Interested Article - Китабхане

Художники и каллиграфы за работой. Могольская миниатюра . 1590-95 гг. Собрание принца Садруддина Ага-хана .

Китабхане (также « китабхана »; от араб. и перс. «китаб» — книга, перс. «хане» — дом) — библиотека-мастерская в средневековых странах ислама .

Первоначально в странах, где распространился ислам , переписывались только Коран и хадисы . В качестве писчего материала на Ближнем Востоке издревле использовался папирус , производство которого в Египте представляло собой целую индустрию (особенно дорогие экземпляры Корана писались на пергамене , иногда золотом). Первые исламские государственные образования — государства Омейядов и Аббасидов — в этом отношении сильно зависели от Египта, поскольку вся деловая переписка велась на папирусе. Проникновение в Арабский халифат более дешевой и удобной, чем папирус, бумаги произошло после Таласской битвы . С 935 года совершенно прекращаются датированные папирусы, в то время как с 912 года появляются датированные документы на бумаге .

Копиисты-переписчики и иллюстраторы работали при дворах государств Газневидов ( 977 1118 ) и Фатимидов ( 910 1171 ). Однако после падения Фатимидов часть каллиграфов и художников перебралась в аббасидский Багдад .

Первая настоящая китабхане, то есть библиотека, в которой, кроме накопления книг, осуществлялись переводы с других языков, делались копии не только религиозных, но литературных и научных сочинений, появилась, судя по всему, в Багдаде при дворе халифов . Самые ранние из дошедших до наших дней арабских иллюстрированных манускриптов датируются концом XII века . В дальнейшем китабхане стали появляться при всех дворах и во всех крупных городах Ближнего и Среднего Востока. Самые крупные книжные собрания насчитывали по нескольку десятков тысяч манускриптов (например, в шахской китабхане Сефевидов в Тебризе хранилось около 70 000 книг).

Китабхане представляла собой большое собрание ценнейших, подчас довольно древних рукописей. В китабхане они копировались или варьировались, заново украшались миниатюрами и изящными переплетами. По существу, китабхане в Средние века была средоточием всей духовной и культурной жизни города, области или двора правителя. Здесь собирались лучшие художники, переписчики-каллиграфы, поэты и мыслители. Самые крупные китабхане существовали при шахских дворах.

Во главе китабхане стоял начальник — китабдар , которым обычно назначали одного из самых талантливых каллиграфов или художников. В создании книги принимали участие:

  • лаваат — оформитель, аранжировщик всей книги
  • кариб — переписчик
  • хаттат — каллиграф
  • наккаш или мусаввир — художник-миниатюрист
  • мукавассаз — переплетчик
  • униван — орнаменталист, создатель орнаментов

а также позолотчики, мастера филигранной резьбы и тиснения по коже или картону.

Содержание китабхане требовало больших средств, поскольку над отдельными рукописями мастера трудились не один год. Например, большое тебризское « Шахнаме » шаха Тахмаспа I выполнялось с 1539 по 1543 год . Для таких произведений искусства требовались дорогие материалы, в частности золото и серебро. Подобные манускрипты были предметом гордости владетелей библиотек. Правители и отдельные вельможи преподносили их в дар лишь в особо торжественных случаях. Таким образом, культура китабхане была по большей части аристократической. Доступ в хранилища рукописей имели обычно лишь немногие избранные и приближенные шаха или знатного вельможы, владетеля китабхане. Однако наряду с крупными китабхане существовали небольшие мастерские по переписке книг, в которых создавались недорогие коммерческие экземпляры литературных произведений в соответствии со спросом иных социальных групп — обученных грамоте богатых купцов или ремесленников.

Кроме перечисленного, китабхане были художественными школами или институтами, в которых обучались молодые художники, вырабатывались художественные новации, придумывались новые подходы для иллюстрирования рукописей.

Китабхане существовали на мусульманском Востоке до XIX века , пока не были окончательно вытеснены печатным станком.

Примечания

  1. Адам Мец . Мусульманский ренессанс. М. Наука. 1973. стр. 372.

Литература

  • Деннике Б. Живопись Ирана. — М., 1938.
  • Кази Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. — М.—Л., 1947.
  • Мастера искусств об искусстве. — М., 1965. — т. I.
  • Кильчевская Э. Два портрета Кемалетдина Бехзада // Сокровища искусства стран Азии и Африки — М., 1975. — Вып. I.
Источник —

Same as Китабхане