Васильев, Георгий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Леона́рдович Васи́льев (род. 22 июня 1957 , Запорожье , УССР , СССР ) — российский предприниматель-инноватор, продюсер, композитор, поэт, сценарист, режиссёр, бард. Стоял у истоков многих новаторских проектов: сотовая сеть «Билайн» , первая в России фьючерсная биржа , первый мюзикл ежедневного показа (« Норд-Ост »), анимационный бренд (« Фиксики ») и другие. В сотрудничестве с Алексеем Иващенко — автор нескольких музыкальных спектаклей и множества песен. Бардовский дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева известен среди поклонников жанра как дуэт « Иваси » .
Георгий Васильев родился 22 июня 1957 года в Запорожье в семье инженеров, работавших на Запорожском трансформаторном заводе .
В 1974 году Георгий Васильев окончил Запорожскую среднюю школу № 22 и поступил в Московский государственный университет , на географический факультет (со второго курса учился на кафедре экономической географии СССР ). Благодаря индивидуальному учебному плану он мог также слушать лекции и сдавать экзамены на экономическом факультете. В результате он получил не только диплом географа, но и дополнительную специализацию — экономическая кибернетика, управление и планирование. После окончания аспирантуры МГУ Георгий Васильев защитил кандидатскую диссертацию (к. г. н.) на тему «Социально-экономическая оценка территории города». Используя статистику квартирных обменов, он показал реальные отличия цены земли в разных районах Москвы, несмотря на отсутствие легального рынка земли при социализме. В короткий срок Георгий Васильев сделал научную карьеру, пройдя путь от младшего научного сотрудника в Институте географии АН СССР до ведущего научного сотрудника в ЦНИИП градостроительства .
Ещё будучи студентом и аспирантом, Георгий Васильев увлёкся музыкальным театром. Совместно с Алексеем Иващенко он создал несколько музыкальных спектаклей на географическом факультете МГУ, а затем в Студенческом театре МГУ . Творческое сотрудничество с Алексеем Иващенко продолжилось и за пределами университета. Они стали популярным бардовским дуэтом, который получил неофициальное название «Иваси».
На первом же Всесоюзном фестивале авторской песни в 1986 году, который состоялся в Саратове, дуэт Васильев-Иващенко получил гран-при за песни «Музыкальный автомат» и «Вечный думатель». Дуэт приобрел широкую известность. В течение последующих 15 лет они записали несколько песенных альбомов и дали сотни концертов в городах России, Украины, Белоруссии, Германии, Израиля, США, стран Балтии, Закавказья, Казахстана, Средней Азии.
Перестройка дала толчок и профессиональной деятельности Георгия Васильева — позволила перейти от теоретической урбанистики к реальному городскому управлению. Пройдя по конкурсу на должность председателя исполкома Октябрьского района Москвы , он провел в районе ряд смелых преобразований, открывших дорогу развитию рыночных отношений. В районе была зарегистрирована почти половина всех частных предприятий, появившихся в Москве в 1990—1991 годах . В 1991 году Георгий Васильев стал советником Мэра Москвы Г. Х. Попова по вопросам административной и экономической реформы. По его проекту была проведена реорганизация административно-территориального деления Москвы — появились 10 административных округов (префектур) и более 100 муниципальных районов.
Осенью 1991 года Георгий Васильев покидает государственную службу и становится президентом Московской товарной биржи. Здесь ему удаётся всего за год реализовать свою мечту — создать первую в России фьючерсную биржу .
После биржи Георгий Васильев возглавил инвестиционный холдинг «Росико», который позднее стал ядром крупной финансово-промышленной группы АФК «Система» . Он занимался приватизацией МГТС , Зеленоградских электронных заводов, другими инвестиционными проектами. Среди них был и проект создания сети сотовой связи, которая впоследствии получила название « Билайн ».
