Interested Article - День серебра

«День серебра» , стилизован как «Δень Σеребра» (издание 1984 года), «Dень серебра» (издание 1994 года) и «ΔΣ» (переиздание 2002 года) — пятый «естественный» альбом группы « Аквариум ». Многие (в том числе и Борис Гребенщиков ) считают этот альбом вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов . Включён в сводку « 100 магнитоальбомов советского рока » Александра Кушнира .

Борис Гребенщиков об альбоме:

Может быть, чисто музыкально не всё получилось 100 % идеально, но эта запись и этот альбом, по моему ощущению, были лучшим Аквариумом 80-х годов.

Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16 годах звукозаписи .

История создания

Музыка М. И. Глинки послужила толчком к движению в нужном направлении. В это время БГ и Гаккель занимались домашним музицированием в поисках нового звука, искали его, анализируя старые находки «Аквариума» модели 1975 года, которые со временем оказались либо подзабыты, либо утеряны. Определённый намёк на подобную эстетику прослеживался ещё в композиции «Радамаэрл» из альбома « Табу ». Всю весну 1984 года Гребенщиков и Гаккель писали новые песни. Под влиянием экспериментов Глинки были написаны композиции «Она не знает, что это (Сны)» и «Дело мастера Бо» и ряд новых композиций, которые оказались прямым следствием увлечения Гребенщикова и Гаккеля разнообразными мистическими явлениями и теориями — начиная от воздействия на организм холодных температур и заканчивая Кастанедой и бурной деятельностью оккультного плана. Будущий альбом станет первым альбомом тех лет, аранжировки для которого создавались дома, а не импровизировались в студии.

«День серебра» записывался на Охте в студии Тропилло , который по личной договорённости с Лидией Кобриной, директором « Мелодии », взял у неё в пользование восьмиканальный магнитофон Ampex. Таким образом, «День серебра» стал первым альбомом «Аквариума», от начала до конца записанным на профессиональной аппаратуре. Когда у группы после двухдорожечного магнитофона появилась возможность делать сознательные аранжировки и правильно микшировать композиции, оказалось, что восьми каналов группе явно не хватает. Если акустические песни легли на восемь каналов сравнительно легко, то с электрическими композициями начались сложности.

В финале «Небо становится ближе» Ляпин неудачно свёл по балансу две гитары, в «Двигаться дальше» для записи бубна пришлось на одном из каналов убрать часть гитарного соло, а в одном из фрагментов песни «Иван Бодхидхарма» Гребенщиков был вынужден имитировать гитарное соло голосом.

Обстановка в студии была близка к идеальной. Во время записи альбома группе понадобился скрипач, и в группу был приглашён профессиональный музыкант Александр Куссуль , благодаря которому скрипка надолго стала фирменным знаком звука «Аквариума». Окончательное сведение альбома происходило в начале октября 1984 года, когда в студии находились всего два человека — Тропилло и Гребенщиков.

Автором первоначального варианта оформления стал Сергей Дебижев . На обложке был изображён ацтекский символ входа и выхода: линия, которая, закручиваясь, выходит из спирали, не прервавшись. Идея такой обложки возникла у «Аквариума» под влиянием книг Карлоса Кастанеды . Позже символ переместился из центра на верх обложки, а в центр были вынесены греческие буквы Δ и Σ (дельта и сигма), которые в первом варианте были использованы как стилизованные Д и С . На обратной стороне обложки после списка песен была надпись: «Боящийся в любви несовершенен». Это неточная цитата из 1-го послания Иоанна (4:18). На новой обложке неточность была исправлена и указан источник .

Участники записи

Список композиций

Слова и музыка всех песен  — Борис Гребенщиков .

