Interested Article - Гиперборея (альбом)
- 2020-02-25
- 1
«Гиперборе́я» — тринадцатый «естественный» альбом группы « Аквариум ».
История создания
Почти все песни, вошедшие в альбом, были написаны ещё в 70-е годы и не вошли тогда в такие альбомы, как « Притчи графа Диффузора » и « Синий альбом ». На момент записи альбома возник замысел смешать те старые песни и ритмы трип-хопа и брейкбита , царившие в музыке в 1997 году. Запись начали производить на студии «Добролёт», но позже переместились на студию «Мелодия» к звукорежиссёру Александру Докшину, записывавшему тогда альбомы группы « Deadушки ». В процессе записи выяснилось, что смешать симфоническую оркестровку песен с электронными звуками не представляется возможным, и от последних пришлось отказаться. Отказаться также пришлось и от большинства барабанных партий, на их месте во многих песнях звучат только призрачные звуки электронной обработки — данный эффект был придуман звукорежиссёром Александром Мартисовым во время записи демо к альбому. Оплаченное издателем Андреем Гавриловым время записи использовалось по полной программе: в распоряжении группы было огромное количество духовых и струнных инструментов, делалось множество наложений треков, накладывались реверсивные звуки, использовались многочисленные шумы «Библиотеки Би-би-си».
В это время в группе существовал конфликт, который вскоре привел к её распаду, — у музыкантов были совершенно разные взгляды на то, какой в итоге должна быть симфоническая структура альбома. Именно поэтому на альбоме в середине «Магистрали» голос Тома Савини произносит: «Now let's kill the fucking band» («А теперь давайте-ка прикончим этот долбаный ансамбль») — фраза из фильма « От заката до рассвета ».
Для альбома было записано больше старых песен, чем в него вошло, среди них «Менуэт земледельцу» (вышедшая только как бонус-трек на переиздании альбома 6 лет спустя; песня была также выпущена на сборнике « Кунсткамера »), «Письма с границ между светом и тенью» (вышедшая только 12 лет спустя на альбоме « Пушкинская, 10 »), «Тяжёлый танцор», «Географическая». Почти все из этих записей так и не вышли за рамки демо.
Благодарности на обложке альбома
Аквариум благодарит Галсана Тохтох, Дж. Харрисона , хор монастыря Гъюто, Юнгчен Лхамо, Хю фон Бинген, А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду , безымянного коня, Квентина Тарантино , чёрное море, короре кокоре и прочих близких и неизвестных друзей.
ПОСВЯЩАЕТСЯ АКУСТИЧЕСКОМУ ВОИНУ
Участники записи
- БГ : гитара , голос
- Сергей Щураков : аккордеон , фортепьяно
- Олег Сакмаров (Дед) : флейты , кларнет , гобой , клавиши , tin whistle , саксофоны
- Алексей Зубарев : гитары , фортепьяно , виолончель
- Андрей Суротдинов : скрипка , альт , клавесин
- : контрабас , бас
- Юрий Николаев : drums & percussion
- Олег Гончаров : глокеншпиль , хомуз, обработки, звуки
- При поддержке объединённого хора имени Летающего Бронзового Зверя (в составе Л. Рахимовой, В. Миронова и Ю. Шметкова)
-
А также:
- А. Силютина — фагот
- П. Парфенкова — гобой
- И. Залицайло — виолончель
- Л. Иванова — арфа
Песни БГ оркестрованы: А. Зубаревым и О. Сакмаровым и сыграны Аквариумом.
Список композиций
Музыка и текст во всех песнях — БГ, кроме специально отмеченных
- Время любви пришло (5:10)
- Всадник между небом и землёй (5:07)
- Люди, пришедшие из можжевельника (3:16)
- Ангел дождя (4:26) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
- Апокриф (4:17)
- Hyperborea In Memoriam (1:18) — инструментал
- Ария Казанского Зверя (2:52)
-
Магистраль (20:14):
- Увертюра (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
- Вавилонская башня
- Павлов
- Духовный паровоз
- Интерлюдия — инструментал
- Однолюб
- Ржавый жбан
- Le Finale Grand (О.Сакмаров) — инструментал
- Быстрый Светлый (2:31)
Бонус-трек
Присутствует на диске «Антология — XVIII. Гиперборея»
- Менуэт Земледельцу (5:36) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
Переиздания
Факты
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- Гиперборея — в древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции легендарная северная страна.
-
Все песни альбома крайне редко или вообще никогда не игрались на концертах группы. При этом многие из них были написаны в совершенно другую эпоху:
- 70-е — песня «Время любви пришло» входила в альбом « Притчи графа Диффузора ». Песня «Всадник между небом и землёй» была написана в Гребенщиковым в 1976 году на военных сборах в Кандалакше в туалете казармы. Эта песня до записи альбома никогда не игралась с группой и была исполнена только один раз для Майка Науменко в 1978 году . Песня «Ангел дождя» написана А. Гуницким в 1973 году . Приблизительно в 1989 году Борис Гребенщиков дописал к ней два куплета, и песня в таком изменённом виде была записана для «Гипербореи». Песня «Апокриф» была посвящена памяти Джимми Хендрикса .
- 80-е — песня «Люди, пришедшие из можжевельника» впервые была исполнена на 10-летии группы и вошла в альбом « Аквариум. 10 лет ». Песня «Быстрый светлый» была написана во времена записи альбома « Равноденствие », но не вошла туда.
- 90-е — песня «Ария Казанского Зверя» (посвящение Олегу Сакмарову ), все куски, вошедшие в «Магистраль», и инструментал «Hyperborea In Memoriam» были написаны незадолго до (весной 1996 года ) и во время записи «Гипербореи» (что касается и бонус-трека «Менуэт земледельцу», текст песни считался утерянным, но был найден в результате совместного музицирования дома у вышеуказанного Сакмарова).
Примечания
- . Дата обращения: 22 мая 2015. 16 марта 2015 года.
- Дата обращения: 22 мая 2016. 24 мая 2016 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
Литература
- Аквариум «Сны о чём-то большем». Авторы текста: А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский; Редактор: Борис Гребенщиков — М.: Издательский дом «София», 2004 г.
- 2020-02-25
- 1