Одним из первых в России Георгий Васильев оценил перспективы нарождающейся отрасли и полностью сконцентрировался на работе в « ВымпелКоме » (оператор сети «Билайн») — сначала в должности председателя совета директоров, а затем первого вице-президента, отвечающего за развитие бренда, продаж, абонентской службы и сети в регионах. Союз трёх ключевых партнеров — Дмитрия Зимина , Оги Фабелы (Augie K. Fabela II) и Георгия Васильева — оказался очень продуктивным. Уже в 1995 году «Билайн» становится самой большой по количеству абонентов сотовой сетью в России, а в 1996 году «ВымпелКом» первой из российских компаний выводит свои акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу .
Васильев неоднократно утверждал в СМИ, что Владимир Евтушенков причастен к бандитскому нападению на него и на Дмитрия Зимина с целью принудить продать акции « Вымпелкома » в 1995 году .
Опыт и капитал, приобретённые во время работы в «ВымпелКоме», позволили Георгию Васильеву запустить несколько собственных инновационных проектов. Первым из них стал «Гудвин» — разработка и производство электронных средств связи . Из-за экономического кризиса 1998 года концерну «Гудвин» не удалось составить конкуренцию зарубежным производителям на рынке потребительской электроники, однако его продукция укрепилась на рынке профессиональной связи. В частности, «Гудвин» производит GSM и DECT телефоны с криптозащитой.
В конце 90-х Георгий Васильев инициировал и спродюсировал небольшой, но значимый в истории авторской песни проект — « Песни нашего века ». В этом проекте объединились Виктор Берковский , Сергей Никитин , Олег Митяев и другие известные барды, чтобы хором спеть песни, ставшие классикой жанра. Телепередачи, живые концерты, книги и аудиоальбомы «Песен нашего века» возродили интерес широкой публики к авторской песне, популярность которой к тому времени уже начинала угасать.
В 2000 году Георгий Васильев и Алексей Иващенко презентовали очередной альбом своих песен «Припадки молодости» в составе двух дисков — «Предпоследний» и «Последний». После этого Георгий Васильев принял решение оставить жанр авторской песни и прекратить концертную деятельность.
Авторский дуэт полностью сконцентрировался на создании мюзикла «Норд-Ост» . Георгий Васильев и Алексей Иващенко выступили в этом проекте композиторами, либреттистами и режиссерами. Спектакль вошёл в историю как первый русский мюзикл и получил « Золотую маску » . Однако для Георгия Васильева как продюсера проекта не менее важным было перенести на российскую почву «бродвейскую модель» театра — длительный показ одного спектакля в ежедневном режиме.
Литературной основой для «Норд-Оста» послужил роман Вениамина Каверина « Два капитана ». По ходу действия на сцену должен был приземляться самолет-бомбардировщик в натуральную величину, а из-под сцены — появляться ледяной корабль. Для этого пришлось полностью переоборудовать ДК 1-го ГПЗ , который стал называться Театральный центр на Дубровке.
19 октября 2001 года состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост». Мюзикл произвёл очень сильное впечатление. Газета «Известия» писала: «Это день рождения новых композиторов большой сценической формы — Иващенко и Васильева. Ни в чем не подражая Уэбберу, они взяли за основу традиции Дунаевского и Милютина, а также русской бардовской песни, русского романса. Это день рождения театральных режиссеров, уверенно владеющих и сценическим пространством, и условностью жанра, до сих пор нам не поддававшегося — Иващенко и Васильева. Так вообще-то не бывает, но так случилось. Спектакль вышел сюжетно напряженным, в нем сильные и яркие характеры, в нем музыкальные диалоги, за которыми следишь, как за детективом» .
«Норд-Ост» в 2001—2002 годах побил все российские рекорды продолжительности ежедневных показов театрального спектакля: в ежедневном режиме он шёл более года, пока 23 октября 2002 года театр и его зрители не стали заложниками террористов .
В момент захвата театра Георгий Васильев и Алексей Иващенко работали в студии звукозаписи в том же здании. Узнав о стрельбе, Георгий Васильев отправился в зрительный зал, где и провёл два дня и три ночи вместе с остальными заложниками. В момент штурма в результате применения газа он потерял сознание. Пришёл в себя через несколько часов в больнице .
