. — 255 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-94887-063-2 .
Ссылки
- Оленин, Пётр Сергеевич — статья из Большой советской энциклопедии .
- от 15 ноября 2011 на Wayback Machine
- (неопр.) . Биография.ру. Дата обращения: 26 декабря 2013. 23 сентября 2015 года.
- 2021-11-07
- 1