Название Длительность
1. «Сидя на красивом холме» 1:50
2. «Иван Бодхидхарма» 2:55
3. «Дело мастера Бо» 4:40
4. «Двигаться дальше» 4:15
5. «Небо становится ближе» 6:22
6. «Пока не начался джаз» 2:12
7. «Электричество» 4:22
8. «Она не знает, что это (Сны)» 3:38
9. «Выстрелы с той стороны» 2:14
10. «Глаз» 3:30
11. «Здравствуй, моя Смерть (Тема для новой войны)» 5:29
12. «Колыбельная» 2:47
Бонус-треки переиздания 2002 года
Название Длительность
13. «Выстрелы с той стороны» (запись с концерта в ЛТИХП 21 февраля 1984 года) 2:26
14. «Господин Одинокий журавль» (написана в 1974 году; записана в 2002 году) 1:40

Факты

  • «Сидя на красивом холме» — автоцитата песни «Игра наверняка» из альбома Табу («Сидя на красивом холме, видишь ли ты то, что видно мне?»).
  • Бодхидхарма (Тамо, Дарума) — 28-й буддийский патриарх, 1-й патриарх (основатель) школы чань (дзэн), принёсший буддизм в Китай . Когда в песню «Иван Бодхидхарма» было решено добавить «немного труб» Гребенщиков захотел, чтобы соло на трубе было сыграно в духе мелодии Дунаевского «Весёлый ветер» из фильма «Дети капитана Гранта». Александр Беренсон скрупулёзно записывал различные варианты мелодии, предлагаемые музыкантами в нотную тетрадь, после чего выпроводил всех из студии, записал конечный вариант, а после сыграл по нотам.
  • Мост Мирабо , о котором идёт речь в песне «Дело Мастера Бо», на самом деле существует и находится в Париже . Возможно, песня является отсылкой к стихотворению французского поэта Гийома Аполлинера «Мост Мирабо». Ср.:

И любовь не вернётся… Течёт вода
Под мостом Мирабо всегда.

Гийом Аполлинер. «Мост Мирабо», 1912. Перевод Михаила Кудинова

А вода продолжает течь
Под мостом Мирабо…

Борис Гребенщиков. «Дело Мастера Бо»
  • Определённая проблема выбора была связана с закрывающей альбом «Колыбельной», которая оказалась записана в двух версиях с использованием четырёх виолончелей и трёх флейт. Первый вариант был сделан у Тропилло, второй — в Доме радио у Дмитрия Липая, где спустя полтора года был записан « Город золотой ». Вариант из Дома радио — с финалом, стилизованным под менуэт XVII века, — показался музыкантам наиболее органичным, и именно он был использован в качестве коды для этого альбома.
  • Бонус-трек «Выстрелы с той стороны» — это запись с концерта в ЛТИХП 21 февраля 1984 года, оттуда же в качестве бонус-треков были взяты записи песен «Уйдёшь своим путём» и «Диплом» для альбома « Ихтиология ». Бонус-трек «Господин Одинокий Журавль» — это студийная запись песни, написанной за десять лет до «Дня серебра» в 1974 году, которая почти нигде не исполнялась. Запись сделана в 2002 году специально для проекта «Антология».
  • Песни «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Небо становится ближе», «Электричество» и «Глаз» вошли в так называемый « Белый альбом », выпущенный « Мелодией » в 1987 году.

Переиздания

  • 1994 год — студия «Триарий» переиздала альбом в . Художник Виталий Вальге, оформлявший обложку компакт-диска, забыл вписать в список песен композицию «Глаз», в свою очередь «Триарий» при подготовке компакта не сделал паузу для счётчика перед «Колыбельной», в итоге получилось, что на альбоме 11, а не 12 композиций.
  • 2002 год — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании добавлены бонус-треки.

Примечания

  1. от 6 декабря 2006 на Wayback Machine .
  2. от 27 января 2012 на Wayback Machine (1997).
  3. от 20 февраля 2017 на Wayback Machine .
  4. . Дата обращения: 12 февраля 2020. 28 декабря 2019 года.
  5. [www.lib.ru/POEZIQ/APOLLINER/apolliner1_3.txt Гийом Аполлинер в Библиотеке Максима Мошкова] от 6 января 2007 на Wayback Machine .
  6. от 6 декабря 2006 на Wayback Machine .

Литература

  • Аквариум «Сны о чём-то большем». Авторы текста: А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский; Редактор: Борис Гребенщиков — М.: Издательский дом «София», 2004 г.
Источник —

Same as День серебра