Выйдя из больницы, Георгий Васильев был вынужден не только хоронить погибших и помогать пострадавшим, но и заботиться о восстановлении спектакля, считая это своим гражданским долгом. Премьера обновленной версии «Норд-Оста» прошла в том же здании 8 февраля 2003 года. Однако публика, поддерживая сам факт возрождения спектакля, не спешила покупать билеты. В мае 2003 года показы спектакля в Москве были остановлены.
Георгий Васильев, получив финансовую помощь от Фонда «Открытая Россия» , сосредоточился на создании передвижной версии «Норд-Оста», чтобы провезти знаменитый спектакль по другим городам . К осени 2004 года мюзикл был готов к гастролям по стране, но премьерные спектакли в Санкт-Петербурге были сорваны владельцем арендованного зала под надуманным предлогом. Аналогичным образом повели себя Новосибирск и Екатеринбург . Стало ясно, что жить спектаклю не дадут. После серии показов в Нижнем Новгороде и Тюмени мюзикл «Норд-Ост» окончательно прекратил свое существование .
Ко времени окончания эпопеи «Норд-Оста» у Георгия Васильева было уже пятеро детей. Его жена Екатерина Васильева не только управлялась с большой семьёй, но и непосредственно участвовала во всех начинаниях своего мужа в качестве ближайшего сотрудника с начала 1990-х. После «Норд-Оста» она вместе с ним переходит в новый «детский» проект.
В 2005 году Георгий Васильев в партнерстве с Александром Татарским начинает заниматься мультфильмами и создает продюсерскую компанию , которая работает в тандеме со студией анимационных фильмов « Пилот » . Их первый совместный проект — цикл мультфильмов « Гора самоцветов ». В 2007 году появляется собственная «Аэроплан Студия», которая начинает производить « Фиксики ».
С конца 2010 года этот сериал регулярно идет в передаче « Спокойной ночи, малыши » и на многих других телеканалах. На канале «Фиксики» в YouTube число просмотров превышает 3 миллиарда . «Фиксики» входят в тройку самых популярных российских детских брендов, успешно конкурирующих с зарубежными брендами на рынке детских товаров и услуг .
Георгий Васильев выступает в проекте «Фиксики» не только как продюсер, но и как композитор (в соавторстве) и сценарист (в соавторстве). Одновременно с работой над сериалом и полнометражными фильмами «Фиксики» Георгий Васильев осуществил ещё целый ряд проектов, рассчитанных на детскую и семейную аудиторию. Среди них — цикл пластилиновых мультфильмов о регионах России « Мульти-Россия », переводы на русский язык лучших рождественских и детских песен, театрализованные представления «Фикси-шоу» и «Баламут-шоу», цикл детских песен «Фиксипелки» .
За это же время Георгий Васильев в качестве композитора и либреттиста (в соавторстве с Евгением Антроповым) написал по мотивам произведений Леонида Соловьева новый мюзикл — «Ходжа Насреддин». В отличие от эпического «Норд-Оста» это — авантюрная комедия.
В феврале 2020 года Георгий Васильев продал контрольный пакет акций в продюсерской компании «Аэроплан» и анимационной студии «Аэроплан Студия» группе «Рики» — создателю мультфильмов «Смешарики» и инвестору «Аэроплана» с 2011 года .
Осенью 2017 года Георгий Васильев прочел курс лекций в МГУ им. Ломоносова на тему «Человек и ноосфера: современное осмысление мира» , в котором соединились знания из самых разных наук — географии, экономики, биохимии, астрофизики, эволюционной биологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, психологии и др., а в 2019 году возглавил научно-просветительскую программу « Всенаука » . Ее цель — популяризация знаний о современной научной картине мира. В 2020-2021 годах в рамках программы «Всенаука» был реализован проект « Дигитека », в результате которого десятки лучших научно-популярных книг стали бесплатными для всех.